Магистратура
Направление «Искусствоведение»

Языки искусства в культуре: проблемы взаимодействия

Поступить
Срок обучения: 2 года
Мест: 20
Язык: Русский

О программе

Особенность программ факультета истории искусств — междисциплинарный подход. Мы изучаем живопись, архитектуру, литературу, кино и визуальную культуру в синхронной и диахронной перспективе, исследуем взаимодействие языков искусства и их медиумов. Мы учим не материалу, а методам и подходам к анализу материала, что позволяет нашим студентам подбирать аналитические ключи к самым разным объектам.

Обучение включает в себя лекции, семинары, практические занятия в залах и хранилищах Государственного Эрмитажа и собственную исследовательскую работу студентов. Наши программы нацелены на подготовку гибких специалистов, способных преподавать и вести исследования, создавать научные и научно-популярные проекты — книги, статьи, подкасты; готовить выставки и открывать свои галереи.

Магистерская программа рассчитана на два года. Большинство курсов второго года — по выбору, так что студенты могут сами сформировать круг дисциплин, максимально отвечающий их профессиональным интересам.

На втором году обучения студенты пишут магистерскую диссертацию, выступают на еженедельном магистерском семинаре, на котором проходит обсуждение их работ при участии аспирантов и всех преподавателей факультета. Этот семинар — уникальная форма обучения, которая, по отзывам выпускников, весьма способствует повышению научного качества магистерских диссертаций, защищаемых на факультете. Каждый студент делает доклады по своему исследованию и выступает рецензентом при обсуждении работ сокурсников. Частью учебной программы является также открытый исследовательский семинар, на который мы приглашаем с лекциями и докладами известных коллег, выдающихся ученых.

Наши выпускники преподают в ведущих университетах России, печатаются в СМИ, работают в издательствах, курируют образовательные проекты в музеях, галереях и библиотеках, создают собственные успешные проекты в области культуры и искусства, выступают с лекциями. Многие из них хранят коллекции и организуют выставки в Государственном Эрмитаже, в Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков, в ЦВЗ «Манеж», в музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, в Политехническом музее (Москва) и т. д.

Узнать подробную информацию о ходе приемной кампании, а также подать документы вы можете здесь:

Обязательные курсы

Введение в визуальные исследования

Мы рассматриваем визуальные исследования как научную парадигму, сформировавшуюся в неразрывной связи с историей искусства. Значительная часть проблем и методов, востребованных в последние двадцать лет, была впервые сформулирована гораздо раньше, но по той или иной причине осталась невостребованной магистральными направлениями искусствознания. В рамках курса мы реконструируем «генеалогию» этих проблем и методов — от Kulturwissenschaft, истории образов и изучения «формул пафоса», впервые разработанных школой Варбурга, до «взгляда эпохи» Майкла Баксандалла, «картографического импульса» Светланы Алперс и «антропологии образа» Ханса Белтинга.

Вторая часть курса, как и первая, основана на проблемно-историческом подходе. Мы рассматриваем феномены «видения и визуализации»  в связи с культурно-историческим контекстом, роль культурных, социальных и физиологических факторов в формировании особенностей индивидуальной перцепции. Мы проследим «генеалогию» соответствующих подходов, начиная с Эдгара Винда, Бернарда Смита и раннего Лео Штейнберга и заканчивая Роной Гоффен и Мартином Кемпом. Второе магистральное направление курса — связь визуальной культуры и визуальных исследований с точными и естественными науками — от Ньютона и Локка до нейроэстетики.

Академическое письмо

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с изучением основных методов и подходов к созданию академических текстов различных жанров (эссе, реферат, аннотация, рецензия и т. д.), редактированию научных текстов, оформлению библиографического описания и подготовки устного выступления. В задачи курса входит усвоение магистрантами базовых принципов создания письменных текстов академического характера; приобретение практических навыков в области создания письменных текстов академического характера, как учебных, так и исследовательских; формирование навыков самостоятельного проведения научных исследований, включающих в качестве инструмента анализ научных текстов и создание собственных.

История истории искусства

Курс рассматривает основные подходы к изучению истории искусства, сформированные в гуманитарном знании XIX–XX веков. В процессе лекционных занятий выясняются истоки искусствознания как дисциплины (XVI–XVIII века), ее соотношение с художественными движениями и эстетическими учениями, ее институциональное оформление и исследуются главные методологические школы и практики (знаточество, иконография, формальный подход, иконология, социальная история искусства и др.). Специальное внимание уделяется дискуссиями между представителями различных методологий и примерам анализа великих произведений искусства различным исследовательским инструментарием.

Россия и Европа: становление и модернизация художественных институций и практик в XVIII–XIX века

В рамках курса рассматриваются художественные институции и практики, которые влияли на процесс определения понятия искусства и его задач, на образование и профессионализацию художников, на создание предметов искусства и их дальнейшее обращение в обществе в XVIII–XIX веков. Традиция критического изучения истории академий художеств, профессиональных объединений, выставок, рынка, художественной периодики и критики, музеев представлена в отечественном искусствоведении в зачаточном виде, крайне фрагментарно. Ориентируясь на современные зарубежные методологические примеры и тенденции, курс восполняет данный пробел. «Институциональная» история искусства (H. C. White&C. A. White, P. Mainardi, M. Ward, А. Шабанов) рассматривается между двумя главными направлениями в «социальной истории искусства»: «историческим» (F. Haskell) и «социальным» (T. Crow, D. Solkin). Курс формируется на компаративной основе: западноевропейская, преимущественно французская, история чередуется с отечественной так, чтобы первая всегда служила смысловым фоном для выявления особенностей второй. Нижняя граница курса — XVIII век — обусловлена Петровскими реформами и становлением Академии художеств в России. Однако основной акцент делается на второй половине XIX века, когда по всей Европе модернизировались институции и практики, во многом определившие современную художественную систему. Студенты посещают ключевые рассматриваемые в рамках курса художественные институции, базировавшиеся в Санкт-Петербурге: Императорскую Академию художеств, Центральное училище технического рисования А. Л. Штиглица и Императорское общество поощрения художеств.

Научный семинар «Арт-критика: стратегии и практики»

Этот курс предполагает исключительно семинарские занятия, на которых речь идет об общих принципах функционирования художественной критики в современном обществе.

В процессе студентам предлагается читать и анализировать публикации в наиболее влиятельных в гуманитарной области СМИ; различать жанры и направления в художественной критике; пробовать себя в написании критических текстов разных жанров. На семинарах обсуждаются такие критические жанры, как рецензия, анонс, интервью, беседа, обзорная статья; неписьменные формы критики в электронных СМИ; специализированные и популярные журналы на темы культуры; интернет-ресурсы в области классического и актуального искусства; музейные сайты; информационные агентства в области культуры; энциклопедические интернет-ресурсы по вопросам современного искусства; интернет-периодика. Особое внимание уделяется проблематике существования культурных институций в современном обществе. Основным жанром, в котором студенты пробуют свои силы, является рецензия. При этом обсуждаются как общие законы жанра, так и специфика рецензирования различных культурных событий (выставки, спектакли, фильмы, произведения художественной литературы и нон-фикшн, новые архитектурные постройки, музыкальные события).

Слово и изображение

Курс носит интердисциплинарно-компаративный характер и имеет целью введение в проблематику взаимодействия языков изобразительных и словесных искусств. Взаимоотношения словесного и изобразительного искусств рассмотрены на западноевропейском и русском материалах преимущественно XVI–XVII веков.

Основное внимание уделяется видам соотношения «слово-изображение» при анализе конкретных памятников. Темы занятий включают: проблемы воплощения вербальных нарративов в произведения изобразительного искусства; анализ внутренней морфологии сложных изобразительно-словесных произведений; способы связи слова и изображения внутри таких произведений; проблематику названия как части изобразительного произведения; историю и структуру подписи (или ее отсутствия) художника в изобразительном произведении; анализ специфики русской и западноевропейской «народной картинки» с точки зрения проблематики «слово-изображение»; роль искусства каллиграфии в печатной графике Западной Европы.

Цифровые гуманитарные науки / Digital humanities

В последние годы немалые суммы выделялись в виде грантов или других форм поддержки для проектов в сфере цифровых методов в гуманитарных науках. Американские и европейские фонды, дающие гранты, склонны поддерживать проекты, в которых есть цифровая составляющая. Существуют по меньшей мере два журнала, целиком посвященные цифровым методам в гуманитаристике; другие журналы регулярно посвящают целые номера этому предмету. И, тем не менее, само определение цифровых методов в гуманитаристике — а в особенности дигитальная история искусства — остается открытым для обсуждения. Сам термин широко используется и, тем не менее, плохо понимается. В рамках курса обсуждаются некоторые типы использования термина, а также соотнесенные с этим проблемы; кроме того, студенты знакомятся с тем, как цифровые методы уже применяются в истории искусства, а также получают представление о том, как они сами могут использовать их в собственных исследованиях и презентациях проектов.

Принципы анализа архитектурного памятника

Вводный курс, первый в рассчитанном на четыре семестра «архитектуроведческом» цикле. Цель этого курса — знакомство студентов с базовым аппаратом, терминологией, основными принципами и методами искусствоведческого анализа архитектурных памятников. Рассматриваются вопросы архитектурной морфологии и композиции, основные концепции формообразования, функционально-типологические аспекты, а также социальные, экономические, технологические, идеологические контексты постройки и их отражение в формах здания и исторических языках архитектуры. Обсуждается ряд методов (напр., формальный, семиотические методы и др.) и перспективы их применения к анализу памятников различных эпох. Особое внимание уделено генеалогии понятий и концепций, истории ряда базовых категорий, характерных для архитектурного дискурса. Студенты вводятся во внутрипрофессиональную проблематику архитектуры, обсуждается различие социальных и профессиональных, цеховых ценностей, фундаментальное для европейской традиции архитектурной мысли и общественного бытия зодчества.

Проблемные лекции сопровождаются case studies на материале актуальных архитектурных сюжетов (конкурсов, проектов, зданий). Особое внимание уделено классической традиции, в т. ч. в архитектуре XX–XXI веков.

Также рассматриваются основные течения, сосуществующие в архитектуре наших дней, и идеология этих течений, творчество ряда ведущих мастеров. Лекции традиционно дополняются посещением архитектурных выставок и факультативными занятиями в Петербурге и Выборге, где мы анализируем постройки разных периодов in situ.

Морфология картины

Курс состоит из занятий, проводимых в галереях и хранилищах Государственного Эрмитажа, и ориентирован на овладение навыками анализа изображения de visu, описания «технических» характеристик изображения как объекта интерпретации (материалы основы, техники наложения пигментов, работа с поверхностью красочного слоя, проблемы сохранности). Вторая задача курса — практическое введение в область композиционного анализа, внутренняя геометрия регулярного поля изображения, работа художника с канонами и источниками, новации и соблюдение изобразительного этикета эпохи.

В качестве объектов анализа выбраны сюжетные композиции, картины и гравюры с 14 по 19 век. Занятия носят семинарский характер — половина времени отводится преподавателю, половина — выступлениям слушателей с анализом конкретного произведения (оценка за выступление — 80 % оценки за курса, активность слушателя на семинарах — 20 %).

Реализация гуманитарных проектов в международной среде

Будучи параллельным русскоязычным курсам, посвященным исследовательским и карьерным навыкам, данный курс охватывает базовые навыки — такие как использование первичных и вторичных источников, критическая оценка источников и текстов, организация данных, создание библиографий и т. д. В рамках курса обсуждаются цитирование и плагиат, копирайт на изображения и стоимость копирайта, академические соцсети, гранты и позиции. Обучение студентов навыкам исследования, заслуживающего того, чтобы быть представленным на конференции и в печати; помимо этого в рамках курса обсуждаются очень разные формы презентаций и публикаций, а также ожидания издателей и европейской и русской аудиторий на конференциях.

Архитектура как коммуникация

Цель курса — анализ архитектуры как сферы коммуникативного взаимодействия. Он построен как серия проблемных лекций и семинаров, посвященных актуальным сюжетам архитектурной коммуникации. Исследуются различные аспекты коммуникации через посредство архитектуры, «языки» зодчества, пространственные средства воплощения идеологий и оформления образа жизни. Студенты применяют навыки анализа памятников, полученные ранее, к «дешифровке» сообщений, транслируемых через постройку.

Основные сюжеты курса рассматриваются на материале исторической архитектуры и современной практики. При этом архитектура выступает как сфера, в которой взаимодействуют различные силы и акторы (государственные институты, социальные группы, профессиональное сообщество), как сфера репрезентации власти, политических программ, идеологий, культурных стереотипов и т. п.

Каждая тема включает постановку проблемы с использованием разнообразного архитектурного и исторического материала и семинарскую дискуссию (включая обсуждение текстов, предложенных студентам). Круг основных тем, рассматриваемых в курсе: здание как сообщение об историческом времени; архитектура и консюмеризм: зодчество межвоенного периода, ар деко; архитектура и политический контроль: «тоталитарная архитектура» — случай СССР и Италии; архитектура монументов: отчуждение трагедии; тело, пространство, размер в архитектуре XX века; архитектура и проблема национальной идентичности; архитектура и религия в XX — начале XXI века. Первая лекция посвящена введению в проблему коммуникации и отражению этой проблематики в ключевых текстах европейской архитектурной теории.

Россия-Европа: механизмы культурного импорта в словесных искусствах

Дисциплина охватывает круг вопросов, посвященных основным проблемам в области компаративистики. Формирование представления о сущности сравнительного изучения явлений культуры позволяет выработать умение понимать закономерности и специфику культурного трансфера. Целью освоения дисциплины является ознакомление обучающихся с интеллектуальной историей как дисциплиной и формирование представлений о сущности компаративистики как науки.

Актуальные проблемы современного гуманитарного знания

В лекционном курсе освещается ряд вопросов, актуальных для современных исследований в области истории визуальных, словесных, исполнительских, зрелищных искусств, в других сферах гуманитарного знания. Курс включает обзор современного состояния гуманитарных дисциплин, в сфере которых находятся исследования и образовательные программы факультета истории искусств. Обсуждение актуальных проблем, стоящих перед исследователями, включает историко-генетический обзор соответствующей отрасли знания, экспозицию ее современного состояния, постановку исследовательских вопросов, их контекстуализацию, историографию (включая обзор новейших публикаций), рассказ об актуальных исследовательских методах и подробный разбор отдельных примеров по выбору лектора с демонстрацией того, как историк искусства выбирает и применяет актуальные методы и приемы анализа. Кроме того, на лекциях студентам будет представлена информация о важнейших научных мероприятиях (конференциях, семинарах) и периодических изданиях, посвященных избранным лектором проблемам и соответствующим разделам гуманитарных наук.

 

Иностранный (английский) язык

Курс разработан в русле коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам. Его ключевым принципом является ориентация на овладение языком как средством общения в рамках жизненных ситуаций, актуальных для студентов. Особый упор в курсе делается на профессиональную коммуникацию: формируются навыки различных видов чтения (поискового, ознакомительного, просмотрового, аналитического), осуществляется обучение семантико-синтаксического и лексико-грамматического анализа текста и основам перевода текстов по специальности с иностранного (английского) языка на русский, развиваются навыки восприятия на слух монологической и диалогической аутентичной речи в профессиональной сфере, а также совершенствование навыков устной и письменной речи в рамках профессионального общения (в частности, умение сформировать основную идею сообщения, кратко изложить содержание текста).

Информационные технологии в научной проектной деятельности

Цель дисциплины — обучить магистрантов использованию новых информационных технологий в своей учебной и научной деятельности, показать возможности современных сервисов для поиска информации, а также помочь студентам ориентироваться в современном информационном пространстве.

В ходе изучения дисциплины студенты освоят различные электронные ресурсы и полнотекстовые базы данных, разовьют навыки работы с электронными изданиями, текстовыми редакторами, научатся оформлять библиографическое описание и обучатся основам визуализации данных. Теоретическая основа курса дополняется практическими примерами и заданиями для самостоятельной работы, составленными экспертами ЕУ.

Методики преподавания в высшей школе

Современная модель российского образования претерпевает значительные изменения. В ФГОС (Федеральном государственном образовательном стандарте) формулируется ряд новых требований. Ключевые изменения можно сформулировать так: не просто получить знания, но получить навыки. Но вопросы все те же: как научиться? Чему и зачем? В рамках Болонской системы распространения медиаобразования, дистанционного обучения — это приобретает новое понимание. Главная цель курса — познакомить с методиками преподавания в высшей школе в рамках стремительно меняющегося образовательного рельефа.

Курсы по выбору

История западноевропейского рисунка

Курс преследует своей целью создание у студента исторически последовательной картины развития и функционирования рисунка в Западной Европе от средних веков до середины ХХ века. Он строится на материале произведений мастеров западноевропейского искусства из коллекции Эрмитаж. В процессе курса, три четверти которого проходят в хранении Эрмитажа, студент вырабатывает представления о месте и значении рисунка в творческом методе западноевропейских художников и скульпторов, о различных техниках рисунка, о его функциях, о наиболее значительных коллекциях рисунка и истории их формирования. Студент приобретает навыки профессионального анализа и интерпретации конкретных произведений графики различных эпох. Особое внимание уделяется различению различных техник, пониманию их практических задач и умению определять и характеризовать индивидуальную манеру художника.

Социальная история западноевропейской гравюры Старых Мастеров

Курс является введением в проблематику социальной истории изобразительного искусства на примере истории европейской гравюры 15–18 веков. В хронологической последовательности рассматривается история искусства гравюры, начиная с анонимных мастеров Италии и монастырских граверов Нидерландов 15 века до деятельности голландских офортистов в России петровского времени. В число феноменов, которым уделяется особое внимание, входят эволюция гравировальных техник на дереве и на металле, особенности технологии, влияющие на структуру гравюры как произведения искусства, организация гравировальной мастерской, меняющиеся во времени отношения рынка, заказчика и художника, типы гравировальных предприятий, схема «инвентор — гравер — резчик литер — печатник — иллюминатор— продавец — покупатель», ранняя история коллекционирования гравюр в Европе.

Темы занятий включают историю BibliaPauperum как пример промежуточного феномена между книгой и станковой гравюрой; историю иллюминации ранней гравюры в Европе; священное и профанное: вотивная печатная графика и игральные карты; пилигримаж и искусство гравюры; практики визионерских путешествий по Св. Земле и визионерского вчувствования в тексты Священного Писания при помощи гравированных изображений; искусство граверов Немецких земель 15–16 веков и проблемы копирования гравированных изображений; гравированные изображения в контексте социально-конфессиональных конфликтов (братья Бехемы), судебные процессы над немецкими граверами эпохи Реформации; понятие копии и повторения в искусстве гравюры в Италии 15–16 веков; папский патронаж и папские репрессии против граверов; феномен «репродукционной» гравюры и история римского маньеризма; антверпенская школа граверов 16 века (издательский дом Плантенов и семейство Галле), Антверпен как европейский издательский центр; гравюра интернационального маньеризма и пражская школа при дворе императора Рудольфа II; структура репродукционного проекта Рубенса; организация рынка печатной графики в Голландии 17 века (случай Геркулеса Сегерса и случай Рембрандта); история коллекционирования гравюры в 17–18 веках; школа политического офорта Ромейна де Хооге и петровские граверы, голландские учителя и русские ученики; Библия Пискатора в русском художественном пространстве.

Теория и практика атрибуции произведений искусства

Содержание дисциплины посвящено проблеме установления авторства произведений изобразительного искусства преимущественно на материале западноевропейской живописи и графики от эпохи Возрождения до XVIII века. Основной целью освоения дисциплины является усвоение обучающимися знаний об истории и методах атрибуции произведений западноевропейской живописи и графики XV–XVIII столетий. В рамках курса предполагается познакомить учащихся с основными методиками технологического анализа памятников живописи и графики. Важнейшей частью курса является создание у магистрантов представления о месте и значении атрибуции в реальной исследовательской работе, проводимой на материале старого европейского искусства. Прагматической задачей курса является развитие у магистрантов навыков самостоятельного профессионального анализа, позволяющего оценивать степень достоверности предполагаемого авторства отдельных произведений живописи и графики и овладение магистрантами профессиональной терминологией.

Теории кино, ч. 1, ч. 2

Данный курс рассматривает теоретические подходы к кино с конца 19-го века до 1980-х годов. Основной проблемой курса является формирование кинотеории как особого поля со своей специфической проблематикой. Курс рассматривает основные этапы этого процесса. Столкнувшись с механическим репродуцированием еще в 19-м веке, европейская культура пыталась решить проблему того, является ли кино искусством. Решая эту проблему, ранняя кинотеория искала своего рода эстетическую добавку к чисто механическому удвоению (Красота и т. д.). В конечном итоге этот поиск привел к проблеме специфически кинематографической семантики. Разные семантические модели в области кинотеории и являются материалом курса — от актерски ориентированных подходов (фотогения Луи Деллюка и Жана Эпштейна, «видимый человек» Белы Балаша и т. д.) до монтажно ориентированных теорий (советская кинотеория 1920-х годов, семиотический подход Ролана Барта и Кристиана Метца и т. д.) и т. д. Курс состоит из лекций и семинаров, которые посвящены чтению и анализу теоретических текстов. Чтение для курса включает работы Луи Деллюка, Жана Эпштейна, Белы Балаша, «Произведении искусства в эпоху его технической воспроизводимости» Вальтера Беньямина, киноисследования Виктора Шкловского, Юрия Тынянова и Бориса Эйхенбаума, тексты Сергей Эйзенштейна, Андре Базена, Мориса Мерло-Понти и др.

История коллекционирования, ч. 1, ч. 2

Изучение коллекционирования представляет собой междисциплинарный подход к истории искусства, его восприятию и использованию. Данный курс задает студентам вопрос «Что такое коллекционирование?» и находится на пересечении с другими проблемами современных исследований в области истории искусства: знаточество, вкус, провенанс, артрынок, искусство как объект инвестиций, коллекционирование как перформативность и самоэкспонирование. Курс должен дать студентам представление о новых подходах к вкусу и коллекционированию, включая некоторые количественные методы, используемые на практике, — некоторые из них более детально рассматриваются в курсе «Цифровые методы в искусствознании».

Современное искусство: из истории идей, направлений и институтов, ч.1, ч. 2

Курс ставит своей целью анализ ключевых художественных, философских и институциональных вопросов, формирующих «повестку дня» современного искусства, определяющих его границы и интенции в последние 50–70 лет. Каждая лекция курса структурирована таким образом, чтобы, отталкиваясь от анализа определенной работы, перейти к анализу более общих проблем истории идей, понятий, направлений и институтов современного искусства. На семинарских занятиях рассматриваются хрестоматийные критические тексты, поднявшие наиболее актуальные вопросы современного искусства.

Архитектура и общество. Актуальные проблемы теории и практики архитектуры

На семинаре студенты анализируют актуальные сюжеты из современной архитектурной практики и градостроительства, а также социальные практики, связанные с архитектурой. В течение семестра каждый студент готовит доклад на одну из предложенных тем или по собственному выбору. Итоговая оценка за курс складывается из оценки доклада и активности в семинарах.

Темы, предлагаемые к обсуждению, делятся на три группы: 1. Архитектура и образ жизни. Социальные задачи зодчества и современный опыт их разрешения (напр., архитектура потребления: торговые центры и шопинг-моллы; современные приемы решения библиотек, образовательных институций, концертных залов, метрополитена; современное массовое жилищное строительство и программы социального жилья; архитектура и планировка малых городов и моногородов). 2. Архитектура и история (напр., мировая практика внедрения современной архитектуры в контекст исторического города; основные идеологии реставрации сегодня; современная рецепция модернистского архитектурного наследия и его охрана). 3. Архитектура как профессия (напр., современный проектный инструментарий; архитектурная школа: сравнение российской и западной практики; архитектурные премии в России и мире; архитектура бывших советских республик).

В семинар также приглашаются сторонние спикеры — историки архитектуры, архитектурные критики, редакторы архитектурных журналов, практикующие зодчие, урбанисты, социологи. Предметом обсуждения также становятся актуальные события (напр., выставки и конкурсы), важные публикации и фильмы об архитектуре.

Актуальные проблемы Северного Возрождения и барокко

Курс посвящен кругу художественных явлений в искусстве Германии и Нидерландов XV–XVI веков, ставших за последние два десятилетия предметом наиболее острых дискуссий в искусствоведческой литературе. Прежде всего, речь идет о крупнейших мастерах названного периода, чье творческое наследие подверглось критическому пересмотру и переосмыслению. К ним относятся, в частности, Рогир ван дер Вейден, Петрус Кристус, Иероним Босх, Лукас Кранах Старший, Ян Госсарт, Питер Брейгель Старший — художники,  творчеству которых  в последние годы были посвящены интернациональные выставочные и исследовательские проекты.

Тесно связанный по своей задаче с предыдущим, данный курс знакомит с новейшими открытиями и основными направлениями научных исследований в сфере изучения искусства Голландии и Фландрии XVII века. Речь идет о таких подвергшихся принципиальному пересмотру за последние два десятилетия темах, как творчество Хендрика Голциуса и мастеров «Харлемской академии», живопись северных караваджистов, искусство Цезаря ван Эвердингена и голландских «классицистов» середины столетия. Особенное внимание уделяется итогам продолжающихся (но близких в настоящее время к завершению) коллективных проектов по созданию полного, критически пересмотренного корпуса произведений Рубенса и Рембрандта.

Образ Запада в русской культуре

Цель этого интердисциплинарного курса — осветить широкое поле проблем, связанных с восприятием Запада в русской культуре конца XVII–XIX столетий, рассмотреть представления о Западе как в массовом русском сознании (на основании данных фольклористики, истории и социологии), так и в русских письменных (печатных) текстах. Задачей курса является ознакомление слушателей с современным состоянием изучения феномена Запада в русском менталитете в том виде, в котором он отразился на процессе длительного и болезненного процесса русской самоидентификации. «Образ Запада» предстает как противоречивый и многозначный ментальный конструкт, зависимый от фундаментального представления русских о месте России в европейском сообществе и, одновременно, являющийся важнейшим инструментом создания этого представления.

В курсе анализируются тексты, в которых русские дают противоположные оценки отношениям «Россия—Запад», от восхищения Западом, типичного для просветительского сознания, которое расценивало Россию как часть культурного пространства Европы, до произведений тех мыслителей, которые настаивали на специфичность особого русского пути и рассматривали иностранцев как враждебных чужаков (других). Анализируются отчеты о путешествиях, письма, художественная проза — тексты А. А. Матвеева, П. А. Толстого, Д. И. Фонвизина, Н. М. Карамзина, Ф. И. Глинки, П. Я. Чаадаева, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, В. Ф. Одоевского, А. И. Герцена, И. В. Киреевского, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Еврейский текст в русской и советской культуре, ч. 1, ч. 2

Еврейская светская культура появляется только в 1860-х годах и быстро становится интегральной и весьма успешной частью российского, а потом советского культурного процесса. Разговор о еврейской культуре в российском и советском контекстах позволяет проблематизировать границы национального в литературе и искусстве, связь национальной культуры с языком, идеологиями, политикой, историческими событиями. В рамках курса будет дан краткий обзор истории еврейской культуры от разделов Польши до конца правления Сталина. Далее курс будет представлять собой набор конкретных примеров, иллюстрирующих развитие еврейской литературы, театра, кинематографии, изобразительного искусства, фотографии, музейного дела. Особое внимание будет уделено еврейской визуальной культуре, которая стала наиболее успешным и влиятельным репрезентантом еврейской культуры в целом.

Фотография: история, теория, методология исследования

Фотография — феномен, место которого в современной культуре важно в той же мере, в которой сам он, этот феномен, плохо поддается четкому определению привычными методами, требуя подчас изобретения новых теоретических инструментов. В свою очередь, попытки представить развитие фотографии в исторической перспективе обнаруживают несостоятельность привычных теоретических моделей: в научной литературе все больше принято говорить об «историях фотографий», чем о некой единой и всеобщей «истории фотографии». Одна из задач данного курса — охарактеризовать разнообразие научных подходов и методологий в исследовании фотографии и ее истории. Вместе с тем курс задуман и как пространство для дискуссии и для совместного поиска подходящих для исследования фотографии (и фотографий) теоретических рамок.

История архитектурных теорий

Курс представляет собой краткий обзор истории архитектурной теории от Витрувия до наших дней. Как архитектуры мыслят о собственном предмете? С помощью каких категорий и понятий строится разговор об архитектуре? Какие профессиональные и социальные ценности архитекторы и теоретики зодчества связывают со зданием и как исторически изменчивые идеологии и практики проектирования определяют пути воплощения этих ценностей? Какие понятия и ценности архитектурная мысль наследует из поколения в поколение, а какие приходят с каждой новой исторической эпохой? Как меняется представление о задачах архитектора и о социальных функциях строительства? Как устроены классические архитектурные тексты и что их устройство говорит о восприятии своей области профессионалами? Как отделить инструментальное содержание текстов от риторического оформления? Как практика авторов главных текстов в истории архитектурной профессии соотносится с их теориями? Как манифесты архитекторов 20 века представляют актуальные задачи и будущее архитектуры и как это воображаемое будущее воплотилось в реальности? Эти и другие вопросы обсуждаются на материале главных архитектурных сочинений прежде всего классической традиции, комментариев к ним, общих трудов по истории архитектурных теорий, исследовательской литературы.

Литература и кино

Курс рассматривает разные аспекты взаимоотношений литературы и кино с конца 19-го по конец 20-го века. Курс состоит из трех основных частей. Первая часть — рецепция раннего кино русской литературой (главным образом поэзий рубежа веков). Эта часть также включает лекции и семинары, посвященные некоторым выдающимся писателям, интересовавшимся кино (Андрей Белый и кино 1900-х гг; Михаил Кузмин как зритель кино немецкого экспрессионизма; «Камера обскура» Владимира Набокова и кино). Второй раздел курса посвящен работе писателей для кинематографа (Юрий Олеша и «Строгий юноша» Абрама Роома; Юрий Тынянов как теоретик кино и киносценарист в «СВД» и «Поручике Киже»). Третий раздел — экранизации литературных текстов (рассказы Чехова в советском кино 1950-1960-х гг.; «Смерть в Венеции»: Томас Манн и Лукино Висконти). Тема последнего семинара — литературные цитаты в кино (фильмы Алексея Германа).

Мемуаристика и эпистолография

Дисциплина охватывает круг проблем изучения источников личного происхождения (эго-документов) – мемуаров, писем, дневников, автобиографий, рассматриваемых как специфические носители исторической и культурной информации, на пересечении двух сосуществующих в современной науке методологических подходов. В рамках первого источник личного происхождения оценивается с точки зрения критики и верификации его достоверности. Второй подход основывается на идеях «лингвистического поворота», развитых Хейденом Уайтом, когда интерпретация эго-документа осознается как «интерпретация интерпретаций». Еще один аспект изучения источников личного происхождения связан с их пограничным положением между сферой повседневности и литературой. Эго-документ является для литературы своего рода резервуаром жанровых форм и дискурсивных практик и, вместе с тем, не теряя непосредственной связи со сферой быта и сугубо личного опыта, может осознаваться культурным сознанием эпохи как литературное и эстетическое явление.

Социальная история литературы

Дисциплина охватывает круг проблем литературной социологии, рассматриваемых на материале русской литературы XVIII — первой половины XIX века в двух традиционно выделяемых аспектах. Первый связан с методологическим подходом, в рамках которого литературное произведение анализируется через общественные и идеологические контексты как возможность представления в условной форме социальных отношений, а способы самоидентификации писателя в литературном поле, его взаимоотношения с читателем и сам репертуар читательского спроса рассматриваются как отражение социальных процессов и механизмов трансформации общественного сознания. Второй аспект социальной истории предполагает исследование практик и посредников, определяющих механизмы взаимодействия литературной системы с социальной системой общества (литературные институции, журналистика и критика, книгоиздание и книготорговля, системы социальной поддержки и идеологического контроля). Хронологические рамки курса ограничены временем формирования в России литературного поля европейского образца, периодом, к концу которого определились основные национальные особенности трансформации ценностной западноевропейской модели.

Литература и фотография

Курс имеет междисциплинарный характер и посвящен проблемам взаимодействия фотографии и литературы, преимущественно на материалах русской литературы середины XIX — конца XX века. Основной целью курса является знакомство слушателей с актуальными вопросами взаимоотношения визуального и вербального в искусстве. В рамках курса будут рассмотрены особенности передачи фотографической визуальности в художественном тексте, специфика фотопортрета в литературе, топос «реальности» в этих видах искусства, чтение фотографии как литературная практика и как зрительский опыт, феномен «гибридных» текстов, объединяющих визуальное с вербальным. Важной частью курса является освоение слушателями методологии исследования «фотографического» в литературе. В ходе семинарских занятий студенты анализируют научно-исследовательскую литературу по актуальным проблемам данного направления и литературные произведения, сюжетообразующим элементом которых является «фотографическое».

Социальная история искусств: методы и подходы

Семинарский курс рассматривает историю и взаимосвязь разных традиций, методов и подходов, которые в искусствознании обозначаются одним и тем же термином «социальная история искусства». На данный момент границы и критерии того, что является социальной историей искусства, все больше размываются и становятся противоречивыми. Но в рамках семинара выделяются два исторически обозримых течения, которые в искусствоведческих текстах именуются одинаково — «социальная история искусства», хотя у них разные методологические основания. В первом случае  условное «методологическое» ударение делается на слове «социальная», и генетически это течение связано с марксистской историей искусства; во втором случае — на слове «история». Оба течения заявляют о себе в англоязычной литературе в одно и то же время, в 1940-х годах. Со временем под «социальной историей искусства» стали также пониматься возникшие в контексте этих двух течений различные исследования художественных институций, практик посредников, влиявших на процесс образования и профессионализации художников, создания произведений искусства, их легитимации и дальнейшего обращения в обществе на различных исторических этапах. Знакомя студентов с ключевыми сюжетами и аспектами западной традиции социальной истории искусства, курс увязывает их с важными отечественными прецедентами. 

Принципы анализа фотографии

В ходе лекционно-семинарского курса студенты знакомятся с научным инструментарием, применяемым в междисциплинарной области исследований фотографии (photography studies). Задача курса — структурировать знание об основных существующих методах анализа фотографий и о специфике применения этих методов для разных исследовательских целей. Семинарские занятия посвящаются обсуждению текстов исследований (на русском и на английском языках), являющих собой примеры применения конкретных методов анализа фотографии. Курс является междисциплинарным и может быть интересен студентам разных факультетов. Важной частью курс является практическое применение изучаемых методов и подходов в работе с фотоколлекциями и отдельными фотографиями: обучение на данном курсе включает в себя работу над исследовательским текстом, презентация исследования делается на занятиях.

Преподаватели

Стоимость обучения

ЕУСПб — частный вуз, учеба в котором по закону не может быть бесплатной.
Однако мы предоставляем скидки на оплату обучения (95 %) и стипендии на основании рейтинга. Рейтинг составляется по результатам вступительных испытаний и пересматривается после каждой сессии.