Данное направление посвящено исследованию археологии и генеалогии мысли русского Просвещения и республиканских традиций русской культуры, складывающихся в последней трети XVIII века. Нас интересует формирование российского политического языка и базовых политических понятий, отражающих республиканские ценности общего блага и моделирующих возможности общего дела. Исследование сочетает критическую дистанцию, анализ исторических форм республиканской мысли, но также направлено и на выявление их генеалогического родства с современными формами и исследование моментов разрывов. Многие элементы стиля мышления республиканского Просвещения сохранились благодаря традиции русской литературы и на уровне интуиций оказывают влияние на современные способы политического мышления, критическую оценку ситуации в языке, предполагая формы и способы политического действия субъекта. В проекте исследуются исторические формы понимания государства, в том числе его республиканское определение как способа гражданской самоорганизации, гражданской солидарности и активности, на основе уважения к человеческому достоинству в гражданской жизни.
Формирование публичной сферы и республиканского типа политической субъективности
Новые технологии и преобразование системы коммуникаций, создание более безопасных и дешевых дорог и организация почтовой службы сделали возможным в конце XVIII века активный обмен опытом с Европой. Гораздо большее число молодых людей из разных социальных страт (но прежде всего дворянские элиты) получают возможность учиться в ведущих университетах Европы и проходят там стажировки. Широкая программа переводов новейших произведений европейской литературы на русский язык также расширяет границы интеллектуального пространства и вовлекает в обсуждение актуальных тем образованных людей, привыкших читать на русском. Практики совместного чтения и интеллектуальные моды формировали в среде образованных элит, молодого поколения общий стиль мысли, объединявший людей разных политических взглядов. Интеллектуальная традиция республиканизма приходит в Россию из Европы несколькими волнами вместе с текстами на европейских языках.
В России в последней трети XVIII века складывается публичная сфера. Городской ландшафт подвергается реконструкции, создаются разные формы публичного пространства, в условиях которого формируется активное общение и общее видение проблем. Благодаря театрам, садам, журналам, добровольным гражданским ассоциациям оказывается возможны новые типы критической рефлексии и культурных практик - публика и публичный интеллектуал. Данное направление исследований связано с изучением новых форм социального опыта и культурных практик, определивших тип морального субъекта и возможности его социального и политического действия, его интеллектуальной, социальной и политической эмансипации. Многие из этих доставшихся нам в наследие от екатерининских времен форм жизни не рефлексируются и кажутся само собой разумеющимися, и нам трудно представить жизнь без них, какой она была при Алексее Михайловиче, при Петре, до последней трети XVIII века. Изменения повседневной жизни, которой мы живем до сих пор, произошли в это время не только благодаря политике государства, но и благодаря не поддающейся прямому управлению процессу общественного развития, изменению и эмансипации образованного общества. Характерные для российского Просвещения изменения в умах и в социальной реальности, то, как люди этого времени видят свой социальный мир и действуют в нем, заложили основы республиканизма в России.
Формирование российского политического языка рубежа XVIII-XIX вв.: базовые понятия и ценности республиканизма
Данное направление посвящено исследованию политического мышления и языка, в основе анализ произведений разных жанров (теоретические трактаты, поэтические и назидательные сочинения), исследование практик перевода и литературного переложения, способов рецепции и критической интерпретации основных тем европейской республиканской традиции. В России XVIII века складывалась традиция ведения политических дискуссий, которые под давлением цензуры были вытеснены в литературу и благодаря литературе пережили многочисленные репрессии и подавление, превратились в базисные интуиции современной морали.
Понятия и языковые практики складывающегося в эпоху Просвещения, на рубеже XVIII-XIX вв. книжного гражданского языка отражают распространяющиеся в образованных кругах политико-правовые и обыденные представления о характере совместной жизни людей. Новые смыслы и ценности, интериоризованные благодаря литературе и культурным практикам, вдохновляли в России поколение, способное ценить преданность делу, а не государю, взаимное уважение, а не милость вельмож, готовность жертвовать личным ради общего блага, видеть пользу в объединении усилий, стремление внести индивидуальный вклад в общее дело ради улучшения общих для каждого условий жизни, наконец, творчески выступить против несправедливости гражданской жизни, готовность на мирный солидарный протест, чтобы сказать произволу власти «нет» . Республиканская форма социальной жизни исторична, мы исследуем эпоху, когда в России были возможности для формирования иного общественного выбора и типа гражданского субъекта, и от которой до наших дней сохранилась на уровне здравого смысла моральная концепция гражданской справедливости и критическое отношение к практикам полицейского государства. На рубеже XVIII-XIX вв. мы находим понимание «государства» не как формы насилия одних групп над другими, но отношение к нему как к совместному делу с активной гражданской позицией, когда общество не противопоставлялось власти. Люди этого времени рассуждали о возможностях самоорганизации, верили в возможность убедить друг друга и правительство при помощи доводов разума и совместными усилиями изменить формы общего существования, посильно внося свой вклад и жертвуя силами, временем и ресурсами ради общего блага.
Многие тексты отсылают к республиканской неоримской версии концепции общественного договора и артикулируют уверенность в возможности свобод, соблюдения прав граждан и их защиты от доминирования и в условиях монархии или президентской республики, если монарх, как и все граждане, подчиняется закону и подотчетен гражданскому обществу, которое делегировало ему большие полномочия, и если он правит в соответствии с принципом общего блага. Вне зависимости от политических предпочтений и от того, какую карьеру выбирали для себя люди и как они относились к государственной службе, их объединяло уважение к человеческому достоинству и уверенность в том, что государство не чужеродная сила, а их общее дело, форма общественной организации для решения политических задач. Общей была и уверенность в возможность оказать активное влияние на условия своего существования, активная гражданская позиция. Формировалась и развивалась способность к самоорганизации, основанная на чувстве гражданской солидарности, обсуждалась способность создавать желаемые формы совместной жизни, улучшать собственное общество и контролировать облеченных властью , чтобы те не уклонялись от служения общему благу.
Калугин Д. "История понятия "общество" от средневековья к Новому времени: русский опыт"