Конференция «Антропология. Фольклористика. Социолингвистика»

27-29 марта 2014 г. факультет антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурга провел III ежегодную конференцию студентов и аспирантов «Антропология. Фольклористика. Социолингвистика». Ее цель — собрать лучших молодых антропологов (особенно русскоязычных) в лучшем для этого месте, которым и является, по мнению организаторов, факультет антропологии. На конференции молодые исследователи общаются друг с другом, а некоторые впоследствии изъявляют желание стать студентами ЕУ. В прошлом году таких было трое.

На конкурс принимались доклады по всем трем перечисленным дисциплинам в широкой их трактовке, включая исследование идентичности, этничности, конфессий, субкультур, современного фольклора, языковой политики и т. д. Таким образом, участие в конференции могли принять представители разных смежных наук, в том числе социологии и истории.

В этом году было подано около 130 заявок, отобрано 30 докладов исследователей из Донецка, Вильнюса, Екатеринбурга, Казани, Кирова, Минска, Москвы, Новосибирска, Перми, Ростова-на-Дону, Северодвинска, Санкт-Петербурга, Тарту, Уппсалы и Хельсинки. Потенциальной участнице из Киева не удалось прибыть по причинам не академического свойства.

Кроме докладов студентов и аспирантов, преподаватели факультета прочитали лекции. Профессор Юрий Березкин презентовал созданную в сотрудничестве с коллегами базу данных фольклора народов мира, основанную на мотиве — более дробном элементе, чем сюжет. Такое деление позволяет включить в единую систему элементы сказок и мифов всех народов (что не удавалось сделать с помощью указателей сюжетов) и увязать ее с географической картой.

Декан факультета Михаил Лурье на материале полевых исследований в Бологом и Могилеве-Подольском выступил с лекцией о городских нарративах — о том, как, кем и зачем создаются городские легенды, в которые сами горожане начинают верить, как в исторический факт.
Сергей Штырков на примере из Северной Осетии рассказал о советских истоках постсоветского традиционализма — апелляции к воображаемым «национальным корням» и «историческому прошлому», которая вспыхнула в эпоху перестройки и продолжается до сих пор вместе с поиском национал-предателей и прочих космополитов безродных.

Ю.Е.Березкин: "База данных мирового фольклора: цели создания и результаты обработки" 
М.Л.Лурье: "Городской локальный нарратив" 
С.А.Штырков: "Советские корни постсоветского традиционализма"

Тезисы докладов и программа конференции

Большинство докладов в этом году было основано на полевых материалах, сбор которых сам по себе является научным достижением. Впрочем, выводы, сделанные докладчиками при анализе, часто становились предметом споров.

Из выступлений, вызвавших наибольший интерес — а часто и наибольшие споры, отметим доклады:

  • Ирины Рудик из Тарту о прибалтийском феномене женских студенческих корпораций, в других странах неизвестных;
  • Александра Панова из Москвы о том, как живут в России африканские мигранты, почему именно они раздают флаеры и почему отождествляют себя с русскими, а не с другими мигрантами;
  • Евгении Тарасютиной из Москвы о попытке введения в СССР практики кремации, строительстве крематориев в 1920-1930-е годы и о том, что по этому поводу думал Остап Бендер;
  • Екатерины Горбушиной из Кирова об игре в похороны Ленина, зафиксированной в 1925 году в вятском детдоме, с сооружением гроба, пением революционных песен и салютом;
  • Кристины Горбуновой из Северодвинска о финале знаменитой колыбельной про серенького волчка, где возникают образы хлеба и бабушки (этот волчок, как оказалось, не только хватает за бочок и тащит во лесок, но и бесчинствует дальше - закапывает в песок и прочее, и прочее);
  • Ирины Каневой из Москвы о прозвищах у современных коми, которые могут коренным образом изменить жизнь;
  • Екатерины Стариковой из Санкт-Петербурга о китайских следах вьетнамского фольклора и двух сортах бамбука, один из которых в эпоху иероглифов был сливой;
  • Дмитрия Пантюхина из Москвы про анекдоты о Пепито — латиноамериканском Вовочке, - и Кубинской революции, которую уважают даже новорожденные котята, пока у них не открылись глаза;
  • Дарьи Мищенко из Санкт-Петербурга про символику надписей на такси в Кот-д'Ивуаре, в котором такси — не роскошь, а средство передвижения;
  • Светланы Зайковской из Москвы о мексиканских эксвото — наивных рисованных историях о помощи святых при болезнях, бытовых проблемах и нашествиях инопланетян.


Для участников конференции была организована экскурсия по Европейскому университету с визитом в его издательства и закупкой литературы. Конференция завершилась свободной дискуссией, скрепившей академическое братство антропологов, которое остается единым даже в эпохи нестабильности научных и государственных границ.

Рустам Фахретдинов