Магистратура
Направление «Философия»

Современная политическая теория: язык, знание, власть, субъективность

Поступить
Срок обучения: 2 года
Мест: 15

О программе

Программа реализуется исследовательским центром Res Publica ЕУСПб (в сотрудничестве с факультетами истории и социологии и с центром практической философии «Стасис»).

Мы исходим из того, что политическая теория должна и сегодня сохранять изначальное амбициозное призвание: анализировать реальность и человеческие проблемы в контексте длительного исторического времени, понимать генеалогию и специфику современных форм политического и социального опыта и возможные для современных обществ сценарии будущего.

Современный мир меняется быстро, формы знания меняются вместе с ним. Наиболее интересное в современной философии и политической теории происходит там, где они перестают быть чисто спекулятивным знанием и вступают в союз с эмпирическими социальными науками, чтобы предложить языки описания и техники анализа, адекватные реальности современных обществ. Фундаментальная мировоззренческая революция в европейской философии и в социальных науках, начавшаяся в 1960–1980-х годах, затронула самые основания широкого спектра дисциплин — от политических наук и социологии до истории, антропологии и лингвистики. Она привела к разрушению старых дисциплинарных барьеров, возникновению новых подходов и методов исследования и закреплению логики междисциплинарности в социальном и гуманитарном знании. В философии она во многом изменила само представление о том, что такое «собственно философские проблемы», и способствовала формированию новых концептуальных словарей и аналитических техник, открывших новые исследовательские области в науках о человеке.

Интересующие вас вопросы о магистерской программе и об исследовательском центре Res Publica можно задать администратору центра Ольге Мацкевич по электронной почте omatskevich@eu.spb.ru или по телефону + 7 (812) 383-53-17 (10:00–17:00).

Как проходит обучение?

Обучение в рамках программы сочетает интенсивную подготовку в области современной философии и политической теории (по ту сторону устаревшего деления на «континентальную» и «аналитическую») с ранней ориентацией на практическую исследовательскую деятельность. Содержание основных читаемых курсов во многом отражает современное состояние исследовательских направлений, развиваемых центром Res Publica (история и теория политических форм, классический республиканизм, теория практик и прагматический поворот в социальных науках, интеллектуальная история и история понятий, Просвещение, governmentality studies и др.). Благодаря системе научно-исследовательских семинаров, выборных курсов и факультативов, у студентов есть возможность в значительной мере самостоятельно выстраивать свои образовательные треки — в соответствии с исследовательскими интересами и  видением дальнейшей личной карьеры (с ориентацией как на академическую карьеру, так и на практическую деятельность, где будут полезны приобретаемые на программе знания и навыки работы с текстами и дискурсами, но также и с цифровыми данными и медиа коммуникациями).

Для кого эта программа?

Наличие базового философского образования для поступления на программу не является обязательным. Мы приглашаем абитуриентов с разным образовательным бэкграундом, имеющих вкус к мысли и исследовательской деятельности и готовых посвятить себя в течение двух ближайших лет очень интенсивным занятиям, сочетающим интеллектуальную дисциплину и творческое воображение. 

Узнать подробную информацию о ходе приемной кампании, а также подать документы вы можете здесь:

Обязательные курсы

Классический республиканизм: теория и история

Курс дает общий обзор того, что в последние 30 лет в англоязычной литературе обозначается как Republicanism, а по-русски обычно переводится как “классическая республиканская традиция”. Это направление мысли сегодня претендует на то, чтобы стать основной альтернативой либерализму в социальной и политической теории. В отличие от различных версий религиозной, националистической или консервативной мысли, которые тоже являются альтернативами либерализма, республиканизм, как и либерализм, исходит из приоритета свобод отдельного человека, но в отличие от последнего делает акцент на неустранимости политического измерения человеческого существования и на проблеме солидарности. В курсе рассматриваются как основные труды по республиканизму второй половины ХХ века, так и тексты по республиканской теории, начиная с классической античности, и по истории классических (непарламентских) республик, без которых трудно понять современные дебаты о хороших и плохих политических формах.

Современная политическая и социальная теория: поворот к исследованию практик (Теория практик — 1)

Начиная с 1960-х годов, с момента, когда европейская мысль начинает приходить в себя после политических катастроф первой половины 20-го века, в ситуации, получившей название кризиса социальных наук, старые парадигмы наук о человеке перестают соответствовать изменившейся реальности современных обществ и, как следствие, быть убедительными.

В методологическом отношении курс опирается на «теорию практик» — совокупность методологических подходов, в которой синтезированы достижения ряда философских и критических интеллектуальных движений середины и 2-й половины 20 века (праксеологическая философия языка и действия (Витгенштейн, Райл, Остин и др.), фукианская традиция исследований форм знания, власти и субъективности, арендтовская традиция политической теории, флековско-куновская философия науки и знания, кембриджская школа интеллектуальной истории и др.), повлиявших на наши представления о том, что такое «реальность», «познание» и «природа человека», и остающихся и сегодня драйверами развития новых исследовательских областей в социальных и гуманитарных науках. Эти движения способствовали, в частности, преодолению старых представлений о «социальном» и о «политическом», генеалогически связанных с пришедшей из европейского 19 века позитивистско-метафизической философской традицией с характерными для нее типами проблем и стилями мышления.

В курсе предлагается критический анализ основных понятий классических социальных наук («реальность», «социальное», «политическое», «действие», «социальный факт», «институт», «власть» и др.) и излагаются основы эпистемологической перспективы «теории практик», которая может быть использована как источник концептуальных инструментов и для field work в философии, и для эмпирически ориентированных междисциплинарных исследований в социальных науках.

В практическом отношении акцент в курсе делается на технике «медленного чтения» текстов, которая позволяет анализировать стили мышления и логику проблем, характерные для различных человеческих миров, зачастую далеких от того, к которому принадлежит читатель, идет ли речь об исторической или о культурной (антропологической) дистанции. Эта техника также развивает навык, необходимый для анализа стилей мышления и жизненных проблем наших обществ, увиденных с дистанции антропологического и исторического остранения.

Курс состоит из двух разделов: «Понятие “социального”» и «Понятие “политического”».

Современная философия и социальные науки (Теория практик — 2)

Курс посвящен влиянию современной философии на прагматический поворот в социальных науках. Он собирает самые разные традиции — от витгенштейнианства и феноменологии до исследований науки (STS) и прагматической социологии — вокруг центрального концепта «практики». Студенты узнают, что изучали классики прагматического поворота, с кем они спорили и как им удалось изменить социальные дисциплины. Кроме обзора главных концепций, задача курса — показать, какие методологические инструменты теория практик дает для конкретных исследований и помочь студентам научиться применять их в собственных исследовательских проектах.

Знание о прошлом: теория и история

Курс посвящен моделям осмысления и описания прошлого в европейской традиции: от античности до XX века. Политическая философия на протяжении почти всего своего существования неотделима от истории: политические теоретики всегда пользовались историческими примерами в рассуждениях о природе политических явлений и нередко сами писали исторические работы.

Студент, освоивший курс, сможет ориентироваться в направлениях европейской историографии и самостоятельно определять, какая модель познания прошлого заложена в политико-философских работах конкретного автора.     

История понятий

Цель предлагаемого курса — ознакомить студентов с одним из самых влиятельных и перспективных направлений современных исследований по теории и истории речевых актов. В первой части изучаются теоретические установки и конкретные труды представителей одной из двух ведущих школ истории понятий — немецкой Begriffsgeschichte (Р. Козеллек и его ученики). Во второй части делается упор на трудах англо-саксонской (Кембриджской) школы (К. Скиннер, Дж. Покок и др.). В рамках курса студенты получают возможность попробовать свои силы в анализе ключевых понятий изучаемых ими теорий или обществ, опираясь на разработки последних 20 лет в российской традиции истории понятий. Особый упор в курсе делается на то, чтобы представить историю понятий как историю типичных речевых актов или дискурсивных практик, то есть показать, какие методы теории практик используются в рамках истории понятий.

Иностранный (английский) язык

Курс разработан в русле коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам. Его ключевым принципом является ориентация на овладение языком как средством общения в рамках жизненных ситуаций, актуальных для студентов. Особый упор в курсе делается на профессиональную коммуникацию: формируются навыки различных видов чтения (поискового, ознакомительного, просмотрового, аналитического), осуществляется обучение семантико-синтаксического и лексико-грамматического анализа текста и основам перевода текстов по специальности с иностранного (английского) языка на русский, развиваются навыки восприятия на слух монологической и диалогической аутентичной речи в профессиональной сфере, а также совершенствование навыков устной и письменной речи в рамках профессионального общения (в частности, умение сформировать основную идею сообщения, кратко изложить содержание текста).

Информационные технологии в научной проектной деятельности

Цель дисциплины — обучить магистрантов использованию новых информационных технологий в своей учебной и научной деятельности, показать возможности современных сервисов для поиска информации, а также помочь студентам ориентироваться в современном информационном пространстве.

В ходе изучения дисциплины студенты освоят различные электронные ресурсы и полнотекстовые базы данных, разовьют навыки работы с электронными изданиями, текстовыми редакторами, научатся оформлять библиографическое описание и обучатся основам визуализации данных. Теоретическая основа курса дополняется практическими примерами и заданиями для самостоятельной работы, составленными экспертами ЕУ.

Анализ и визуализация в гуманитарных исследованиях

Цель этого курса — формирование у слушателей навыков количественного анализа данных, возникающих в различных областях научных исследований. В рамках курса изучаются наиболее базовые понятия, результаты и методы теории вероятностей, математической статистики и программирования. При освоении этого курса наличие у слушателей предварительных знаний в указанных дисциплинах не предполагается, все необходимые понятия вводятся непосредственно по ходу чтения. Для иллюстрации изучаемого материала в курсе используются данные и примеры их представления из исторических и актуальных публикаций отечественных и мировых СМИ, касающихся различных сфер жизни (экономика, здравоохранение, социология, избирательная система и пр.).

Курсы по выбору

Теории справедливости

Курс знакомит слушателей с современными западными теориями справедливости. Он носит междисциплинарный характер. В первой части курса рассматриваются нормативные теории дистрибутивной справедливости, разработанные в рамках конкурирующих моделей либеральной демократии в современной политической философии: утилитаризм (И. Бентам, Дж. С. Милль), либеральный эгалитаризм (Дж. Ролз, Р. Дворкин, Д. Коэн) и либертарианство (Р. Дворкин). Вторая часть посвящена оппонентам нормативных моделей — дескриптивным теориям, демонстрирующим, как универсальные принципы справедливости реализуются на мезо- и микроуровнях реальных социальных взаимодействий. В этой части мы обратимся к идеям представителей коммунитаризма (М. Уолзер, М. Сэндел, Ч. Тейлор, А. Макинтайр), делиберативно-демократической теории (Ю. Хабермас, А. Сен) и к социологическим подходам анализа феномена справедливости (Л. Болтански, Ю. Эльстер), а также к оригинальным методам эмпирического исследования повседневной справедливости. Большинство рассматриваемых теорий предлагает конфликтное, а порой и несовместимое понимание сущности и принципов справедливости. Поэтому задачей данного курса является не только изучение и критическое осмысление студентами их основных положений, но и сравнительная оценка их потенциала для решения актуальных социально-политических проблем: нивелирования различных форм социального неравенства, вопросов гражданства и мультикультурализма, соотношения прав государства и личной свободы граждан, возможности исторической справедливости и реституций, глобальной и межпоколенческой справедливости.

Рождение политической современности: классический республиканизм и проект Просвещения в России в общеевропейской перспективе

Курс должен продемонстрировать студентам эвристические возможности применения в историческом исследовании современных политико-философских концептов, а также некоторых междисциплинарных подходов и методов анализа, разработанных в рамках методологической перспективы теории практик. Методологически он опирается на современную кантианскую традицию понимания Просвещения и должен дать студентам общее представление о движении Просвещения в европейских культурах и о процессах формирования и развития феноменов публичной сферы, public opinion и первых элементов публичной политики в России 18-го — первой трети 19-го века в сравнении с соответствующими европейскими образцами.

Согласно принятой в курсе методологической перспективе, российское движение Просвещения периода конца 18-го — первой четверти 19-го века является полноценной — и в то же время оригинальной — ветвью общеевропейского Просвещения, и охватывает примерно два поколения — условно, поколение «отцов» и поколение «детей». В этот период в России постепенно складывается слой образованной публики, возникают и развиваются элементы публичной сферы (вначале литературной, затем постепенно политизирующейся), рождается феномен «общественного мнения» (public opinion, opinion publique), а в 1810–1820 годы впервые в российской истории появляются элементы того, что может быть названо публичной политикой.

Российское движение Просвещения этого периода во многом ориентируется на модель французского Просвещения середины 18-го века. Вместе с рождением публичной сферы и появлением «публики» (в кантовском смысле слова) в русской культуре этой эпохи появляется новая культурная модель (новая антропологическая фигура), которую, используя кальку с французского языка 18-го века, можно обозначить как «человек письмен» (homme de lettres) — или, модернизируя язык, как «публичный интеллектуал». Гражданская культура этого первого в российской истории поколения «публичных интеллектуалов» (поколения отцов) была разновидностью общеевропейской традиции классического республиканизма с ориентацией на античные, греческие и римские образцы. Важную роль в ней играл новый для русской культуры стиль мышления, опирающийся на идею земного бессмертия, достигаемого через деяние, слово и мысль в публичном пространстве и на сцене Истории. Поколение отцов передаст основные элементы этой культурной традиции поколению детей, к которому принадлежат и те, кто в российской и советской историографии получит именование «декабристов». Поколение же детей впервые в российской истории поставит вопрос о воплощении ценностных установок этой традиции в форме политического действия.

Вместе с золотым веком русской культуры эта идущая из классической античности традиция гражданского республиканизма продолжает подспудно присутствовать в современной русской культуре.

Научно-исследовательский семинар «Политическая теория и исследование практик / понятий / стилей мышления»

Формат данного курса — практические занятия, в рамках которых обсуждаются текущие исследовательские проекты ведущих курс преподавателей и работы приглашенных коллег, специализирующихся в близких исследовательских областях, дебаты в современной литературе, посвященной актуальным исследованиям в соответствующих научных направлениях, и текущие исследовательские работы студентов, участвующих в семинаре.

Научно-исследовательский семинар «Мастерская интеллектуальной истории»

Задача курса — помочь студентам приобрести знания и навыки, необходимые для ведения исследовательской деятельности в области интеллектуальной истории, а также познакомить студентов с современными исследованиями в области интеллектуальной истории России. Важной задачей семинара является поддержка собственной исследовательской работы студентов над курсовыми работами и магистерскими диссертациями и включение их в научную деятельность центра Res Publica, в том числе посредством обсуждения результатов и проблем текущей научной работы сотрудников центра, ведущих данный семинар.

Этика

Этика — это философская дисциплина, вырабатывающая теорию практики. Речь не идет о сочинении советов на все случаи жизни, но об общих принципах деятельности, условиях рефлексивного самовыстраивания личности, о моделях поддержания свободы, о благе и зле как онтологических ориентирах этики. Надо сразу сказать, что, в отличие от тактик и психотехник, философская этика не предполагает заранее никаких готовых правил или конкретных (материальных) благ. Речь идет именно о практическом разуме.

В современности этическая рациональность особенно трудна и необходима. Во-первых, в 19-м веке произошла Великая этическая инверсия: спонтанное и чувственное стало цениться выше духовного и идеального. Во-вторых, тогда же происходит разложение добра как объективного этического ориентира. В-третьих, очевидным и центральным стал феномен зла.  Добро абстрактно и бездоказательно, а зло присутствует воочию и ставит вопрос о «теодицее» или оправдании мира, способного на зло.

Курс посвящен темам добродетели, спонтанности и аффективности, зла и границам толерантности к нему. Он начинается с истории этики, а затем переходит к актуальным этическим дискуссиям.

Философия языка

Философия языка возникает при изменении аспекта взгляда на наше универсальное коммуникативное средство. Язык перестает быть прозрачным, надежно отсылающим к предметам мира, и превращается в нечто непрозрачное, отсылающее как к тому, что есть, так и к тому, чего нет. Первыми встают вопросы о происхождении языка, его истории и совершенстве, затем речь заходит о связи языка и мысли, наконец, обращаются к связи языка и социального действия: эти три группы вопросов связаны с именами Платона, Лейбница, Витгенштейна, Деррида и Фуко. В курсе будет представлена философская история языка, логико-аналитические концепции значения, логическая прагматика, теории речевых актов, тропов и дискурса, грамматология и жестология.

Логика и теория аргументации

Логика и риторика (в современном именовании теория аргументации) имеют разную природу, но общий предмет — обоснование истинности или правдоподобия некоторого утверждения (тезиса) на основе истинности или правдоподобия других  (посылок).

Логика — философская наука, созданная Аристотелем. Логика изучает аподиктические, т. е. необходимые связи между истинностью тезиса и посылок. В основе традиционной философской логики — метафизика разума, представленная в наиболее развитой форме у Лейбница. В конце 19 века в логике происходит переворот и возникает математическая логика, а вслед за ней — современная философская логика, представляющая собой набор методов формализации различных контекстов естественного языка. Современная философская логика предполагает искусственный интеллект как ориентир целостного логического знания.

Курс затрагивает элементы традиционной и современной философской логики. Материал будет рассматриваться в той степени подробности, которая адекватна потребностям в логических знаниях специалиста в сфере социально-политических наук.

Риторика появилась на свет как ораторское искусство — «тэхне» особого рода, востребованное практическими потребностями греческого полиса. Философская рефлексия по поводу риторики и ее эффективности приводит Аристотеля к философско-антропологическим выкладкам уже в его труде «Риторика». В описанной здесь системе понятий риторика воспринималась и развивалась сначала в христианском проповедничестве, затем в герметической магии Ренессанса и, наконец, в рационализме Нового времени и Просвещения. Третий аспект риторики был открыт в 20 веке как система языковых явлений, позволяющих формировать надындивидуальные образы реальности. Сегодня риторика как ораторское искусство составляет часть ремесла публичной персоны, философско-антропологический срез риторики остается важной эвристикой для научной социально-философской антропологии, а концепции тропологии взяты на вооружение мыслью постмодерна в ее перманентном разоблачении ложных картин мира.

Цель курса состоит в том, чтобы донести до слушателей наиболее существенные моменты, относящиеся ко всем трем сторонам риторики, а также дать им возможность попрактиковаться в анализе риторических элементов материалов современных СМИ.

Марксизм и неомарксизм

Цель курса — изучить марксизм как специфическую философскую концепцию, проследив историю развития его проблематики, начиная с наиболее значимых текстов Карла Маркса (в первую очередь — «Капитала» как наиболее систематического изложения его философских и политико-экономических взглядов) и заканчивая работами мыслителей конца ХХ — начала XXI века.

Критерием отбора текстов и авторов являлась именно их философская направленность; при интерпретации их содержания ставится двоякая задача — во-первых, понять специфику марксистской трактовки традиционных философских проблем и понятий (таких как бытие, материя, мышление, познание, диалектика, истина, субъективность, действительность и т. п.); а во-вторых, актуализировать философскую значимость таких, казалось бы, далеких от «первой философии» марксистских сюжетов, как революция, капитализм, производство, эксплуатация, классовая борьба, коммунизм и т. п.

Разумеется, решение этих задач невозможно без исследования отношений марксизма с целым рядом современных ему философских течений (философия жизни, экзистенциализм, психоанализ, структурализм и т. п.).

Исследование социального неравенства

Курс ставит своей задачей рассмотреть современные подходы к неравенствам и их пересечениям, а также научиться анализировать их с помощью количественных методов. Идея курса в том, чтобы научиться операционализировать различные виды неравенств, а также анализировать их последствия. Работа на курсе связана не только с осмыслением неравенств, но и с поиском их индикаторов в данных. Каждое занятие состоит из лекции, на которой обсуждаются прочитанные статьи, и семинара, на котором предполагается практическая работа с данными.

Междисциплинарные подходы в современной исторической науке

Курс посвящен обсуждению междисциплинарных проблем в современных исторических исследованиях. Целью курса является знакомство слушателей с новыми теориями, аналитическими понятиями, современными подходами к анализу исторических источников, заимствованными в других дисциплинах современного социального и гуманитарного знания. Главная задача курса — практическое освоение основных междисциплинарных подходов к исследованию, разработанных в экономике, социологии, антропологии, в рамках формального анализа, семиотики, нарративного и коммуникативного анализа, теории драматургии и литературной критики, критического дискурс-анализа, современных приемов visual-studies, media-studies, television studies. В рамках курса будет затронут вопрос, как влияет на историографию диджитализация и создание баз данных, цифровых библиотек и архивов. Формат предполагает обсуждение кейсов (каждое занятие предполагает обсуждение методики, предложенной в рамках одной из современных теорий для решения исследовательских задач на данном материале, с разбором примеров).

Концепции власти в допетровской Руси

В курсе рассматриваются концепции власти, свободы, собственности, владения и др., существовавшие в средневековой Руси. Анализируются взгляды на природу верховной власти и отношения церкви и государства. Кроме собственно русских концепций студенты познакомятся с византийскими и западноевропейскими политическими идеями, повлиявшими на становление учений о природе совместной жизни людей, распространенных в допетровский период.

Помимо знакомства с ключевыми произведениями этого времени, студенты научатся основам анализа древнерусских текстов с помощью методов современной интеллектуальной истории.

Российская общественно-политическая культура 18–19 веков

Курс посвящен работе с текстами конца классической эпохи, второй половины XVIII — первой трети XIX века, обсуждению методов их источниковедческого анализа, основных приемов критики, способов постановки проблем и интерпретации. Задача курса — познакомить слушателей с особенностями материалов этого времени и приемами, выработанными в исторической литературе для их анализа. Курс предполагает рассмотрение российских источников в контексте европейских традиций: рассматриваемый период является временем господства переводного сознания в образованной среде, в российских текстах преломляется отношение к европейским образам, своеобразная картина мира носителя дву-(поли)-языкового сознания. На семинаре будет уделено большое внимание компаративистским исследования. В курсе затронуты общие направления в исследовании схожих проблем европейской истории данного времени. Рассматриваются также литературные и визуальные материалы, обсуждаются особенности работы с ними. На семинарах рассматриваются проблемы подлинности, датировки и атрибуции, технологии создания источника, тенденциозности, стилей и жанров, способов построения повествования, обсуждаются возможности их социальной истории и политического прочтения.

Лингвистические методы изучения истории слов и понятий

Курс состоит из двух частей: первая часть (темы 1–7) посвящена историческим и современным методам изучения лексической семантики, вторая (темы 8–14) — исторической лексикографии русского языка. Семинарские занятия первой части предполагают обсуждение исследований двух типов по каждой теме: работ, излагающих теоретические принципы рассматриваемого подхода, и исследований, дающих образцы анализа конкретного языкового материала с опорой на методы этого подхода. В рамках второй части курса предполагается, во-первых, знакомство с основными историческими словарями русского языка, а также с этимологическими словарями, словарями территориальных и социальных диалектов русского языка, историческими словарями других славянских и европейских языков, материалы которых могут быть полезны для изучения истории слов и понятий современного русского языка; во-вторых — обсуждение основных процессов, повлиявших на развитие лексической системы русского языка, понимание которых позволит максимально эффективно использовать данные словарей и других источников для реконструкции истории отдельных слов.

В качестве итоговой работы по курсу нужно представить эссе объемом не менее 30 тыс. знаков, посвященное развитию одного из словообразовательных гнезд русского языка с момента первой фиксации корня до современного состояния (или до момента выхода из употребления). Работа предполагает анализ изменений в составе группы, изучение развития семантики отдельных слов, а также возможных экстра- и интралингвистических причин обнаруженной динамики.

Квантитативный анализ текста

Задачи курса, с одной стороны, познакомить слушателей с методологией использования текстовых данных в количественных исследованиях в области социальных и гуманитарных наук, а с другой стороны, — стимулировать и подготовить к самостоятельной аналитической работе с коллекциями текстов. Курс включает обсуждение важнейших результатов, достигнутых в области автоматической обработки языка (успехи стилометрии и дистрибутивной семантики), а также особенностей применения статистических методов к текстам (распределение языковых единиц, проблема размерности данных, статистические тесты, моделирование).

Знакомство с методологией количественных исследований текстовых данных построено по принципу разбора кейсов — нескольких современных статей, в которых проводился анализ большого объема текстовых данных. На семинарских занятиях подробно обсуждаются теоретические основания, методология и программный инструментарий, необходимые для проведения аналогичных исследований.

На практических занятиях и в ходе самостоятельной работы по курсу слушатели получают возможность применить изученные методы к предложенным в рамках курса или к собственным текстовым коллекциям (как правило, мы работаем с русскоязычными текстами). В рамках курса предполагается работа с текстовыми коллекциями с использованием статистического пакета R.

Стоимость обучения

ЕУСПб — частный вуз, учеба в котором по закону не может быть бесплатной.
Однако мы предоставляем скидки на оплату обучения (95 %) и стипендии на основании рейтинга. Рейтинг составляется по результатам вступительных испытаний и пересматривается после каждой сессии.