Просвещение через призму интеллектуальной истории:
формы мысли и рождение фигуры «публичного интеллектуала»
в русской культуре конца 18 – нач. 19 вв.
В русской культуре последней трети 18-го и начала 19-го вв. идут интенсивные процессы формирования новых форм мысли и культурных моделей, являющиеся частью общеевропейского движения Просвещения. В частности, в этот период в русской культуре рождается новая культурная модель, которую на языке этого времени можно обозначить с помощью кальки с французского как «человек письмен» (homme de lettres). Во французском языке середины и второй половины 18-го века смысл выражения homme de lettres оказывается связан с трансформацией обществ Ancien Régime и появлением новых для европейских культур Нового времени институтов и практик, - феномена «публичной сферы», «общественного» мнения» (opinion publique), «публики», элементов «публичной политики».
В культуре французского Просвещения, примерно с середины 18 века, выражение homme de lettres начинает обозначать синтетическую фигуру, которую на нашем современном языке мы могли бы обозначить как «публичный интеллектуал» в широком смысле слова. Homme de lettres может быть одновременно писателем, историком, ученым, философом, моралистом, публицистом, издателем – его основным отличительным признаком являются профессионально развитые способности и умения пользоваться письменным (печатным) словом, понимать и создавать тексты, и главное - искусство пользоваться словом в публичном пространстве, влиять на умы и сердца, действовать печатным словом «на сцене Истории». В российской истории эта новая культурная фигура появляется в конце 18 – нач. 19 вв., в момент начального формирования публичной сферы, во многом под влиянием культурной модели французского Просвещения.
В докладе будет сделана попытка проанализировать специфику стиля мышления и формы культурного опыта, характерных для российских homme de lettres этой эпохи. Я попытаюсь показать, что эта специфика определяется особенностями культуры российского образованного дворянства этой эпохи, для которой, среди прочего, был характерен культ греко-римской античности и увлечение идущей из античности традицией классического республиканизма. В качестве примера я подробнее остановлюсь на часто встречающихся в текстах этого периода апелляциях к фигуре Горация и на произошедших в этот период изменениях в семантике «горацианского образа жизни» - с характерными для нее новыми темами: темой личного «земного бессмертия» (non omnis moriar), темой сообщества как форума и места самоосуществления человека, темой действия словом и мыслью на сцене Истории.
Виктор Каплун, научный сотрудник центра Res Publica ЕУСПб, доцент департамента социологии Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук НИУ ВШЭ.
Изображение: Zinaida Volkonskaya's salon (detail), wikimedia