Аспирантура
Направление «Философия»

Социальная философия

Поступить
Срок обучения: 3 года
Мест: 8
Язык: Русский

О программе

Программа «Социальная философия» — это обучающая аспирантура международного типа, которая совмещает серьезную курсовую нагрузку, сложные квалификационные экзамены и плотную работу с текстом диссертации, ведущуюся на еженедельном аспирантском семинаре с участием всех преподавателей Центра.

Наряду с глубоким изучением самых современных социальных процессов, программа уделяет большое внимание философской методологии, в частности диалектике, теории практик, феноменологии, психоанализу, герменевтике. В рамках Центра ведется активная интеллектуальная жизнь, регулярно проводятся международные публичные мероприятия, как правило, с участием аспирантов. Большой акцент делается на публикационную деятельность аспирантов. При Центре функционирует журнал «Стасис», входящий в индекс журналов Scopus.

Узнать подробную информацию о ходе приемной кампании, а также подать документы вы можете здесь:

Обязательные курсы

История и философия науки

Цель курса — представление аспирантам, уже занимающимся научными исследованиями, общей проблематики истории и философии науки с целью раскрытия исторических контекстов, а также концептуальных и методологических оснований современной науки. Важной задачей курса является организация опыта рефлексии специальных проблем тех областей социальных и гуманитарных наук, в рамках которых обнаруживается предмет исследования аспирантов, в том числе проблем, связанных с социальным статусом науки.

Проблематизация современной науки в данном курсе осуществляется по двум направлениям. Первое направление определяется следующим: современная наука, современная научная рациональность так же, как и современная философия науки, основанием своих исследований имеют проблематичное единство многообразия. Во-первых, можно говорить о неоднозначности феномена науки и возможности определять его в различных контекстах. Во-вторых, о плюрализме философских подходов к интерпретации понятия науки и обоснованию научной деятельности. В-третьих, об исторической относительности смысла научности и исторической трансформации смысла научных задач, предметов, методологических установок. В-четвертых, о многообразии типов научной рациональности и возрастающей дифференциации научного исследования. В-пятых, о сложности самого научного познания, включающего многообразие уровней, методов, способов обоснования, ценностных ориентиров. Реальность многообразия, открытость систем организации научного знания, признание возможности иного в науке — факт современного состояния научного исследования и философии науки. Это многообразие не есть негативная характеристика, как и не есть иллюзия, которая должна быть преодолена. Это есть черта, определяющая объективность научного исследования, высвечивающая тот факт, что в науке ученый имеет дело с миром, который бесконечен, противоречив, и эта бесконечность и противоречивость определяют необходимость бесконечного разнообразия познавательных отношений в стремлении к полноте знания. С другой стороны, оно (многообразие) представляет собой вызов как идентичности конкретной науки, так и междисциплинарности, возможной только в силу того, что исследователи признают если не единство, то устойчивые связи, относящиеся к предметному, концептуальному, институциональному пространству.

Во-вторых, поле проблематизации современной науки представляет ее существование как общественного института. В этом контексте возникают проблемы ангажированности и объективности, академических ценностей и требований эффективности, публичной научной коммуникации и профессионального взаимодействия. Обсуждению этих двух порядков проблем в контексте общих и специальных вопросов философии науки посвящен данный курс.

Основные проблемы философии 20–21 веков

Курс дает профессиональные знания о фундаментальных проблемах, рассматриваемых современной философией, и о том, какие подходы к постановке и решению этих проблем существуют в различных философских направлениях и школах. Аспиранты знакомятся с современной философией как живым и динамичным процессом, в котором, несмотря на принципиальные различия отдельных подходов, существует определенная внутренняя логика и преемственность.

Развитие современных философских идей рассматривается не столько в исторической последовательности, сколько в перспективе отдельных философских проблем современности. Учитывая, что круг таких проблем в действительности намного шире, курс составлен таким образом, чтобы так или иначе коснуться многих из них в рамках наиболее общих крупных тематических блоков. Прежде всего, затрагиваются проблемы и темы, пришедшие в философию в 20 веке и значительно повлиявшие на ее трансформацию. Среди затрагиваемых проблем — всевозможные формы критики традиционной метафизики субъекта, новые способы понимания объекта, различие и Другой, сексуальность и гендер, капитал и фашизм, демократия и коммунизм, и т. д. Чтение текстов по современной философии требует сложного баланса между пониманием специфики исторической и политической ситуации, в которой находился или находится автор. Проблемы, обсуждаемые в ходе курса, находятся в центре актуальных дискуссий, так что знакомство с основными подходами к ним позволяет слушателю ориентироваться в сложном поле современной философии.

Педагогика и методика преподавания в высшей школе

Актуальность дисциплины обусловлена необходимостью подготовки аспирантов к педагогической деятельности в высших учебных заведениях, присвоением квалификации преподаватель-исследователь. Предлагаемый курс направлен на изучение подходов в организации педагогического процесса, проблем развития личности слушателей, саморазвития и самовоспитания, факторов и условий, возрастных и индивидуальных характеристик личности обучающихся, а также ведущих характеристик и принципов педагогической деятельности, осуществляемых в системе высшего профессионального образования.

Социальная философия

Философия языка

Философия языка возникает при изменении аспекта взгляда на наше универсальное коммуникативное средство. Язык перестает быть прозрачным, надежно отсылающим к предметам мира, и превращается в нечто непрозрачное, отсылающее как к тому, что есть, так и к тому, чего нет. Первыми встают вопросы о происхождении языка, его истории и совершенстве, затем речь заходит о связи языка и мысли, наконец, обращаются к связи языка и социального действия: эти три группы вопросов  связаны с именами Платона, Лейбница, Витгенштейна, Деррида и Фуко. В курсе будут представлены философская история языка, логико-аналитические концепции значения, логическая прагматика, теории речевых актов, тропов и дискурса, грамматология и жестология.

Иностранный (английский) язык

Курс разработан в русле коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам. Его ключевым принципом является ориентация на овладение языком как средством общения в рамках жизненных ситуаций, актуальных для студентов. Особый упор в курсе делается на профессиональную коммуникацию: формируются навыки различных видов чтения (поискового, ознакомительного, просмотрового, аналитического), осуществляется обучение семантико-синтаксического и лексико-грамматического анализа текста и основам перевода текстов по специальности с иностранного (английского) языка на русский, развиваются навыки восприятия на слух монологической и диалогической аутентичной речи в профессиональной сфере, а также совершенствование навыков устной и письменной речи в рамках профессионального общения (в частности, умение сформировать основную идею сообщения, кратко изложить содержание текста).

Курсы по выбору

Гендер и общество

Курс представляет социальную теорию в гендерной перспективе с точки зрения теоретических подходов и методологии. Предполагается изучение классических текстов в гендерной /феминистской перспективе, обсуждение проблем применимости их положений для анализа гендерных отношений, анализ основных подходов к исследованию гендерных отношений (поло-ролевой подход,  социальное и структурное конструирование гендера). В курсе рассматриваются классические работы феминистских авторов и актуальная тематика феминизма: постструктуралистский и постколониальный феминизм, материальный феминизм и интерсекциональность — как набор теорий и методов, предназначенных для выявления связанных друг с другом форм власти.

Демократическая теория

В этом курсе рассматриваются основные понятия политической мысли (государство, репрезентация, суверенитет, общественный договор, республика, демократия, революция) и главные политико-философские учения Нового Времени (Modernity), в которых эти понятия были разработаны. Осмысление политики мыслителями Нового Времени тесно связано с конкретными политическими сдвигами, происходившими на протяжении этой эпохи. Мы попытаемся обнаружить историческое, политическое и интеллектуальное единство Нового Времени и проследить его развитие вплоть до середины 19 века, развитие, которое во многом определяет и наше сегодняшнее положение. Особое внимание будет уделяться определению политического, а также определению идеологической позиции, с которой связана та или иная политическая теория. Что означают используемые нами каждый день общественно-политические понятия? Что держит людей вместе, а что отталкивает их друг от друга? Чем государство отличается от общества? Что такое политика? Каковы основные современные идеологии? Что такое демократия и почему ее все так ценят? Эти и другие вопросы будут обсуждаться на курсе и лягут в основу работ аспирантов.

История диалектики

Курс ставит своей целью ознакомление слушателей с одним из основных типов философского рассуждения — диалектическим. Будет обсуждаться природа диалектики, история ее осмысления в истории европейской мысли, а также будет поставлен вопрос о соотношении между диалектикой как методом мышления и как онтологической структурой движения. Особое внимание будет уделено диалектике социальных феноменов как классическому объекту ее приложения. Курс ставит перед собой следующие задачи: охарактеризовать проблему диалектики в философии; очертить соотношение диалектики и традиционной логики, осветить проблему и дебаты о легитимности диалектики как метода в современной философии; описать историю развития диалектики; продемонстрировать на примерах методологическую значимость диалектики в исследовании общества; выработать стратегию диалектического подхода к эмпирическим исследованиям в социальных науках.

Марксизм и критическая теория

Цель курса — изучить марксизм как специфическую философскую концепцию, проследив историю развития его проблематики начиная с наиболее значимых текстов Карла Маркса (в первую очередь — «Капитала» как наиболее систематического изложения его философских и политико-экономических взглядов) и заканчивая работами мыслителей конца ХХ — начала XXI века. Критерием отбора текстов и авторов являлась именно их философская направленность; при интерпретации их содержания ставится двоякая задача — во-первых, понять специфику марксистской трактовки традиционных философских проблем и понятий (таких как бытие, материя, мышление, познание, диалектика, истина, субъективность, действительность и т. п.); а во-вторых, актуализировать философскую значимость таких, казалось бы, далеких от «первой философии» марксистских сюжетов, как революция, капитализм, производство, эксплуатация, классовая борьба, коммунизм и т. п. Разумеется, решение этих задач невозможно без исследования отношений марксизма с целым рядом современных ему философских течений (философия жизни, экзистенциализм, психоанализ, структурализм и т. п.).

Натурфилософия

Дисциплина дает аспирантам фундаментальные знания о различных философских концепциях природы и окружающей среды в широкой исторической перспективе. Историко-философский подход используется для знакомства с основными школами, направлениями и тенденциями мысли о природе от античности до наших дней. Эта общая рамка, однако, оставляет пространство для свободного размышления: исторический материал рассматривается в контексте самых современных дискуссий о природе.

Основные феноменологические течения

Курс посвящен истории феноменологического движения — одного из главных течений в философии 20 века. Раскрывая основные темы, занимавшие основоположников феноменологии, следя за их развитием в работах учеников и продолжателей, мы будем стремиться поставить на повестку дня также и вопрос об актуальности феноменологии для мысли в ее нынешней ситуации. Главной частью курса будет углубленное чтение и обсуждение ключевых феноменологических текстов, таких как «Идеи-1» и «Картезианские медитации» Гуссерля и «Феноменология восприятия» Мерло-Понти. Концепты «интенциональности», «феноменологической редукции», «жизненного мира» будут рассмотрены как в историческом контексте полемики между различными школами, так и с точки зрения их непосредственно философского содержания. Значительное внимание будет также уделено развитию феноменологии в последние десятилетия: вопросу «религиозного поворота» в феноменологии, феноменологии откровения Жан-Люка Мариона и способам апроприации феноменологического наследия в актуальной спекулятивной мысли.

Республиканизм

Курс дает общий обзор того, что в последние 30 лет в англоязычной литературе обозначается как Republicanism, по-русски обычно переводится как «классическая республиканская традиция» и претендует на то, чтобы стать основной альтернативой либерализму в социальной и политической теории. В курсе рассматриваются как основные труды ХХ века, так и классическая литература по республиканской теории и книги по истории республик, без которых трудно понять современные дебаты.

Современная философская антропология

Курс дает аспирантам профессиональные знания об основных идеях, проблемах, направлениях и представителях современного философского знания о человеке. В курсе рассматриваются предпосылки, содержание и следствия антропологического поворота, произошедшего в XX веке в социальных и гуманитарных науках в целом и в философии в частности. Анализируется также место, которое философская антропология занимает в ряду других антропологий — культурной, физической и так далее, и рассматривается взаимосвязь этих дисциплин. Важную роль играет и обращение к новейшим философским теориям, в которых ведется всесторонняя разработка критической позиции по отношению к классическим антропоцентрическим моделям познания мира и человека. Различные формы нечеловеческого, от растений, животных и машин до пришельцев и зомби, становятся объектами пристального интереса со стороны современных философов. Испытание границ, пределов человеческого, которое сталкивается с другими формами бытия, жизни, познания, — это важнейший вопрос современности. В ходе XX века наука о человеке претерпела радикальные изменения, и для студента особенно важно охватить развитие этой дисциплины в ее противоречивой динамике.

Философия основных стихий

Курс, разработанный коллективом преподавателей, является основным элементом образовательной программы «Социальная философия» и дает профессиональные знания об основных философских и теоретических подходах к проблеме связи человека с окружающей средой. Отталкиваясь, главным образом, от философских теорий, курс тем не менее имеет междисциплинарный характер: помимо сравнительного историко-философского и анализа различных концепций земли и земного, в нем представлены важнейшие эпистемологические разработки исследований науки и техники (STS), исследований антропоцена, истории науки, акторно-сетевой теории, психоанализа, исследований современной культуры и литературы.

Междисциплинарность определяет саму структуру курса, предметное поле которого служит местом пересечения гуманитарных, социальных, естественных, технических и точных наук. Земля рассматривается последовательно как элемент в рамках традиционной философии природы, как предмет заботы в перспективе современного экологического сознания, как планета, как территория в политическом смысле, как место обитания живых существ, но также и как богатая культурными смыслами метафора.

Задача курса — дать слушателям интегративные знания и научить понимать характер связи между разнородными феноменами, такими как антропоцен, изменение климата, способы материальной и духовной организации человеческих сообществ, этические, политические и идеологические установки, экономика, технологии и формы научной артикуляции. Методологическая разнородность курса формирует навык четкого ориентирования в содержании самых актуальных дискуссий современности — не только теоретических, но и общественно-политических.

Философия эмоций

Современные социальные науки переживают так называемый «аффективный поворот». После периода увлечения структурализмом и социальным конструктивизмом, с одной стороны, и калькуляцией «рационального выбора», с другой, многим показалось, что нужно теперь обратиться к субъективным, но типичным, пружинам поведения. В то же время общество в последние десятилетия очевидно становится все более эмоционально «перегретым»: этому способствуют сентиментальная массовая культура, террористическая политика, ипохондрическая идеология психотерапии. Курс является междисциплинарным, но методологически философским: нашей целью будет поставить понятие «эмоции», возникшее исторически совсем недавно, под вопрос. Чаще всего интерес к «эмоциям» движим исходной верой в машинную рациональность поведения или в наличие «объективного» и «бессознательного» ядра, которое определяло бы сознание. И то, и другое не выдерживает философской критики. «Эмоция», как она нам дана в повседневности, это морально-идеологический продукт, а субъективность, которую она выражает, — это субъективность безличного трансцендентального субъекта. И тем не менее история философии обнаруживает помимо этой «субъективности» реальный феномен фундаментальных страстей, с их трепетом и неотступностью. Этими комплексными многогранными страстями — тревогой, ненавистью, тоской, любовью, энтузиазмом — мы и будем заниматься во второй части курса.

Философские аспекты психоаналитической традиции

Психоанализ — это теоретическая школа и практическая институция, возникшая в 20 веке и ставшая одним из ведущих интеллектуальных открытий этого столетия. Отталкиваясь от психических расстройств, иррациональных чудачеств, Зигмунд Фрейд и его последователи сумели понять внутреннюю логику «безумия» и выработать на основе терапевтического опыта общее учение о человеке, обществе и культуре. В частности, было показано, что человеческое поведение определяется не одной, а сразу несколькими противоречивыми страстями, что противоречия этих страстей происходят из объективных противоречий в отношении человека к членам семьи, к другим людям, к объектам, что эти противоречия приводят к ритуальным «комплексам», достигающим лишь символического разрешения конфликта, и что «рациональность» или «цивилизация» не стоят «над схваткой», а примыкают к одной из борющихся сил. Тем самым психоанализ стал как бы прикладной философией нашего времени, и в этом качестве достиг больших успехов в прояснении человеческой жизни.

В 20 веке психоанализ, наряду с такими традициями, как феноменология, марксизм, и неопозитивизм, стал важнейшей научной школой и парадигмой для изучения и понимания общества. Ряд конкретно-эмпирических исторических моментов, лежащих в его основании (вульгарный материализм середины 19 века и волна истерии, проявившаяся в его конце), переосмыслен, но поскольку на этих событийных основаниях была выработана фундаментальная обобщенная теория, то их историческое изменение привело не к исчерпанию парадигмы, а наоборот, к ее бурному росту и эффективной полемике против новых социо-психологических школ, норовящих снять внутреннее напряжение и критический патос психоанализа.

В нашем курсе мы, во-первых, сделаем общее введение в психоанализ, его основные принципы и понятия. Далее мы сосредоточимся на социально-политическом учении психоанализа, опираясь как на самих его создателей — Фрейда, Лакана и др., так и на современных исследователей, применяющих психоанализ к социологии, политологии и экономике, а точнее, развивающих психоанализ в качестве своеобразной социологии и политологии.

В курсе слушатели получат представление о теориях Фрейда и Лакана, научатся правильно применять такие понятия, как «я», «оно» и «сверх-я», «бессознательное», «идентификация», «Эдипов комплекс», «кастрация», «фетишизм»; различать желание и влечение, удовольствие и наслаждение, воображаемое и символическое.

Французская философия 20 века

Жиль Делез — один из важнейших мыслителей двадцатого века; его философия и по сей день оказывает решающее влияние на актуальную мысль. Делезу посвящается множество статей и монографий, многие из современных философских течений видят себя как продолжающие и развивающие те или иные идеи Делеза. Однако задача выявления системы делезовской мысли, поставленная в свое время Аленом Бадью, так и остается не реализованной до конца. Отдельные идеи и концепты Делеза становятся объектом активного обсуждения, критики и развития, однако они как будто изымаются из общего контекста его мысли. Задачей семинара будет именно восстановление системы Делеза в ее цельности. Рассмотрение философии Делеза на всем ее протяжении, от самых ранних до самых поздних текстов, опирающееся на медленное чтение таких текстов как «Представление Захер-Мазоха»«Различие и повторение»«Логика смысла»«Капитализм и Шизофрения»«Кино», позволит выявить повторяющиеся в этой мысли паттерны и указать на конституирующее ее основное противостояние — конфликт между двойной трансгрессией и резонансом, между двумя способами выявления «основания-без-основани». Прояснение характера этого конфликта и того, что стоит в нем на кону, позволит выявить также и подлинное значение мысли Делеза для таких современных философов, как Ник Ланд, Квентин Мейассу, Грэм Харман и Реза Негарестани.

Стоимость обучения

ЕУСПб — частный вуз, учеба в котором по закону не может быть бесплатной.
Однако мы предоставляем скидки на оплату обучения (95 %) и стипендии на основании рейтинга. Рейтинг составляется по результатам вступительных испытаний и пересматривается после каждой сессии.