Center «Res Publica»

respublica

 

The Res Publica research center at the European University at Saint-Petersburg was founded in 2005. Its research belongs to the general trend of contemporary European social and political thought. The latter attempts to summarize the 2500-old tradition of reflection on how people might live in freedom together, which stems from Antiquity.

What we do

Research is our primary field of activity. Apart from conducting studies we engage in educational and experimental projects. 

Educational activities

Our educational activities first and foremost consist of translating classical texts in republican theory. We have translated into Russian a number of books authored in the late XXth century by founders of republicanism. Among them are Liberty Before Liberalism by Regius Professor of History and Politics at the University of Cambridge Quentin Skinner, chapters of Republicanism: A Theory of Freedom and Government by Princeton University Professor Phillip Pettit (which were published in Сontemporary  Republican Theory of Freedom, a volume of texts translated from English). We have also published Res Publica: A History of the Concept, a volume of translations from German as well as Gasparo Cantarini’s treatise De magistratibus et republica venetorum from Latin. The latter, written in 1526, served the Republican glory of Venice no less than texts by Niccolo Machiavelli and Francesco Guicciardini served that of Florence, or so it was believed in the times of Shakespeare. We are currently working on translating one of the classical republican books -  The Commonwealth of Oceana written by James Harrington in 1656, which is one of the republican thinking milestones of the English Civil War era.

Apart from translation work, our researchers give public lectures and participate in discussions in culture centers, clubs and on other public intellectual platforms across Russia. We publish popular science and analytical articles in mass media and on leading Russian educational websites. Among our recent projects (November-December 2018) was the launching of a course titled “Civil education: seven days of participatory projects in a modern city”. We also recorded a series of video lectures on the basis of this course.

Our regular public seminar features lectures by our research staff and by invited experts from adjacent scientific realms such as political theory, philosophy, history, linguistics etc.

Research activities

Our center’s research activities consist of conducting interdisciplinary research in three areas:

Our block of research in medieval studies of republics primarily entails studies of republican practices in medieval cities of Novgorod and Pskov. Alexey Vovin and Pavel Lukin have conducted two studies based on a common principle - comparison of medieval Russian cities with medieval European communes which had pronounced republican character. The results obtained by Vovin were published in a monograph The Urban commune of medieval Pskov in the XIVth - early XVIth centuries ("Городская коммуна средневекового Пскова: XIV - начало XVI века",  EUSP press, 2019). Pavel Lukin is working on a monograph Novgorod and Venice. Comparative historical essays on political culture in the Old Russian republic”

Vladimir Korshakov is finishing his dissertation on political functions of church in medieval Novgorod. Although the significance of civil worship and the role of archbishop (the only hierarch in medieval Europe elected by drawing lots) are hard to overestimate, research in politics has usually ignored it and focused almost exclusively on secular phenomena.

 A distinct place in this block of research is occupied by the study of the Great Bridge in Novgorod, which was made possible by underwater excavation. The Great Bridge in Novgorod was the only permanent bridge in Russia up to the XVIIth century. It was a genuine public space akin to the important bridges of medieval Europe such as Rialto in Venice. According to the chronicles, the bridge hosted important public events. Underwater archeological excavations have confirmed that in the XVth-XVIth centuries the Bridge was the locus of intensive economic activity. Divers have discovered coins, fragments of tableware, pottery, trading utensils and various goods. The 2018 archeological season brought new unexpected discoveries - the foundations of a bridge dating back to the Xth century. This will contribute to refinement of hypotheses regarding Novgorod topography of the earliest period.

The research on Russian republican thought of mid XVIIIth - early XIXthe centuries, performed by Victor Kaploun and Natalia Potapova, consists of studying archeology and genealogy of Russian Enlightment thinking and republican traditions of Russian culture of the last third of the XVIIIth century. The main focus is on Russian political language and basic political concepts that reflect Republican values of common good and shape the possibilities of common cause. In particular, Victor Kaploun researches classical Russian culture of the era of Radishchev, Karamzin, Pushkin and the Decembrists. Its foundational values can be traced all the way to Antiquity. They are exactly what has been inconspicuously passed from generation to generation of Russian literature readers, togеther with fundamental models of virtuous and valiant behavior. Thus, we are all, as Catherine II would say, Republicans at heart. And although many of our compatriots, raised within Stoic-Roman or Greek models of Russian culture, fail to notice this antique layer, it is what lies at the heart of our literature, and as such shapes basic institutions of morality.

Natalia Potapova’s research project, Legislative Commission of Catherine II: shaping of the new political language and practices focuses on creation of the Russian law code in 1767-1768. Historiography lacks consensus regarding the significance and activities of the Legislative Commission. Was it merely a stage decoration in the republican show meant to conceal the inconvenient and incorrigible Russian reality? Or yet another attempt to adjust the optics of the police state, only this time not by sending out commissioners and fiscals, but by gathering the electives in the capital, so that they would report on their vision of needs and moods discussed in the Senate, and would serve as “witnesses” to administrative cases? Or was it a starting point of civil liberties? An attempt to build a “republic” by the sovereign, a not entirely consistent and logical one due to participation of the plethora of actors who understood its task differently? An endeavor to push representatives of different estates to contribute to creation of common things and drafting of common rules of using them? Was the rhetoric of Roman republicanism merely an arbitrary decoration of it all?

This project sets out to research the interaction between various elements of political languages and the role they played in the discourse of deputies in the Legislative Commission. The theoretical model is based on Bourdieu’s hypothesis that the linguistic sense and the expressions habitual in the community are a special case of dialectical relationship between habitus and institutions. The primary emphasis is made on researching the functioning of the new classical republican rhetoric and practices of deliberation aimed at reproduction of rational discussion. We accept and seek to verify Hugh Hudson’s hypothesis that in Russia habitus bore more significance than the will of the ruler. We would like to find out how informal pressure weakened, how subversion of traditional hierarchical subordination took place, how the impulse of civil liberties given in the Catherine’s Order transformed, how practical possibilities of civil participation were explored in course of Commission sessions, and how the shared experience of “the other reality” was shaped and changed. Also, Natalia has published one of the most prominent recent books devoted to reevaluation of the Decembrist movement titled Tribunes of dank casemates

Another block of our center’s research consists of projects in republican theory that are mainly focused on history of republican thinking and practices. The book authored by Oleg Kharkhordin, head of Res Publica center, Res publica, or the public cause(2020) in a popular form describes major developmental stages of republican thinking from the times of Antiquity to modern day. Published by Harvard University Press in 2018, Republicanism in Russia: Community Before and After Communism (2018) is an academic rather than popular summary of the work performed by the center over the last ten years. In 2019, a group of researchers led by Kharkhordin published To Live with Dignity, a volume of articles on dignity, one of the key republican concepts. 

Apart from the theory of political and social structure of classical republics, our center performs analysis of functioning of things that lie at the basis of contemporary societies. In res publica, res can be translated as causes or things, and that is why one often comes across the expression “public things” in  Roman law textbooks. Research conducted in our center in mid-2000s was mainly preoccupied with analysis of things that knit together a contemporary Russian city or even a yard. The results were published in Infrastructure of Freedom. From the Communal to the Public is an analysis of how contemporary social movements that defend urban legacy often employ classical republican themes from Russian culture and history. This topic was popularized in a series of newspaper columns in Novaya Gazeta

Experimental activities

The experimental block tests republican practices in the communities that would like to implement such forms of co-living. It helps test major research hypotheses. From 2013 to 2019 testing activity also included attempts to see to which extent cities that wish to adopt participatory budgeting (participation of population in drafting and realization of a small part of city budget) are indeed capable of that. This project came to be known as Participatory budgeting in Russian municipalities. Participatory budgeting usually means that a small part (1 to 5 per cent) of municipal budget (of a settlement, district or city) is reserved for expenditures decided by a special budgetary committee. Half of the committee members are municipal officials, while the other are citizens who were elected by means of casting lots and other republican procedures. 

For the sake of popularization this project has been widely covered in the media - both in Vedovosti (e.g. here and here, and in local newspapers in the towns that hosted republican experiments (for example, here). One of the major tasks of the project is to involve into the dialogue with the administration those citizens who previously avoided it for various reasons ranging from distrust of authorities to lack of information. The administration provides the citizens with information on city budget and ways of using it, the main legal aspects and practices in the sphere of municipal management. The sum allocated by the administration is then distributed by the budgetary committee. As a result, citizens get a real opportunity to make a difference in the life of their urban community, and the authorities receive fresh ideas and an opportunity to recruit new engaged members on their team.

Beginning in 2019 the project has been developed by the research team led by Lev Shilov and the Center for Humanistic Urbanism (Urbanism and Participation).

As a part of our center’s experimental activities we have also worked on devising a model of a public ‘republican’ register of Russian. The classical model of republican liberty is often employed on a microlevel, from homeowner associations to municipal authorities. Firstly, at this level there are no barriers for active representatives of this small group to meet in person to solve problems. Secondly, when people unite over “common things”, be it a struggle against invasive housing construction or working on beautification of a common yard, they often implement republican models, even if unconsciously.

Research shows that contemporary Russian society almost entirely lacks an emotionally neutral but interested and polite “public” register, usually employed in discussions of important issues in parliaments. Discussions among civil society groups in Russia are usually quick to deteriorate into an intensively-personal register of online social networks, or into the language of official cliches that belong in documents. The results of this study were published in a book edited by Nikolai Vakhtin and Boris Firsov, The Public Muteness Syndrom: the History and Modern Practices of Public Debates in Russia (НЛО, 2017), especially in articles by Boris Gladarev, Oleg Kharkhordin and Dmitry Kalugin.

A logical continuation of this work would be devising a code of public dialogue and education in methods of such public non-violent and non-insulting discussion of common problems. The task would be to create a Russian counterpart to what is called  Robert’s Rules of Order in America or Rules of Parliamentary Procedure in the UK, but grounded to the rules of discussion in such groups as a gardening cooperative, municipality or gathering of a civil society organization. Merely translating western codes of public discussion will not work. For example, Robert’s Rules of Order were translated into Russian twice in the early 90s. However, they did not take root here because of being inadequate fits for the Russian debate and discussion practices. Luckily, there is a set of rules of holding discussions that were devised in 1906 by Sergey Muromtsev, Chairman of the First State Duma, and Moisey Ostrogorsky, a specialist in sciences politiques, and a Sciences Po alumnus. They were later perfected by V.Maklakov over the course of work in the Duma up until 1917 (even the Bolsheviks and the Mensheviks sometimes resorted to using these rules in discussions at the revolutionary Petrograd Soviet). Adapted to the needs of the XXIst century, such a code of rules could be of service to civil society. WIthout such a code, civil society groups often experience problems when trying to quickly and effectively draft a collective position on what to achieve and how to achieve it.

CONTACTS

E-mail: respublica@eu.spb.ru

Administrator: Olga Matskevich

О центре

respublica

 

Исследовательский центр «Res Publica» Европейского университета в Санкт-Петербурге существует с 2005 года. Его исследования являются частью общего тренда современной европейской социальной и политической мысли, пытающейся обобщить идущую из европейской античности 2500-летнюю традицию размышлений о том, как люди могут свободно жить вместе.

 

ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ?

Основное направление деятельности центра – исследовательское. Кроме научных исследований, центр занимается также просветительской и экспериментальной деятельностью.

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В своей просветительской деятельности центр занят, прежде всего, переводами работ по классической республиканской теории. Так, были переведены на русский язык книги основоположников республиканизма конца ХХ века - Королевского профессора истории и политики в Кембриджском университете Квентина Скиннера (Quentin Skinner «Liberty Before Liberalism»), профессора Принстонского университета Филиппа Петтита (главы книги Philip Pettit «Republicanism: A Theory of Freedom and Government» - вышли в составе сборника переводов с английского языка «Современная республиканская теория свободы»). Также были изданы сборник переводов республиканских текстов с немецкого языка «Res Publica: История понятия», и перевод с латинского языка трактата Гаспаро Контарини «О магистратах венецианской республики» (1526) - труд, сделавший для республиканской славы Венеции не меньше (по крайней мере, так считали во время Шекспира), чем труды Никколо Макиавелли и Франческо Гвиччардини для республиканской славы Флоренции. В настоящее время ведется работа по переводу одного из классических республиканских трудов - книги Джеймса Харрингтона "The Commonwealth of Oceana" (1656), значимой вехи для развития мысли периода Английской революции.

Другая часть просветительской деятельности научных сотрудников центра – чтение публичных лекций и участие в дискуссиях в культурных центрах, клубах, на других публичных интеллектуальных площадках не только Петербурга и Москвы, но и других городов России. Сотрудники центра также публикуют научно-популярные и аналитические статьи в СМИ и на ведущих российских просветительских интернет-порталах.  Новым направлением в работе центра стал запуск в ноябре - декабре 2018 года просветительского курса "Гражданский ликбез: о партиципаторных процессах в современном городе за семь дней", на основе которого был записан и цикл публичных видео лекций.

На открытом регулярном семинаре центра Res Publica  выступают как сотрудники центра, так и приглашенные коллеги из смежных областей знания - ведущие политические теоретики, философы, историки и лингвисты и др. 

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Научная деятельность центра связана с проведением междисциплинарных исследований по трем направлениям: 

Блок исследований по медиевистике республик связан, прежде всего, с изучением республиканских практик средневековых городов Новгорода и Пскова. Алексей Вовин и Павел Лукин провели два исследования, основывающихся на общем принципе - сравнении средневековых русских городов с средневековыми европейскими городскими коммунами, которые имели ярко выраженный республиканский характер. Результаты исследования А. Вовина нашли отражение в вышедшей в 2019 г. в издательстве ЕУСПб монографии  "Городская коммуна средневекового Пскова: XIV - начало XVI века". П. Лукин готовит к изданию монографию "Новгород и Венеция. Сравнительно-исторические очерки политической культуры древнерусской республики".

Владимир Коршаков заканчивает диссертацию по политическим функциям церкви в средневековом Новгороде. Хотя значение общественного богослужения и роль архиепископа (единственного иерарха церкви в средневековой Европе, избиравшегося жребием) в Новгородской политике трудно преувеличить, обычно исследования по политике их игнорировали, уделяя внимание только секулярным феноменам. 

Особняком в данном блоке исследований стоит изучение Великого моста в Новгороде, ставшее возможным благодаря подводным раскопкам. Великий мост в Новгороде был единственным постоянным мостом в России до XVII века и представлял собой настоящее публичное  пространство - так же, как и другие важные мосты средневековой Европы: например, Риальто в Венеции. По свидетельствам летописей, на мосту происходили важные публичные события, а подводные раскопки подтвердили, что мост XV-XVI вв. был местом интенсивной экономической активности: водолазы нашли монеты, остатки посуды, торговой утвари, различных товаров. Сезон раскопок 2018 года принес новые неожиданные находки - были найдены основы (городни) моста Х (!) века, что будет способствовать уточнению гипотез о топографии Новгорода самого раннего времени. 

Блок исследований по российской республиканской мысли середины XVIII - начала XIX вв., в котором заняты Виктор Каплун и Наталья Потапова, посвящен исследованию археологии и генеалогии мысли русского Просвещения и республиканских традиций русской культуры, складывающихся в последней трети XVIII века. Основной интерес исследователей формируется вокруг российского политического языка и базовых политических понятий, отражающих республиканские ценности общего блага и моделирующих возможности общего дела. В частности, Виктор Каплун занимается исследованием классической культуры века Радищева, Карамзина, Пушкина и декабристов, в основу которой легли, прежде всего, античные доблести. Именно они незаметно передаются между поколениями читателей российской литературы вместе с основными образцами доблестного или добродетельного поведения, которые она сообщает нам. Таким образом, мы все, как говорила еще Екатерина II, «республиканцы в душе», хотя многие наши соотечественники, воспитанные на стоически-римских или греческих моделях русской культуры (ср. пушкинское «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» или «Нет, весь я не умру...») чаще всего не замечают этот античный пласт, лежащий в основании нашей литературы, а потому и базисных интуиций морали. 

Наталья Потапова ведет исследование Комиссии Екатерины II по созданию Уложения российских законов (1767 - 1768 гг.) "Уложенная комиссия Екатерины II: формирование нового политического языка и практик". В историографии не существует консенсуса относительно значения и деятельности Уложенной комиссии. Была ли она одной из декораций в республиканском театре власти, скрывавшем от глаз неудобную и непоправимую российскую действительность? Или очередной попыткой настроить камералистскую «оптику» полицейского государства, на сей раз не отправлять комиссаров и фискалов на места, а вызвать выборных в столицу, чтобы они сообщили свое видение разбираемых в Сенате и коллегиях нужд и нестроений, выступили подобно «свидетелям» по административным делам? Или же это начальная точка гражданских свобод, не во всем последовательная и логичная из-за участия множества по-разному понимавших ее задачи акторов попытка построить «республику» при государыне, побудить представителей сословий внести свой вклад в создание общих вещей и разработку общих правил пользования ими, и риторика классического римского республиканизма не была случайным украшением этого дела?

Данный проект посвящен исследованию того, как взаимодействовали разные элементы политических языков и какую роль они играли в дискурсе депутатов Уложенной комиссии. Теоретическая модель основана на гипотезе Бурдье, что языковое чувство и принятые в сообществе выражения «есть особый случай диалектического отношения между габитусами и институциями». Основной акцент сделан на исследовании функционирования  новой классической республиканской риторики и практик делиберации, направленных на производство рационального обсуждения. Мы принимаем и беремся верифицировать гипотезу  Хью Хадсона, согласно которой «габитус в России значил больше, чем воля правителя».  Нас интересует, как происходило ослабление неформального давления и субверсия традиционных практик подчинения иерархиям, какие преобразования претерпел данный в Наказе Екатерины импульс гражданских свобод, как в процессе заседаний комиссии осваивались и преобразовывались практические возможности гражданского участия, формировался и менялся разделенный опыт «другой реальности». 

Также Наталия опубликовала одну из самых известных книг последнего времени по переосмыслению движения декабристов - "Трибуны сырых казематов".

Еще один блок исследований центра представлен проектами по республиканской теории, которое связано в первую очередь с публикацией работ по истории республиканской мысли и практик. Книга руководителя центра Олега Хархордина "Республика, или дело публики" (2020) недавно изложила в популярной форме основные этапы развития республиканской мысли со времен Античности до наших дней. Не научно-популярное, а академическое обобщение работы центра за последние 10 лет вышло на английском языке в Harvard University Press – это книга "Republicanism in Russia: Community Before and After Communism" (2018). Группа исследователей под руководством О. Хархордина опубликовала сборник статей о достоинстве ("Жить с достоинством", 2019) - одном из ключевых понятий республиканской теории.

Кроме теории политического и социального устройства классических республик, центр в рамках данного блока исследований занимался и анализом того, как функционируют вещи, находящиеся в основе современных сообществ. В выражении res publica латинский термин res можно переводить и как “дела” и как “вещи”, поэтому в учебниках по римскому праву мы часто встречаем например, “вещи публичные”. Исследования середины 2000-х гг. центра потому занимались анализом вещей, которые связывают воедино современный российский город или даже двор – результаты опубликованы в книге “Инфраструктура свободы”. Анализ того, как современные общественные движения по поводу городского наследия часто, но в основном бессознательно, используют классические республиканские темы из российской культуры и истории, вышло в книге "От общественного к публичному" и популяризованы в серии колонок в «Новой газете».

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Экспериментальный модуль тестирует республиканские практики в тех сообществах, которые хотят попробовать на практике такие формы совместной жизни. Это помогает проверить и основные научные гипотезы. С 2013 по 2019 года тестовая деятельность была сосредоточена также на попытках посмотреть, насколько российские города, желающие ввести партиципаторное бюджетирование (участие населения в составлении и реализации небольшой части городского бюджета), способны это сделать - проект "Партиципаторное бюджетирование в российских муниципалитетах". Партиципаторное бюджетирование предполагает, что небольшая часть (1 -5%) бюджетных средств муниципалитета (поселения, района, города) распределяется по решению бюджетной комиссии, состоящей наполовину из чиновников и наполовину из отобранных с помощью жребия или других республиканских практик горожан.

О проекте много писалось для его популяризации - как в газете «Ведомости» (например, здесь и здесь), так и в местной прессе тех городов, где шли республиканские эксперименты (например, здесь). Одна из важных задач проекта - вовлечение в диалог с городской администрацией тех жителей, которые раньше (в силу самых разных причин - от недоверия к власти до отсутствия информации) этого диалога избегали. Администрация предоставляет гражданам информацию о городском бюджете и способах его использования, основные параметры законодательства и практики в сфере муниципального управления, и выделяет ту сумму, которую распределяет бюджетная комиссия, состоящая из граждан и представителей администрации. В результате граждане получают реальную возможность влиять на жизнь городского сообщества, а власть - свежие идеи, и возможность рекрутировать новых заинтересованных людей в свою команду.

С 2019 года проект продолжила реализовывать команда исследователей центра гуманистической урбанистики "UP" под руководством Льва Шилова. 

В рамках экспериментальной деятельности центр занимался также разработкой модели публичного (“республиканского”) регистра русского языка. Классическая модель республиканской свободы зачастую оказывается задействована на микроуровне, начиная от ТСЖ и заканчивая муниципальным уровнем власти. Во-первых, на этом уровне нет препятствий для активных представителей такого небольшого социума собраться вместе для принятия решения. Во-вторых, люди, объединяясь вокруг «общих вещей», будь то борьба с уплотнительной застройкой или работы по благоустройству придомовой территории, зачастую используют республиканские модели, пусть и не отдавая себе в этом отчет. 

Исследования показывают, что в современном российском обществе почти что отсутствует эмоционально-нейтральный, но заинтересованный и вежливый «публичный» регистр, обычно применяемый при обсуждении важных проблем в парламентах. Дискуссии среди групп гражданского общества в РФ обычно скатываются либо на интенсивно-личностный регистр языка социальных сетей, либо на язык штампов официальных речей и документов. Результаты исследования были изданы в книге под ред. Николая Вахтина и Бориса Фирсова - "Синдром публичной немоты: история и современные практики публичных дебатов в России" (НЛО, 2017), особенно в статьях Бориса Гладарева, Олега Хархордина и Дмитрия Калугина. 

Логичным продолжением этой работы стала бы разработка кодекса правил ведения публичного диалога и обучение какой-либо группы методам такого публичного неоскорбительного и невраждебного обсуждения общих проблем. Задача - дать российский аналог того, что называется Robert’s Rules of Order в Америке или правилами парламентской процедуры в Англии, но приземленными до правил обсуждения в таких группах, как ТСЖ, садовый кооператив, муниципалитет или собрание движения «Живой город». Простые переводы западных кодексов ведения публичной дискуссии не сработают. Так, Robert’s Rules of Order два раза переводили на русский в начале 1990-х гг., но переводы не прижились, так как оказались не адекватными для российской практики дебатов и обсуждений. К счастью, есть правила ведения дискуссии, которые разработали председатель Первой Государственной Думы С.А. Муромцев и специалист по sciences politiques, выпускник Парижской школы политических наук М. Острогорский в 1906 г., усовершенствованные потом В.А. Маклаковым во время работы Государственной Думы вплоть до 1917 г. (даже большевики и меньшевики использовали иногда эти правила и в дискуссиях революционного Петроградского совета). Адаптированный к потребностям ХХI века, такой свод правил можно предложить тем группам гражданского общества, которые часто сталкиваются с проблемами быстрой и эффективной выработки осознанной коллективной позиции группы по поводу того, что данная группа хочет, во-первых, и что она будет для этого делать, во-вторых.

 

Контактная информация

E-mail: respublica@eu.spb.ru
Администратор центра: Ольга Мацкевич