Константин Александрович Учитель

Профессор, Школа искусств и культурного наследия
Ученая степень:
Доктор искусствоведения
Академическая биография

Образование:

1990-1995 — Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ныне Российский государственный институт сценических искусств) – театровед, менеджер.

1991-1996 — Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии – театровед, историк музыкального театр.

2005 — кандидат искусствоведения

2015 — доктор искусствоведения

2021 — ученое звание доцента

Педагогическая деятельность:

1998-2023— Российский государственный институт сценических искусств, профессор кафедры продюсерства в области исполнительских искусств, руководитель магистерских программ.

Среди публикаций — более 50 научных статей в сборниках и журналах, музыкально-критические публикации (1991-2008), книги:

Учитель К. А. Михайловский театр. Сюжеты. Имена. — СПб.: ЛИК, 2009. — 176 с.

Геннадий Сотников. Ред.-сост. Полуновский В. И., Учитель К. А. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, 2010.

Учитель К. А. МАЛЕГОТ, 1918-1948. Организация творческого процесса и художественный эксперимент. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, 2014. — 146 с.

В сфере основных научных интересов: история русского и западного оперного театра; музыка, литература и театр русского авангарда; театральный и музыкальный менеджмент; современная академическая и новая импровизационная музыка; сценография; формы музейной деятельности; перформативные практики; сайт-специфик искусство; междисциплинарные исследования в области художественной культуры.

Организатор и куратор фестивалей, выставок, концертных циклов, спектаклей.

Избранные творческие проекты:

2006 — «Сумбур вместо музыки» (фестиваль «Музыкальная весна в Санкт-Петербурге», в сотрудничестве с Виктором Смирновым) — автор сценария — Большой зал Санкт-Петербургской филармонии

2006 — «Золотой век» Дмитрия Шостаковича (сотрудничестве с Ноа Гелбером) — автор либретто — Мариинский театр, Колизеум (Лондон)

2007 — «Silentio. Диана Вишнева» (в сотрудничестве с Андреем Могучим) — автор сценария — Мариинский театр

С 2013 года — Спектакль-путешествие по Д. И. Хармсу «Маршрут „Старухи“» — продюсер, автор проекта

2013–2017 — «Путь „Весны священной“» (Москва, Кировоград, Париж, Лион, Женева и др., в сотрудничестве с Сергеем Старостиным и ансамблем «Виртуальная деревня»), — продюсер, художественный руководитель проекта

2016-2019 — «Разговоры беженцев» Бертольта Брехта (Петербург, Москва, Берлин, Новосибирск, Челябинск, в сотрудничестве с Владимиром Кузнецовым) — художественный руководитель постановки — постановка Летнего фестиваля искусств «Точка доступа», номинирован на Национальную театральную премию «Золотая маска»

2021 — Кабаре НЭП — автор сценария, постановщик, исполнитель - Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства

2022 — Дибук — постановщик — Александринский театр. Первая постановка в России пьесы С.А.Ан-ского и др.

Избранные публикации

Монографии

  • 2014 МАЛЕГОТ. 1918-1948. Организация творческого процесса и художественный эксперимент. СПб.: Издательство СПБ ГАТИ. 2014. 144 с.

Научные статьи

  • 2024 «Разговоры беженцев» Б. Брехта в России // Зарубежный театр ХХI века в России. Сборник статей. Сост. Е.И. Горфункель. СПб.: Российский государственный институт сценических искусств, 2024. С. 111-124.
  • 2023 Шутки господина Б. [ О комическом у Б. Брехта]. // Петербургский театральный журнал. 2023. №3 [113]. С. 127-131
  • 2022 Ein Russischer Brecht für Berlin// Russen/Brecht. Ansichten zum politischen theater in Russland zwischen Stalin und Putin. Verbrecher Verlag, 2022. S. 175-188
  • 2022 Горизонтальные театральные объединения: контекст и анализ // Театральное дело: наука и практика. Вып. 6. СПб.: РГИСИ, Чистый лист, 2022. С. 29-53.
  • 2022 Бим, Хармс, «Нос». И другие: Три эскиза об эксцентризме // Киноведческие записки. №116/117. 2022. С. 71-74
  • 2022 Мой еврейский театр // Judaic-Slavic Journal. №1-2 (7-8). 2022. С. 301-304.
  • 2020 Петроградская (Ленинградская) филармония — первые сезоны. Организационно-экономические условия творческой деятельности // Театральное дело: наука и практика. Вып. 4. СПб. ; М. : Издательство РГИСИ : Чистый лист, 2020. С. 170-189.
  • 2020 К истории успешного бизнеса Ф. Т. Барнума // Театральное дело: наука и практика. Сборник статей. Вып. 4. СПб. ; М. : Издательство РГИСИ : Чистый лист, 2020. С. 190-208.
  • 2020 Дублер князя императорской крови // Театрон. 2020. № 2. С. 6-15.
  • 2020 Гений места: опыты взаимодействия. Тезисы и наблюдения // Театр. Живопись. Кино. Музыка : Научный альманах ГИТИСа. 2020. № 2. С. 36-49
  • 2020 Мейерхольд и опера. Из несбывшегося // Театр. 2020. № 42. С. 44-51

Рецензии

  • 2022 Сборник научных статей Государственного института искусствознания. Культурная деятельность и проблемы патерналистского государства / Культурологические записки Вып. 19-20. Москва: ГИИ, 2022. 200 с.

Каталог выставок

  • 2021 НЭП: хлеб и зрелища // НЭП: хлеба и зрелищ. Каталог выставки. Санкт-Петербург: Музей театрального и музыкального искусства, 2021. С. 3-18.

Тезисы докладов и материалы конференций

  • 2020 Город Володина. Ландшафты и интерьеры // Театр и драма: эстетический опыт эпохи. Сборник материалов Всероссийской научной конференции к 100-летию А.М. Володина. Новосибирск : НГТИ, 2020

Учебные пособия

  • 2019 Ленинградский «Воццек». Опыт реконструкции. Учебное пособие. 2-е изд. СПб.: РГИСИ, 2019.
  • 2019 Сценические искусства: управление проектами. Учебное пособие СПб.: РГИСИ, 2019

Учебно методические пособия

  • 2016 Меценатство и филантропия в России. Учебно-методическое пособие. 2-е изд. СПб.: РГИСИ, 2016.

Научно-популярные издания

  • 2009 Михайловский театр. Сюжеты. Имена. СПб: ЛИК, 2009. 177 с.

Глава в коллективной монографии

  • 2001 Санкт-Петербургский Государственный театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского. СПб. : Лик, 2001. 188 с. (Авт. колл.— К. А. Учитель, Е.В.Третьякова, А.А. Чепуров, Э.В.Махрова, Т.Е.Кузовлева, А.А.Соколов-Каминский).