7 ноября 2019 г. в доме-музее «Усадьба Муравьевых-Апостолов» в рамках цикла лекций, организованного исследовательским центром «Res Publica» ЕУСПб совместно с образовательным проектом «Арзамас» и при поддержке Кристофера Муравьева-Апостола (старший вице-президент банка Pictet & Cie, потомок знаменитой семьи декабриста), прошла лекция научного руководителя центра «Res Publica» Виктора Каплуна ««Не весь умру»: республиканизм и земное бессмертие в российском Просвещении».
«Не оружием, а иным чем пролагать себе путь к бессмертию», — это строка из «Писем из Москвы в Нижний Новгород» И. М. Муравьев-Апостола может в определенном смысле рассматриваться как девиз российского движения Просвещения периода конца 18 века — первой трети 19 века. Это движение является полноценной — и в то же время, оригинальной — ветвью общеевропейского Просвещения, и охватывает примерно два поколения — условно, поколение «отцов» и поколение «детей». В этот период в России постепенно складывается слой образованной публики, возникают и развиваются элементы публичной сферы (вначале литературной, затем постепенно политизирующейся), рождается феномен «общественного мнения» (public opinion, opinion publique), а в 1810-1820 гг. впервые в российской истории появляются элементы того, что может быть названо публичной политикой.
Российское движение Просвещения этого периода во многом ориентируется на модель французского Просвещения середины 18 века. Вместе с рождением публичной сферы и появлением «публики» (в кантовском смысле слова) в русской культуре этой эпохи появляется новая культурная модель (новая антропологическая фигура), которую, используя кальку с французского языка 18-го века, можно обозначить как «человек письмен» (homme de lettres) — или, модернизируя язык, как «публичный интеллектуал». Гражданская культура этого первого в российской истории поколения «публичных интеллектуалов» (поколения отцов) была разновидностью общеевропейской традиции классического республиканизма с ориентацией на античные, греческие и римские, образцы. Важную роль в ней играл новый для русской культуры стиль мышления, опирающийся на идею земного бессмертия, достигаемого через деяние, слово и мысль в публичном пространстве и на сцене Истории. Поколение отцов передаст основные элементы этой культурной традиции поколению детей, к которому принадлежат и те, кто в российской и советской историографии получит имя «декабристов». Поколение же детей впервые в российской истории поставит вопрос о воплощении ценностных установок этой традиции в форме политического действия.
Кристофер Муравьев-Апостол
Являясь потомком прославленной семьи декабристов, г-н Муравьев-Апостол сохраняет тесные связи с Россией. В 1989 г. в ответ на обращение Раисы Горбачевой к русской эмиграции семья Муравьевых-Апостолов вернула в Россию часть своих коллекций: семейные реликвии, собрание книг, альбомов и репродукций. Впервые посетив Россию в 1991 г., Кристофер, по его словам, «ощутил себя своим в своем отечестве». Сегодня г-н Муравьев-Апостол живет между Москвой и Женевой.
Дом музей «Усадьба Муравьевых-Апостолов» в Москве
Кристофер Муравьев-Апостол за свой счет восстановил семейный особняк Муравьевых-Апостолов в Москве и открыл там музей, рассказывающий о культурной жизни столицы в конце 19-го века. «Для меня возрождение усадьбы — это моя инвестиция в память», - так объясняет он свое отношение к этому проекту. Проект получил премию правительства Москвы «Московская реставрация — 2013», присуждаемую в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия. Сегодня Дом-музей Муравьевых-Апостолов является площадкой для уникальных московских выставок.
Фотографии с лекции Олега Хархордина 10 октября.