Публикации ЦАР

Медиа, публичные выступления

New Age in Russia – Ideologies, Networks, Discourses. New Religious Cultures in Late and Post-Soviet Russia. Блог исследовательской группы проекта «Новые формы религиозной культуры в позднем СССР и постсоветской России: идеология, формы социальной организации, дискурсы».

Сергей Штырков. Как Цицерон создал духовные скрепы [фрагмент книги]. Горький. 

Александр Панченко. «Вирусы сознания»: как и почему мы запоминаем фольклорные сюжеты [лекция]. Открытый лекторий. 

Александр Панченко. «Инопланетяне или снежный человек мало отличаются от богов и демонов» [интервью]. Блог издательства «Новое литературное обозрение» на платформе Syg.ma.

Александр Панченко. Антропология подозрения: теории заговора в современной культуре [лекция]. ЕУСПб.

Сергей Штырков. «Мифология крещенской воды» [интервью]. Журнал «Заповедник». 

Сергей Штырков. Советские корни постсоветского традиционализма [лекция]. ЕУСПб.  

Андрей Тюхтяев. Эзотерическое паломничество. Как современные горожане пытаются стать благородными дикарями [статья]. Журнал «Нож».

Андрей Тюхтяев. Гендер и перформанс: как нью-эйдж паломники становятся настоящими мужчинами и женщинами [тезисы доклада]. Cogita!ru.

Монографии, сборники статей, диссертации

Anthropology of New Age Culture in Post-Soviet Russia / A. Panchenko (Ed.) // Journal of Ethnology and Folkloristics. 2021. Vol. 15. No. 2.

Сергей Штырков. Религия, или Узы благочестия. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2021.

Тюхтяев А.Е. Долина реки Жане как паломническое место: нью-эйдж духовность, перформанс и аутентичность. [Текст]: дисс. канд. наук о культуре: 51.06.01: защищена 13.07.2021 / Тюхтяев Андрей Ефимович. – М., 2020. – 275 с. – Библиогр.: с. 236–255.

Дарья Дубовка. В монастырь с миром. В поисках светских корней современной духовности. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2020. 

Семиотические идеологии в религиозных сообществах / Ред. А.А. Панченко. Е.А. Хонинева // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 4 (37).

Tereshina, Daria. 2019. Managing firms and families: small businesses in provincial Russia in times of flexible accumulation. PhD Thesis, Martin-Luther-Universität Halle-Wittenberg, Halle/Saale. 

Дубовка Д.Г. Повседневные дисциплинарные практики и религиозная рефлексия в православных женских монастырях постсоветской России: этнографические аспекты. [Текст]: дисс. канд. ист. наук: 46.06.01: защищена 18.12.2017 / Дубовка Дарья Георгиевна. — СПб., 2017. — 142 с. — Библиогр.: с. 115–128.

Андреева Ю.О. Проекты преобразования мира в новом религиозном движении «Анастасия»: антропологические аспекты религии Нью-Эйдж в
современной России. [Текст]: дисс. канд. ист. наук: 46.06.01: защищена 18.09.2017 / Андреева Юлия Олеговна. — СПб., 2017. — 272 с. — Библиогр.: с. 237–259.

Изобретение религии: десекуляризация в постсоветском контексте / Науч. ред.: Ж.К. Кормина, А.А. Панченко, С.А. Штырков. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015.

Панченко А.А. Иван и Яков — необычные святые из болотистой местности: «Крестьянская агиология» и религиозные практики в России Нового времени. М.: Новое литературное обозрение, 2012.

Статьи, рецензии, эссе

2021

Andreeva, J. (2021). Traditions and the Imagined Past in Russian Anastasian Intentional Communities. Journal Of Ethnology And Folkloristics, 15(2), 25–42.

Panchenko, A. (2021). Ancient Wisdom, Stigmatised Knowledge, and Sacred Landscapes: Ontologies and Epistemologies of New Age Culture in Post-Soviet Russia. Journal Of Ethnology And Folkloristics, 15(2), 19–24.

Senina, J. (2021). The Siberian Village of Okunevo as a Place of Power and Its Sacred Landscape. Journal Of Ethnology And Folkloristics, 15(2), 43–62.

Shtyrkov, S. (2021). Ossetian Ritual Feasts and Transpersonal Experience: Re-description of a Religion as a Religious Practice. Journal Of Ethnology And Folkloristics, 15(2), 74–88.

Tiukhtiaev, A. (2021). Alternative Archaeology and New Age Traditionalism in Contemporary Russia. Journal Of Ethnology And Folkloristics, 15(2), 63–73.

Дроздов С.Т. «Против Церкви воздвигнут вал»: актуализация нарратива о гонениях в среде общин Международного союза церквей евангельских христиан-баптистов // Кунсткамера. 2021. № 1 (11). С. 156–172.

Захарова Е.Ю., Штырков С.А. Термин осхъопили («бывший осетин») в грузинских документах XVIII в. и традиционалистских дискуссиях Северной Осетии — Алании начала XXI в. // Кунсткамера. 2021. № 4 (14). C. 78–91. ​​

Панченко А.А. К.В. Чистов и Б.Н. Путилов о теории фольклора // Шаги / Steps. 2021. Т. 7. № 2. С. 53–69. 

Панченко А.А. «Киргизская сказка» в «Даре»: Набоков, фольклор и ориентализм // Studia Litterarum. 2021. Т. 6, № 1. С. 266–299.

Панченко А.А. «Моральная экономика» жертвоприношения и святотатства в русской крестьянской культуре // Quaestio Rossica. 2021. Т. 9. № 4. С. 1241–1258.

Хонинева Е.А. Ритуал как предмет религиозной рефлексии в британской антропологии и католическом традиционализме // Антропологический форум. 2021. № 50. С. 131–168.

2020

Khonineva, E. (2020). “Material religion” as subject and manifesto in social studies on Christianity: A Review of Minna Opas, Anna Haapalainen (eds.), Christianity and the Limits of Materiality. New York: Bloomsbury Academic, 2017, XV+274 pp. (Bloomsbury Studies in Material Religion, 1). Forum for Anthropology and Culture, 16, 255–269.

Khonineva, E. (2020). The rational and magical in the missionary projects of Traditionalist Catholics of Russia. In I. Mikeshin (Ed.), Eight essays on Russian Christianities (pp. 213–243). Saint Petersburg: Saint Petersburg Center for the History of Ideas; Politekhnika Service.

Panchenko, A. (2020). Channeling, agency, and strategic information: The “semiotic Ideologies” of New Age culture. State, Religion and Church, 7(2), 4–23. 

Rygovskiy, D. (2020). Technology and its representation as a source of religious experience for Old Believers of Yenisei region. State, Religion and Church, 7(2), 75–96. 

Shtyrkov, S. (2020). "Thinking spiritually" about the last tsar's murder: Religious discourse and conspiracy theories in late Soviet Russia. In P. Deutschmann, J. Herlth, A. Woldan (Eds.), «Truth» and fiction: Conspiracy theories in Eastern European culture and literature (pp. 99–116). Bielefeld: transcript Verlag.

Панченко А.А. «Гдовский текст» русской поэзии: к топологии транзитивных пространств // Commentarii litterarum. Ad honorem viri doctissimi Valentini Golovin / ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН; отв. ред. М. Л. Лурье. СПб.: Издательство «Пушкинский Дом», 2020. С. 510–526.

Панченко А.А. О каких духоборцах писал А. И. Герцен в «Былом и думах»? // Русская литература. 2020. № 1. С. 102–112.

Панченко А.А. «Старые секты» на новый лад: Проблемы и перспективы изучения русских религиозных диссидентов XVIII–XX вв. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. № 3 (38). С. 7–37.

Панченко А.А. Уфология как религия // Новое литературное обозрение. 2020. № 163 (3). С. 24–37 

Хонинева Е.А. Рец. на кн.: Matt Tomlinson, Julian Millie (eds.). The Monologic Imagination. Oxford: Oxford University Press, 2017. X+272 p. // Антропологический форум. 2020. № 47. С. 216–228. 

Штырков С.А. Юродивый как религиозный тип: Макс Вебер и рациональность безумия // Иррациональное в русской культуре. Под ред. Ю. Маннхерц. М.: Новое литературное обозрение, 2020. 24–47. 

Штырков С.А. Академическое религиоведение и антиколониальный протест: случай осетинского нативистского активизма // Антропологический форум. 2020. № 46. С. 127–154. 

2019

Khonineva, E. (2019). “Vocation in the flesh”: Gender and embodiment in the religious anthropology of modern Catholicism. State, Religion and Church, 6(2), 29–49. 

Shtyrkov, S. (2019). Sacred landscapes through the lens of religious nationalism. Journal of Ethnology and Folkloristics, 13(2), 140–142. 

Tambovtseva, S. (2019). “VseiaSvetnaia Gramota”: Kabbalistic hermeneutics and utopian comparative studies. State, Religion and Church, 6(2), 48–73. 

Панченко А.А., Хонинева Е.А. «Семиотические идеологии», медиальность и современная антропология религии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 4 (37). С. 7–18. 

Панченко А.А. Невидимые партнеры и стратегическая информация: ченнелинг как семиотическая идеология // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 4 (37). С. 167–192. 

Панченко А.А. «Местные святыни»: «материальная религия», агентность и медиальность // Этнографическое обозрение. 2019. № 6. С. 108–112. 

Рыговский Д.С. Влияние религиозных практик на социальную структуру енисейских староверов // Антропологический форум. 2019. № 41. С. 11–35. 

Рыговский Д.С. Енисейские и шорские староверы: сложная структура «простого» сообщества // Новые исследования Тувы. 2019. № 1. С. 60–74. 

Рыговский Д.С. Механизмы различения в среде сибирских староверов // Язык, книга и традиционная культура позднего Русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе: труды IV Международной научной конференции. М.: Изд-во Московского университета, 2019. С. 728–737. 

Рыговский Д.С. Техника и ее репрезентация как источник религиозного опыта в енисейском старообрядчестве // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 4 (37). C. 19–44. 

Тамбовцева С.Г. Духоборцы XVIII века как текстуальное сообщество: некоторые источники четырех ранних духоборческих псалмов // Русская литература. 2019.  № 2. С. 25–37. 

Тамбовцева С.Г. Каббалистическая герменевтика и утопическая компаративистика ВсеЯСветной Грамоты // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 4 (37). C. 69–101. 

Тамбовцева С.Г. Рец. на кн.: Luther h. Martin, Donald Wiebe (eds.). Religion Explained? The Cognitive Science of Religion After Twenty-Five Years. NY: Bloomsbury Academic, 2017. 272 p // Антропологический форум. 2019. №. 42. С. 215–230. 

Тюхтяев А.Е. Телесность и социальность в нью-эйдж паломничестве // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 4 (37). C. 45–68. 

Хонинева Е.А. «Материальная религия» как предмет и манифест в социальных исследованиях христианства: Рец. на кн.: Minna Opas, Anna Haapalainen (eds.). Christianity and the Limits of Materiality. N.Y.: Bloomsbury Academic, 2017. 296 p. // Антропологический форум. 2019. № 43. С. 153–171. 

Хонинева Е.А. Семиотическая бдительность и культивация искренности в католической практике распознавания призвания // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 4 (37). C. 102–129. 

Штырков С.А. Духовное видение истории как дискурсивный порядок политической эсхатологии: убийство семьи Николая II в поздне- и постсоветской православной историософии // Государство, религия и церковь в России и за рубежом. 2019. № 4 (37). С. 130–166. 

Штырков С.А. Рец. на кн.: Victoria Smolkin. A Sacred Space Is Never Empty: A History of Soviet Atheism. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2018. 339 pp. //  Laboratorium: журнал социальных исследований. 2019. № 11 (3). С. 173–176.

2018

Andreeva, J. (2018). Verbal clichés of followers in the “Anastasia” new religious movement. Anthropology and Archeology of Eurasia, 57(2), 88–106.

Dubovka, D. (2018). Struggling bodies at the crossroads of economy and tradition: The case of contemporary Russian convents. In S. Luehrmann (Ed.), Praying with the senses: Contemporary Orthodox Christian spirituality in practice (pp. 192–211). Bloomington: Indiana University Press.

Khonineva, E. (2018). Ethnography as the reduction of data: Towards an anthropology of the production of ethnographic description. Forum 36: From Fieldwork to Written Text, Forum for Anthropology and Culture, 14, 64–70.

Андреева Ю.О. «Когда слова судь бу меняют»: «тайный язык» последователей Анастасии // Мистико-эзотерические движения в теории и практике: мистицизм и эзотеризм в России и других странах постсоветского пространства. Сб. материалов Девятой всероссийской научной конференции с международным участием (9–11 ноября 2017 г., Москва) / Отв. ред. и сост. С. В. Пахомов. Санкт-Петербург: Издательство РХГА, 2018. С. 178-192.

Панченко А.А. «План Даллеса»: советская литература, теории заговора и моральные паники в России рубежа XX и XXI веков // Русская литература. 2018. № 2. С. 118–136. 

Панченко А.А. Почему родился черт: сюжет о коммунисте-святотатце, новорожденные монстры и границы религиозной дидактики // Studia Litterarum. 2018. Т. 3, № 2. С. 252–287.

Панченко А.А. «Эра Водолея» для строителей коммунизма: культура нью-эйджа в позднесоветском обществе и проблема «переломных эпох» // Новое литературное обозрение. 2018. № 149. C. 300–317.

Рыговский Д.С. «Чистое», «мирское» и «поганое»: старообрядческая концептуализация ритуальной чистоты // Запреты и предписания в славянской и еврейской культурной традиции / Отв. ред. О.В. Белова. М., 2018. С. 167–186.

Рыговский Д.С. «Правило чашки»: гостеприимство старообрядцев в антропологической перспективе // IV Центральноазиатские исторические чтения. Пространство культур: через призму единства и многообразия: сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Кызыл, 20-23 сентября 2018 г.). Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2018. С. 172–177.

Тюхтяев А.Е. Знание научное и стигматизированное: особенности конкуренции религии нью-эйдж и академической археологии за легитимность // The Journal of Social Policy Studies. 2018. № 16(2). С. 265–278.

Тюхтяев А.Е. Паломничество как объект антропологического исследования // Археология и этнография понтийско-кавказского региона: Сб. науч. тр. / Под ред. В.И. Колесова, И.В. Кузнецова, Р.Ш. Кузнецовой. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2018. С. 87–105.

Хонинева Е.А. «Призвание во плоти»: гендер и телесность в религиозной антропологии современной католицизма // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. №2. С. 105–130.

Хонинева Е.А. Этнография как редукция данных: к антропологии производства этнографического описания / Форум: От поля к тексту // Антропологический форум. 2018. № 36. С. 90–97.

Хонинева E.А. Рец. на кн.: Agnieszka Pasieka. Hierarchy and Pluralism: Living Religious Difference in Catholic Poland. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2015. 284 p. (Contemporary Anthropology of Religion Series) // Антропологический форум. 2018. № 36. С. 198–208.

Штырков С.А. Катехон как категория православного сознания: очерки русской политической эсхатологии: Рец. на кн.: Виктор Шнирельман. Колено Даново: эсхатология и антисемитизм в современной России. М.: Изд-во ББИ, 2017. XIV+617 с. // Антропологический форум. 2018. № 39. С. 193–212.

2017

Dubovka, D. (2017). The power of a spiritual elder’s words: The communication of charismatic authority. Forum for Anthropology and Culture, 13, 163–185.

Dubovka, D. (2017). ‘Forum 34–35: Religion, Anthropology, and the “Anthropology of Religion”’, Forum for Anthropology and Culture, 2017, 13, 30–33.

Kormina, J. & Shtyrkov, S. (2017). The female spiritual elder and death: Some thoughts on contemporary lives of Russian Orthodox saints. State, Religion and Church, 4(2), 4–24.

Tiukhtiaev, A. (2017). ‘A Review of Kaarina Aitamurto, Paganism, Traditionalism, Nationalism: Narratives of Russian Rodnoverie. New York; London: Routledge, 2016, 222 pp.’. Forum for Anthropology and Culture, 13, 339–348.

Tiukhtiaev, A. (2017) ‘Forum 34–35: Religion, Anthropology, and the “Anthropology of Religion”’, Forum for Anthropology and Culture, 2017, 13, 94–100.

Андреева Ю.О. Религия Нью-Эйдж: подходы, критика и проблемы применения термина // Религия и история: материалы V Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 20–22 апр. 2017 г. / под ред. С. И. Шатравского ; сост. С. И. Шатравский. — Минск: Изд. центр БГУ, 2017.

Дубовка Д.Г. Антропология религии / Форум: Антропология религии (1) // Антропологический форум. 2017. № 34. С. 74–77.

Дубовка Д..Г. Сила слова старца: механизм осуществления харизматической власти // Антропологический форум. 2017. № 33. С. 37–64.

Кормина Ж.В., Панченко А.А., Штырков С.А. Социальные исследования религии: теория, методы и опыт // Антропологический форум. 2017. № 35. С. 129–166.

Рыговский Д.С. Антропология религии / Форум: Антропология религии (2) // Антропологический форум. 2017. № 34. С. 82–87.

Тюхтяев А.Е. Антропология религии / Форум: Антропология религии (2) // Антропологический форум. 2017. № 34. С. 95–101.

Тюхтяев А.Е. Проигрывание гендерных идентичностей в среде нью-эйдж (на примере паломничества к археологическим памятникам в Краснодарском крае) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2017. № 20(5). С. 151–166.

Тюхтяев А.Е. Рец. на кн.: Kaarina Aitamurto. Paganism, Traditionalism, Nationalism: Narratives of Russian Rodnoverie. N.Y.; L.: Routledge, 2016. 222 p. // Антропологический форум. 2017. № 34. С. 281–292.

Штырков С.А. «Радуйся, воистину душу за искренняго положшая»: Ксения Блаженная и модернизация подвига юродства / Experto crede Alberto: Сборник к 70-летию А.К. Байбурина. Под ред. А.М. Пиир, М.М. Пироговской. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. С. 378–408.

2016

Dubovka, D. (2016). Forgotten time, or techniques of self-transformation in contemporary Russian Orthodox convents. State, Religion and Church, 3(1), 6–25.

Kormina, J. (2016). Killer yeast: Gastronomic conspiracy theories and the culture of mistrust in modern Russia. Forum for Anthropology and Culture, 12, 201–229.

Дубовка Д.Г. Антропология как кривое зеркало / Форум: Отношения антрополога и изучаемого сообщества // Антропологический форум. 2016. № 30. С. 21–25.

Дубовка Д.Г. Рец. на кн.: Stefania Palmisano. Exploring New Monastic Communities. The (Re)Invention of Tradition. Farnham, Surrey, England: Burlington: Ashgate, 2015 // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. № 4 (34). C. 265–270.

Штырков, С.А. «Аланская княжна, княгиня Владимирская»: Мария Ясыня, русско-осетинские связи и консервативные семейные ценности // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. № 2. С. 13–37.

Штырков, С.А. Рекомы дзуар: древняя святыня в современном религиозном ландшафте // Бюллетень Владикавказского института управления. 2016. № 47. C. 606–617.

Штырков, С.А. Религиозная харизма с рас- и заколдовывающей точки зрения социальных наук: Рец. на кн.: Charles Lindholm (ed.). The Anthropology of Religious Charisma: Ecstasies and Institutions. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2013. 248 р. // Антропологический форум. 2016. № 29. C. 223–246.

2015

Dubovka, D. (2015). The snares of the ‘material turn’ for the anthropology of religion: A review of Amy Whitehead. Religious Statues and Personhood: Testing the Role of Materiality. London; New York: Bloomsbury, 2013. Forum for Anthropology and Culture, 11, 231–236.

Shytrkov, S. (2015). Orthodox traditionalism in the republic of North Ossetia-Alania: The ethnicization of religion as the “internal mission” of the Russian Orthodox Church. State, Religion and Church, 2(1): 75–105.

Андреева Ю.О. «Творить рай на земле»: культ земли и природы в новом религиозном движении «Анастасия» // Изобретение религии: десекуляризация в постсоветском контексте / Науч. ред. Ж.К. Кормина, А.А. Панченко, С.А. Штырков. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015. С. 163–185.

Дубовка Д.Г. Забытое время, или Практики самотрансформации в современном православном монастыре // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 3 (33). C. 322–344.

Дубовка Д.Г. Ловушки «поворота к материальному» для антропологии религии: Рец. на кн.: Amy Whitehead. Religious Statues and Personhood: Testing the Role of Materiality. L.; N.Y.: Bloomsbury, 2013. 216 p. // Антропологический форум. 2015. № 24. С. 215–221.

Дубовка Д.Г. Послушание как физический труд и добродетель: семиотическое насыщение производства в современных монастырях РПЦ // Изобретение религии: десекуляризация в постсоветском контексте / Науч. ред. Ж.К. Кормина, А.А. Панченко, С.А. Штырков. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015. С. 63–81.

Кормина Ж.В. Дрожжи-убийцы: гастрономическая конспирология и культура недоверия в современной России // Антропологический форум. 2015. № 27. С. 142–175.

Кормина Ж.В., Штырков С.А. «Это наше, исконно русское, и никуда нам от этого не деться»: предыстория постсоветской десекуляризации // В кн.: Изобретение религии: десекуляризация в постсоветском контексте / Науч. ред.: С.А. Штырков, А.А. Панченко, Ж.В. Кормина. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015. С. 7–45.

Панченко А.А. Антропология и конспирология // Антропологический форум. 2015. № 27. С. 89–94.

Панченко А.А. Компьютер по имени Зверь: эсхатология и конспирология в современных религиозных культурах // Антропологический форум. 2015. № 27. С. 122–141.

Штырков С.A. «Борьба асов с дэвами пронизывает все наше бытие»: конспирологическое воображение северо-осетинских интеллектуалов в поисках смысла национальной истории // Антропологический форум. 2015. № 27. С. 176–203.

Штырков С.А. Осетинское святилище Реком: старая фотография из фондов МАЭ и советские корни религиозного традиционализма // Народы Кавказа: музейные коллекции, исследования объектов и явлений традиционной и современной культуры. (Сборник МАЭ. Т. LX). СПб.: МАЭ РАН, 2015. С. 266–286.

Штырков С.А. «Эти три пирога, эта чаша... можно сказать, литургия!»: интерпретация народной традиции как «внутренняя миссия» Русской православной церкви в Северной Осетии-Алании. // Люди, горы, границы: этнографические очерки посттрадиционного общества. СПб.: Издательство МАЭ РАН. 2015. C. 295–335.

2014

Андреева Ю.О. «Бабичье дело» в рассказах последователей движения «Анастасия» // Радловский сборник: научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2013 г. СПб.: МАЭ РАН. 2014. С. 344–353.

Андреева Ю.О. Возвращение к истокам: фольклорные клубы и новое религиозное движение «Анастасия» // Традиционная культура. 2014. №2. С. 50–58.

Андреева Ю.О. «Места силы», «духи дольменов» и «знания первоистоков»: археологические памятники и движение New Age «Анастасия» // Этнографическое обозрение. 2014. №5. С. 73–87.

Кормина Ж.В., Штырков С.А. Старица и смерть: заметки на полях современных житий // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2014. № 1(32). С. 107–130.

Панченко А.А. Кровавая этнография: легенда о ритуальном убийстве и преследование религиозных меньшинств //Отечественные записки. 2014. №. 1(58). С. 226–239.

Панченко А.А. «Спасибо за почку!»: власть и потребление в organ theft legends // Этнографическое обозрение. 2014. №6. С. 22–42.

Панченко А.А. Страх в большом городе // Отечественные записки. 2014. № 3(60). С. 246–257.

Панченко А.А. Форум: Десять лет и двадцать номеров спустя // Антропологический форум. 2014. № 20. С. 55–60.

Штырков С.А. Рец. на: State Secularism and Lived Religion in Soviet Russia and Ukraine / Ed. by Catherine Wanner. N.Y.: Oxford University Press, 2012. 304 р. // Антропологический форум. 2014. № 23. С. 213–228.

2013

Pančenko, A. (2013). Le icone che si spostano: Leggende sugli spostamenti miracolosi delle icone della Madre di Dio e il folklore religioso russo. In S. Boesch Gajano, E. G. Farrugia & S. J., M. Plikhanova (Eds.), I testi cristiani nella storia e nella cultura. Prospettive di ricerca tra Russia e Italia (pp. 303–320). Roma: Pontificio Istituto Orientale.

Амосова С., Андреева Ю., Иванов В. Еврейская религия, религиозные практики и синагоги в рассказах старожилов Латгалии // Утраченное соседство: евреи в культурной памяти жителей Латгалии. Материалы экспедиций 2011-2012 годов / Отв. Ред. С. Амосова. М., 2013. С. 78–131.

Гущян Л.С., Штырков С.А. Новый проект по изучению этнорелигиозной идентичности армян, проживающих в России: предварительные результаты и исследовательские перспективы // Лавровский сборник: материалы XXXVI–XXXVII Среднеазиатско-Кавказских чтений, СПб.: МАЭ РАН, 2013. С. 412–419.

Дубовка Д.Г. Временные трудники в современных женских монастырях: социальное служение или экономическая необходимость? // Социальное служение Православной Церкви: проблемы, практики, перспективы: материалы всероссийской научно-практической конференции. СПб.: СПбГИПСР, 2013. С. 156–162.

Кормина Ж.В. «Гигиена сердца»: дисциплина и вера «заново рожденных» харизматических христиан // Антропологический форум. 2013. № 18. С. 300–320.

Панченко А.А. Двадцатый век Александра Перепеченых // Перепеченых А. Е. Трагически ужасная история ХХ века. Второе пришествие Христа. М.: Новое литературное обозрение, 2013.

Панченко А.А. Деньги, эгоизм и конец света: «духовная экономика» новых религиозных движений // Фетиш и табу: антропология денег в России / Сост. А. Архипова, Я. Фрухтманн. М.: ОГИ, 2013. С. 468–482.

Панченко А.А. Мертвецы: добрые, злые и непонятно какие // Отечественные записки. 2013. № 5(56). С. 135–143.

Панченко А.А. О пользе святотатства, или Pussy Riot глазами антрополога // Отечественные записки. 2013. № 1(52). С. 217–227.

Панченко А.А. «Религиозные инфекции» и «духовные калеки»: Тема детства в советской атеистической пропаганде 1960-х гг. // «Убить Чарскую...»: парадоксы советской литературы для детей (1920-е – 1930-е гг.) / Сост. и ред.М. Р. Балина, В. Ю. Вьюгин СПб.: Алетейя, 2013. С. 310–329.

Панченко А.А. «Священный театр», тонкости морали и обряды перехода: антропология глобального христианства в современной России // Антропологический форум. 2013. № 18. С. 215–222.

Панченко А.А. «Трясуны»: дисциплинарное общество, политическая полиция и судьбы пятидесятничества в России// Антропологический форум. 2013. № 18. С. 223–255.

Терешина Д.В. «Многие евреи... они все занимались торговлей»: воспоминания о еврейских лавках и бродячих торговцах довоенной Латгалии // Утраченное соседство: евреи в культурной памяти жителей Латгалии. Материалы экспедиций 2011–2012 годов. М., 2013. С. 36–78.

Терешина Д.В. Топография Американской мечты на «празднике успеха»: конференции, сети и сетевой маркетинг компании Амвэй // Топография счастья: этнографические карты модерна: Сборник статей / Сост. Н. Ссорин-Чайков. М.: Новое литературное обозрение, 2013. С. 130–173.

Штырков С.А. «В городе открыт Дворец счастья»: Борьба за новую советскую обрядность времен Хрущева // Топография счастья: этнографические карты модерна: Сборник статей / Сост. Н. Ссорин-Чайков. М.: Новое литературное обозрение, 2013. С. 261–275.

Штырков С.А. «Мы переступили черту ада»: евангелическое визионерство как инструмент социального контроля // Антропологический форум. 2013. № 18. С. 276–299.

Штырков С.А. Традиционалистские движения в современном северо-осетинском обществе и логика религиозного национализма // Кавказский город: потенциал этнокультурных связей в урбанистической среде. СПб.: МАЭ РАН, 2013. С. 331–362.

2012

Kormina, J. & Shtyrkov, S. (2012). Believers' letters as advertising: St. Xenia of St. Petersburg's 'national reception center'. In A. Baiburin, C. Kelly & N. Vakhtin (Eds.), Russian cultural anthropology after the collapse of communism (pp. 155–182). Abingdon, Oxon: Routledge, 2012.

Panchenko, A. (2012). How to make a shrine with your own hands: Local holy places and vernacular religion in Russia. In M. Bowman & Ü. Valk (Eds.), Vernacular religion in everyday life: Expressions of belief (pp. 42–61). London ; Oakville, CT : Equinox Pub.

Panchenko, A. (2012). ‘Popular Orthodoxy’ and identity in Soviet and post-Soviet Russia. In K. Bassin, M. Bassin & C. Kelly (Eds.), Soviet and post-Soviet identities (pp. 321–340). Cambridge; New York: Cambridge University Press.)

Panchenko, A. (2012). Russia. In R. F. Bendix & G. Hasan-Rokem (Eds.), A companion to folklore (pp. 426–441). Oxford: Wiley-Blackwell.

Андреева Ю.О. Вопросы власти и самоуправления в религиозном движении «Анастасия»: идеальные образы родовых поселений и «воплощение мечты» // Антропологический форум. 2012. №17 Online. С. 101–128.

Андреева Ю.О. Представления о народных традициях в движении «Звенящие кедры России» // Аспекты будущего по этнографическим и фольклорным материалам: Сб. науч. Ст. / Отв. ред. Т.Б. Щепанская. СПб.: МАЭ РАН, 2012. С. 231–246.

Панченко А.А. «Антропологический поворот» и «этнография науки» // Новое литературное обозрение. 2012. № 113. С. 65–68.

Панченко А.А. Бурсаки в России // Отечественные записки. 2012. № 4(49). С. 240–246. 

Панченко А.А. Двадцатый век: новое религиозное воображение // Новое литературное обозрение. 2012. № 117. С. 122–139.

Штырков С.А. Прогрессивные народные традиции: обретение и изобретение (случай Северо-Осетинской АССР в 1960-е годы) // Общество как объект и субъект власти. Очерки политической антропологии Кавказа. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2012. C. 213–250.

2011

Kormina, J. & Shtyrkov, S. (2011). St. Xenia as a patron of female social suffering: An essay on anthropological hagiology. In J. Zigon (Ed.), Multiple moralities and religions in post-Soviet Russia (pp. 168–190). New York, Oxford: Berghahn Books.

Panchenko, A. (2011). Morality, utopia, discipline: New religious movements and Soviet culture. In J. Zigon (Ed.), Multiple moralities and religions in post-Soviet Russia (pp. 119–145). New York, Oxford: Berghahn Books.

Shtyrkov, S. (2011). Religious nationalism in contemporary Russia: the case of the Ossetian ethnic religious project. In R. Alapuro, A. Mustajoki & P. Pesonen (Eds.), Understanding Russianness (Routledge Advances in Sociology) (pp. 232–244). London: Routledge.

Shtyrkov, S. (2011). The unmerry widow: The Blessed Kseniia of Petersburg in hagiography and hymnography. In P. Hunt & S. Kobets (Eds.), Holy foolishness in Russia: New perspectives (pp. 281–304). Bloomington: Slavica Publications.

Андреева Ю.О. Изобретение традиций в движении «Звенящие кедры России»: обряд венчания // Радловский сборник: научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2010 г. / Отв. ред. Ю.К. Чистов, М.А. Рубцова. СПб.: МАЭ РАН, 2011. С. 3–7.

Андреева Ю.О. «Путешествие к первоистокам»: эзотерическое паломничество анастасийцев к дольменам Краснодарского края // Паломничество и религиозный туризм: многообразие интерпретаций: сб. науч. ст. / отв. ред. И.Е. Викулов. Владимир: изд-во ВлГУ, 2011. С. 4–19.

Кормина Ж.В., Штырков С.А. Православные версии советского прошлого: политики памяти в ритуалах коммеморации // Антропология социальных перемен / Отв. ред.: Э.М. Гучинова, Г.А. Комарова. М.: Российская политическая энциклопедия, 2011. С. 389–413.

Панченко А.А. Владимир Даль и кровавый навет // Новое литературное обозрение. 2011. № 111. С. 288–315.

Штырков С.А. Лингвистический национализм и академическая традиция: соперничество и преемство // Радловский сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2010 г. СПб: МАЭ РАН, 2011. С. 327–333.

Штырков С.А. Советские корни этнического традиционализма: случай Северной Осетии // Неприкосновенный запас 2011, №4(78). C. 66–79.

2010

Andreeva, J. & Pranskevičiūtė, R. (2010). The meanings of family homestead in the Anastasia movement: The cases of Russia and Lithuania. Humanitāro Zinātnu Vēstnesis, 18, 94–107.

Kormina, J. & Shtyrkov, S. (2010). Believers' letters as advertising: St. Xenia of St. Petersburg's 'national reception center'. Forum for Anthropology and Culture, 6, 115–143.

Андреева Ю.О. Движение «Анастасия»: новая религиозность и апелляции к прошлому // Радловский сборник: научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2009 г. / Отв. ред. Ю.К. Чистов, М.А. Рубцова. СПб.: МАЭ РАН, 2010. С. 81–84.

Панченко А.А. К исследованию «еврейской темы» в истории русской словесности: сюжет о ритуальном убийстве // Новое литературное обозрение. 2010. № 104. С. 79–113.

Панченко А.А. Оккультизм и коммунистическая мораль: новые религиозные движения, советское прошлое и концепция метанарратива // Славянская традиционная культура и современный мир. Вып. 13. Традиционная культура современного города. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2010. С. 287–318.

Штырков С.А. Практическое религиоведение времен Никиты Хрущева: Республиканская газета в борьбе с религиозными пережитками (на примере Северо-Осетинской АССР) // Традиции народов Кавказа в меняющемся мире: Преемственность и разрывы в социо-культурных практиках. СПб., 2010. С. 306–343.

Штырков С.А. Тема ослепления и прозрения в восточно-христианской агиографии: нарративизация метафоры как принцип создания мотива // Nomen est omen: Сборник статей к 60-летию Николая Борисовича Вахтина / ред. А.К. Байбурин, СПб.: Издательство Европейского Университета в Санкт-Петербурге, 2010. С. 258–271.

Штырков С.А. Форум: Теоретические и прикладные исследования // Антропологический форум. 2010. № 13. С. 129–136.