Магистратура
Направление «Музейное дело»

Музейные исследования и кураторские стратегии

Срок обучения: 2 года
Мест: 18
Язык: Русский

О программе

Это первая в России программа, объединяющая на базе условного универсального музея фундаментальные подходы университетского обучения и новейшие достижения в области высоких технологий.

Цель программы — подготовка нового поколения музейных специалистов, кураторов, исследователей и программных разработчиков; профессионалов, равно ориентирующихся в сфере музейных технологий, программировании, современных концепциях гуманитарного знания, основах музейного проектирования и других междисциплинарных областях, которые могут потребоваться при выстраивании стратегии развития современной культурной институции. В рамках образовательных курсов мы будем исследовать как историческое культурное наследие, классические произведения искусства, так и современные художественные практики. Междисциплинарные подходы к изучению, интерпретации и репрезентации культурного наследия позволят освоить компетенции, необходимые для успешной работы в различных культурных организациях, образовательных проектах и компаниях инновационной индустрии.

Студенты будут активно знакомиться с новейшими тенденциями в музейном деле, совмещать теоретические лекции с практическими занятиями как в аудиториях университетах, так и залах и научных отделах Государственного Эрмитажа и других музеев Санкт-Петербурга. Основой образовательного процесса будет проектная и исследовательская деятельность.

Структура программы

Программа состоит из обязательного набора дисциплин, блока дисциплин по выбранной специализации и совместных дисциплин по выбору.

В первом семестре обучение происходит совместно: среди предметов — как гуманитарные теоретические курсы, так и проектные семинары, а также общий курс по языку программирования Python, который подготавливает студентов к выбору специализации в зимнюю сессию первого курса.

Зимой первого года обучения студенты могут выбрать одну из двух специализаций:

  1. Музейное кураторство
  2. Музейные исследования и компьютерные науки

Специализации различаются четырьмя дисциплинами. Остальные дисциплины — общие и будут преподаваться всему курсу.

Два блока по выбору состоят из трех разных дисциплин, и из каждого блока будет необходимо выбрать по одной дисциплине.

При этом часть курсов останется общей, а финальная проектная работа вновь объединит студентов разных специализаций, благодаря чему они приобретут опыт командной работы и взаимодействия с коллегами, получившими другие профессиональные навыки.

Узнать подробную информацию о ходе приемной кампании, а также подать документы вы можете здесь:

Обязательные курсы

Музей как социо-культурный феномен

Курс рассказывает, что особенного в музеях, чем они занимаются и что собой представляют, что придает им непреходящее значение.

На протяжении курса формируются разные подходы к понятию «музей»: музей как коллекция, как архитектурный объект, как учреждение, как социально-коммуникативная площадка, как место социальной, политической и культурной памяти и создания смысла. Слушатели узнают, каким образом меняющиеся способы работы с коллекциями формируют восприятие искусства и артефактов, при этом четко очерчивая идеи национальных приоритетов, идентичности, доступности и т. д. Также рассматриваются ключевые дискуссии вокруг музейной практики, в том числе вопросы реституции, репатриации, оцифровки и деколонизации.

Современные кураторские практики

Курс ставит целью познакомить слушателей с кругом вопросов и проблем, связанных с курированием и представлением культурного наследия в музейном или институциональном пространстве. Задача курса — научить слушателей работать с различными объектами и материалами из музейных собраний, включая произведения старых мастеров, современных художников, археологические находки, сакральные объекты и многое другое, что может оказаться в коллекции того или иного музея. Мы будем говорить о понятии кураторства в самом широком смысле; о том, кто такой куратор и какие категории кураторов бывают, в чем основные задачи и функции куратора, его профессиональные компетенции; как рождается идея, какие бывают способы концептуализации материалов, что значит интерпретация в музейной работе, как выстроить пользовательский опыт и эмоциональный контакт с материалом. Также рассматриваются и технические компетенции куратора: работа с творческими подрядчиками, формы репрезентации материалов, вопросы обрамления, освещения, этикетажа, цифровых форм сопровождения и др.

Коллекционирование и хранение

Изучение коллекционирования — важная часть культурного поля. Междисциплинарный подход в построении этого курса базируется на погружении в исторические истоки частной, а затем общественной практики коллекционирования, в современные исследования ее компонентов — провенанса, художественного вкуса к определенным видам искусства, психологии коллекционирования. Отдельными блоками поднимаются вопросы собственно музейного коллекционирования и практических навыков хранения: определение приоритетов коллекционирования, организация хранения, работа с нематериальной культурой, способы ревизии коллекций.

Курс состоит из лекционного блока в аудиториях университета и практических занятий под руководством хранителей различных музеев в их отделах.

Исследовательские стратегии в музейной практике

Задача курса — сформировать навыки самостоятельного проведения различных исследований, необходимые для реализации музейных проектов. Курс строится на последовательном разборе возможных методов и задач исследований и областях их применения, совмещая классические методы гуманитарных и естественнонаучных исследований. Знакомясь с основами междисциплинарных практик, слушатели научатся извлекать, осмысливать, обрабатывать и представлять ценную информацию о хранимых экспонатах, которая может улучшить понимание их особенностей.

В последние десятилетия наблюдается неуклонный рост применения естественнонаучных методов в музейном деле, и междисциплинарное сотрудничество требует междисциплинарного же опыта специалистов с гуманитарным образованием, которые сталкиваются с трудностью учета новшеств в связи с быстрым развитием знаний. Цель курса — восполнить такой информационный пробел на стыке гуманитарных и естественных наук. Естественнонаучная часть курса охватывает широкий спектр физических, химических, геологических и биологических методов, применяемых в музейном деле.

Пространство искусства и художественные институты

Курс предполагает знакомство с различными институциональными формами художественной культуры: театр, концертный зал, библиотека, музей, парк, галерея рассматриваются как подвижные, постоянно эволюционирующие институты. Один из центров внимания — место культурных институтов в реализации государственной и региональной культурной политики различных типов. В этом контексте рассматриваются различные модели театра в ряде стран. Объектом рассмотрения станет жанр концерта и эволюция социального пространства музыки. Бытование художественной культуры рассматривается как экономический, культурологический и социологический феномен, в связи с этим рассматриваются методы анализа аудитории различных видов искусств. Разработанные в сфере перформативных искусств подходы позволят рассмотреть многообразную деятельность современного музея как многофункционального пространства и перспективы развивающихся художественных и социальных практик. Один из элементов курса — продюсерский анализ конкретных кейсов в сфере перформативных искусств.

Современное искусство: история, теория, критика

Курс ставит своей целью анализ ключевых художественных, философских и институциональных вопросов, формирующих «повестку дня» современного искусства, определяющих его границы и интенции в последние 50–70 лет. Каждая лекция курса структурирована таким образом, чтобы, отталкиваясь от анализа определенной работы, перейти к анализу более общих проблем истории идей, понятий, направлений и институтов современного искусства. На семинарских занятиях рассматриваются хрестоматийные критические тексты, поднявшие наиболее актуальные вопросы современного искусства.

Современные теории гуманитарного знания

Этот курс разработан для того, чтобы студенты получили знания о современных гуманитарных теориях, освоили их основные понятия и проследили их влияние на развитие музейных и кураторских исследований. Делая акцент на работе с оригинальными текстами, мы познакомимся с ключевыми этапами развития критической теории XX века и рассмотрим основные теоретические проблемы недавней и современной культуры. Тщательное изучение текстов и их влияния на критическое изучение музеев, выставок и других культурных объектов даст студенту возможность использовать теоретические концепции для практической музейной работы и кураторства. Этот курс состоит из двух частей: «От структурной лингвистики до состояния постмодерна» в первом семестре и «Современные теории и их применение в исследованиях» во втором.

Академическое письмо

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с изучением основных методов и подходов к созданию академических текстов различных жанров (эссе, реферат, аннотация, рецензия и т. д.), редактированием научных текстов, оформлением библиографического описания и подготовкой устного выступления. В задачи курса входит усвоение магистрантами базовых принципов создания письменных текстов академического характера; приобретение практических навыков создания письменных текстов академического характера, как учебных, так и исследовательских; формирование навыков самостоятельного проведения научных исследований, включающих в качестве инструмента анализ научных текстов и создание собственных.

Отдельным блоком в курсе поднимаются проблемы и вопросы, связанные с созданием текстов неакадемического формата: выставочных экспликаций, кураторских текстов, расширенных этикеток, каталожных эссе. Задача курса — научить студентов ясно и доступно превращать свои мысли и идеи в связные тексты.

Иностранный (английский) язык

Курс разработан в русле коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам. Его ключевой принцип — ориентация на овладение языком как средством общения в ситуационных рамках, актуальных для студентов. Особый упор в курсе делается на профессиональную коммуникацию: формирование навыков различных видов чтения (поискового, ознакомительного, просмотрового, аналитического), обучение семантико-синтаксическому и лексико-грамматическому анализу текста и основам перевода текстов по специальности с английского языка на русский; развитие навыков восприятия на слух монологической и диалогической аутентичной речи в профессиональной сфере, а также совершенствование навыков устной и письменной речи в рамках профессионального общения (в частности, умение сформировать основную идею сообщения, кратко изложить содержание текста). Курс реализуется на первом году обучения таким образом, чтобы на втором году студенты могли свободны слушать курсы на английском языке, читать профессиональную литературу и т. д.

Основы высшей математики и языка программирования Python

Курс направлен на изучение основ программирования на языке Python, его основных алгоритмов и типов данных, а также основ линейной алгебры, теории вероятности и математической статистики.
Слушатели приобретают навыки работы с основными элементами структурного программирования; представления задачи в виде математической декомпозиции; обработки малых наборов данных; объектно-ориентированного и функционального программирования; работы со стандартной библиотекой языка и внешними модулями; формирования своего инструментария для задач автоматизации; практического применения основных пакетов обработки данных. Все практические семинары будут основываться на темах и задачах, актуальных для гуманитарной научно-исследовательской сферы, и фокусироваться на проблемах, с которыми сталкиваются в своей ежедневной работе историки искусства, музейные исследователи и кураторы.

Digital humanities

Курс знакомит студентов с историей развития и методами цифровых гуманитарных наук. Мы ожидаем, что студенты, изучающие этот курс, разовьют критическое понимание концепций digital humanities и цифровых объектов, исследуют проблемы этой сферы, изучат методологические и креативные подходы к работе с цифровыми данными из области их профессиональных интересов. В течение семестра студентам будет необходимо самостоятельно повторить работу в инструментах, изученных на занятиях, а также подготовить выступление на итоговом круглом столе. В рамках курса студенты смогут выработать свои взгляды на возможности цифровых наук при исследовательской и проектной работе и сформировать идеи для своих финальных проектов.

Менеджмент культурных проектов

Любая творческая, научная или академическая работа требует навыков организации процессов. Процесс создания музейных экспозиций, временных выставок, а также любых других форм культурных и научно-образовательных проектов состоит из определенных стадий, которые могут следовать друг за другом или протекать параллельно, но всегда быть взаимосвязанными. В рамках курса теоретическая часть плотно пересекается с практической: слушатели на практике пройдут все стадии реализации выставок, конференций, публичных программ и небольших фестивалей, научатся оформлять различные документы, сопровождающие реализацию проектов, а также освоят навыки взаимодействия с различными подрядчиками.

Проектирование образовательного опыта

Цель курса — познакомить слушателей с принципами проектирования образовательного опыта. Знания и навыки в области планирования, разработки и внедрения современных образовательных стратегий необходимы для создания такой образовательной среды, которая не только позволяет передавать знания обучаемым, но и стимулирует обучение, интерес к познанию, взаимодействие в группах, совместную исследовательскую работу.

Современные практики дизайна образования базируются на сочетании образовательных теорий, научных исследований образовательного опыта и успешных методических разработок. Изучение принципов проектирования образовательного опыта — основа для создания образовательных продуктов и разработки образовательных направлений не только учебных заведений, но и других культурных и музейных институций, просветительских инициатив, корпоративного обучения. 

Курс сочетает лекционные, семинарские и практические занятия. Слушатели знакомятся с актуальными теориями, моделями и методами проектирования образовательного опыта для разных аудиторий и учатся применять их на практике. В ходе дискуссий и групповой работы слушатели курса исследуют учебные примеры и работают над собственными прототипами образовательных продуктов.

Курсы специализации «Музейные исследования и компьютерные науки»

Инструменты обработки изображений

Курс знакомит слушателей с классическими задачами и методами в области анализа изображений и видео.
Слушатели изучают:

— библиотеку OpenCV для Python;
— библиотеку Pytorch для Python;
— классические алгоритмы пространственной и частотной обработки изображений: сглаживание изображений, повышение резкости, выделение контуров и т.д.;
— нейросетевые алгоритмы и их применение для задач классификации, детекции и сегментации объектов на изображении.

Инструменты обработки естественного языка

Курс знакомит с основными методами и инструментами автоматической обработки естественного языка (NLP).
Слушатели учатся:
— классическим задачам обработки естественного языка;
— основным принципам классификации и генерации текста; 
— практическим навыкам обработки больших коллекций текстов.

Инструменты визуализации данных

Курс знакомит с основным принципам визуализации разных типов данных, а также формирует практические навыки визуализации.
Слушатели изучают:
— основы визуального восприятия человека;
— способы коммуникации данных;
— типы визуализации в зависимости от используемых данных;
— практические инструменты работы с сервисами визуализации данных;
— практики визуализации больших массивов данных.

Инструменты разметки данных

Курс знакомит с основными инструментами и принципам разметки данных, с применением как открытых инструментов, так и сервиса «ТОЛОКА».
Слушатели курса:

— знакомятся с концепциями краудсорсинга, его ролью в бизнес-процессах и исследованиях;
— получают навыки декомпозиции исследовательской задачи и превращения ее в задачу разметки;
— учатся составлять инструкции для краудсорсингового задания;
— осваивают основные метрики оценки работы участников;
— приобретают навыки работы с сервисами «ТОЛОКА» и CVAT.

Курсы специализации «Музейное кураторство»

Музейная антропология

Цель курса — раскрыть эвристический потенциал новых подходов в антропологических исследованиях различных сторон жизни этнографических музеев и соответствующих практик: собирательских, учетно-хранительских, научно-исследовательских, экспозиционных и т. д. Помещение музея в антропологическую перспективу предполагает взгляд не только на него как на институт, который собирает, документирует, сохраняет, выставляет и интерпретирует материальные свидетельства, но и на то, что находится за этими культурными практиками. Исходная посылка курса опирается на тезис о гетерогенной природе музея, целостность которого образуется в результате взаимодействия самых разных акторов — сотрудников, вещей, идей, посетителей, книг отзывов, выставок, экскурсий, буклетов, реставрации, экспедиций, ученых советов, чиновников и т.д.; освещается история не столько самих этнографических музеев, сколько их «интеллектуальной программы».

Курс рассказывает о роли музеев в становлении этнографии как науки преимущественно о материальной культуре и раскрывает причины угасания интереса к материальным исследованиям в ХХ веке. Также затрагиваются проблемы, которые выходят за рамки музейного пространства, — вопросы материальных исследований, научных классификаций, критики репрезентации, аксиологии локальных знаний, конструирования этнокультурной идентичности и пр.

Перформативные искусства в контексте художественной культуры

В рамках данного курса исполнительские/перформативные искусства рассматриваются в широком контексте художественной культуры. Театр анализируется с различных сторон: как искусство, как социальный институт и как организация со специфической экономикой. Рассматривается эволюция художественных и организационных форм театра и цирка. В рамках курса рассматриваются этапы развития мирового театра, становление театральных систем ХХ века. Особое внимание уделяется формированию и развитию режиссуры как творческой профессии. Эволюция театрального пространства рассматривается в контексте изменений визуального восприятия. Предметом анализа становится развитие искусства сценографии, роль ренессансной и барочной живописи в развитии итальянского театра, семантика арены и сцены-коробки, переход от декорация к конструктивистскому объекту, взаимосвязи между сайт-специфик искусством и сайт-специфик театром. Значительное место в рамках курса занимают проблемы междисциплинарного анализа.

Историческая память и музеи

Курс посвящен современным подходам  к исследованию и практике музеев, работающих с прошлым — национальным, общечеловеческим, региональным, локальным, семейным, индивидуальным. Мы начнем с обсуждения того, почему любой музей можно рассматривать как социальный институт производства прошлого, обсудим историю появления классических археологических и исторических музеев, и затем поговорим о том, какие модели репрезентации прошлого существуют сегодня в музейном пространстве. В наши задачи входит знакомство с различными концепциями новой музеологии и исследований памяти в приложении к музейным формам интерпретации прошлого. Мы обсудим, как менялась миссия музея, музейный язык и место музея в структуре социальных отношений. Мы также поговорим о том, как музей становится местом памяти и «третьим местом» в городском ландшафте, инструментом политики памяти и территорией споров и конфликтов. Главная цель этого курса заключается в том, чтобы познакомиться с различными вариантами работы с прошлым в современных музеях и научиться пользоваться современными инструментами их анализа в теории и на практике.

Музейная архитектура

Курс прослеживает эволюцию музея как специфического типа здания от его истоков в эпоху Возрождения до наших дней, рассматривает архитектурные различия между образцами музейной дифференциации, концепции идеального музея и их воплощения в реальности. Акцент делается на факторах, напрямую влияющих на внешний облик музея: на истории музея как общественного учреждения, на концепциях коллекционирования и взаимоотношениях музея с общественностью, а также на архитектурных конкурсах и состоянии музейной архитектуры в России. Отдельное внимание уделено символическому аспекту музейной архитектуры — каким образом архитектура отражает цели учреждения и как она может продвигать ценности и передавать ключевые смыслы.

Курсы по выбору

Принципы анализа архитектурного памятника

Вводный курс, первый в рассчитанном на четыре семестра «архитектуроведческом» цикле. Цель этого курса — знакомство студентов с базовым аппаратом, терминологией, основными принципами и методами искусствоведческого анализа архитектурных памятников. Рассматриваются вопросы архитектурной морфологии и композиции, основные концепции формообразования, функционально-типологические аспекты, а также социальные, экономические, технологические, идеологические контексты постройки и их отражение в формах здания и исторических языках архитектуры. Обсуждается ряд методов (напр., формальный, семиотические методы и др.) и перспективы их применения к анализу памятников различных эпох. Особое внимание уделено генеалогии понятий и концепций, истории ряда базовых категорий, характерных для архитектурного дискурса. Студенты вводятся во внутрипрофессиональную проблематику архитектуры, обсуждается различие социальных и профессиональных, цеховых ценностей, фундаментальное для европейской традиции архитектурной мысли и общественного бытия зодчества.

Проблемные лекции сопровождаются case studies на материале актуальных архитектурных сюжетов (конкурсов, проектов, зданий). Особое внимание уделено классической традиции, в т. ч. в архитектуре XX–XXI веков.

Также рассматриваются основные течения, сосуществующие в архитектуре наших дней, и идеология этих течений, творчество ряда ведущих мастеров. Лекции традиционно дополняются посещением архитектурных выставок и факультативными занятиями в Петербурге и Выборге, где мы анализируем постройки разных периодов in situ.

Фотография: история, теория, методология исследования

Фотография — феномен, место которого в современной культуре важно в той же мере, в которой сам он, этот феномен, плохо поддается четкому определению привычными методами, требуя подчас изобретения новых теоретических инструментов. В свою очередь, попытки представить развитие фотографии в исторической перспективе обнаруживают несостоятельность привычных теоретических моделей: в научной литературе все больше принято говорить об «историях фотографий», чем о некой единой и всеобщей «истории фотографии». Одна из задач данного курса — охарактеризовать разнообразие научных подходов и методологий в исследовании фотографии и ее истории. Вместе с тем курс задуман и как пространство для дискуссии и для совместного поиска подходящих для исследования фотографии (и фотографий) теоретических рамок.

История западноевропейского рисунка

Курс преследует своей целью создание у студента исторически последовательной картины развития и функционирования рисунка в Западной Европе от средних веков до середины ХХ века. Он строится на материале произведений мастеров западноевропейского искусства из коллекции Эрмитажа. В процессе курса, три четверти которого проходят в хранении Эрмитажа, студент вырабатывает представления о месте и значении рисунка в творческом методе западноевропейских художников и скульпторов, о различных техниках рисунка, о его функциях, о наиболее значительных коллекциях рисунка и истории их формирования. Студент приобретает навыки профессионального анализа и интерпретации конкретных произведений графики различных эпох. Особое внимание уделяется различению техник, пониманию их практических задач и умению определять и характеризовать индивидуальную манеру художника.

Мемуаристика и эпистолографика

Дисциплина охватывает круг проблем изучения источников личного происхождения (эго-документов) — мемуаров, писем, дневников, автобиографий, рассматриваемых как специфические носители исторической и культурной информации, на пересечении двух сосуществующих в современной науке методологических подходов. В рамках первого источник личного происхождения оценивается с точки зрения критики и верификации его достоверности. Второй подход основывается на идеях «лингвистического поворота», развитых Хейденом Уайтом, когда интерпретация эго-документа осознается как «интерпретация интерпретаций». Еще один аспект изучения источников личного происхождения связан с их пограничным положением между сферой повседневности и литературой. Эго-документ является для литературы своего рода резервуаром жанровых форм и дискурсивных практик и, вместе с тем, не теряя непосредственной связи со сферой быта и сугубо личного опыта, может осознаваться культурным сознанием эпохи как литературное и эстетическое явление.

Литература и кино

Курс рассматривает разные аспекты взаимоотношений литературы и кино с конца 19-го по конец 20-го века. Курс состоит из трех основных частей. Первая часть — рецепция раннего кино русской литературой (главным образом поэзий рубежа веков). Эта часть также включает лекции и семинары, посвященные некоторым выдающимся писателям, интересовавшимся кино (Андрей Белый и кино 1900-х гг; Михаил Кузмин как зритель кино немецкого экспрессионизма; «Камера обскура» Владимира Набокова и кино). Второй раздел курса посвящен работе писателей для кинематографа (Юрий Олеша и «Строгий юноша» Абрама Роома; Юрий Тынянов как теоретик кино и киносценарист в «СВД» и «Поручике Киже»). Третий раздел — экранизации литературных текстов (рассказы Чехова в советском кино 1950-1960-х гг.; «Смерть в Венеции»: Томас Манн и Лукино Висконти). Тема последнего семинара — литературные цитаты в кино (фильмы Алексея Германа).

Литература и фотография

Курс имеет междисциплинарный характер и посвящен проблемам взаимодействия фотографии и литературы, преимущественно на материалах русской литературы середины XIX — конца XX века. Основной целью курса является знакомство слушателей с актуальными вопросами взаимоотношения визуального и вербального в искусстве. В рамках курса будут рассмотрены особенности передачи фотографической визуальности в художественном тексте, специфика фотопортрета в литературе, топос «реальности» в этих видах искусства, чтение фотографии как литературная практика и как зрительский опыт, феномен «гибридных» текстов, объединяющих визуальное с вербальным. Важной частью курса является освоение слушателями методологии исследования «фотографического» в литературе. В ходе семинарских занятий студенты анализируют научно-исследовательскую литературу по актуальным проблемам данного направления и литературные произведения, сюжетообразующим элементом которых является «фотографическое».

Собиратели образов: коллаж, монтаж и апроприация в искусстве XX века

Этот курс познакомит студентов с широким срезом европейского и американского искусства через изучение оригинальных техник коллажа, ассамбляжа, монтажа, конструкции и апроприации. Техника коллажа (включение найденного или присвоенного «неоригинального» или «нехудожественного» материала) является, пожалуй, самым значительным и оригинальным новшеством искусства XX века. Появление этой техники стало ключевым событием в переосмыслении традиционной живописи и скульптуры, природы объекта искусства, роли художника, связи высокого искусства с популярной культурой и товарного статуса искусства, что позднее сыграет ключевую роль в развитии постмодернизма.
Изучив место явления коллажа в изобразительном искусстве, литературе, кино и популярной культуре, студенты поймут некоторые ключевые теоретические проблемы как модернизма, так и постмодернизма. Развитие аналогичных творческих практик в других культурных формах, например, кино и литературе, также будет рассмотрено на курсе.

Преподаватели

Стоимость обучения

ЕУСПб — негосударственный вуз. У нас платное образование, но мы предоставляем скидки на оплату обучения и стипендии на основании рейтинга. Рейтинг составляется по результатам вступительных испытаний и пересматривается после каждой сессии.