Юлия Вымятнина. Деловой Петербург: Попытки «разогнать» рождаемость не принесут быстрого эффекта

 
27.01.2020
 
Факультет экономики
 
Юлия Вымятнина
 
Европейский в медиа

Профессор факультета экономики Европейского университета Юлия Вымятнина прокомментировала газете «Деловой Петербург» обстановку на рынке труда, связанную с уменьшением числа россиян трудоспособного возраста. По данным Росстата, в 2006 году число россиян трудоспособного возраста было максимальным — 90,2 млн человек. Однако дальше людей стало меньше — по объективным причинам, имя которым старость и смерть. И в 2019 году потенциальных работников оказалось уже 81,4 млн — почти минус 10%.

При этом выросло число пенсионеров, их сегодня почти 38 млн, каждый четвертый. По международным критериям население страны считается старым, если доля людей в возрасте 65+ превышает 7%. Российская «лига стариков» составляет 15% населения.

Юлия Вымятнина:

«Для роста производительности труда предпосылок сейчас нет — экономика в целом близка к границе производственных возможностей при заданных структурных рамках. Вот и получается, что безработица не слишком сокращается и доходы стоят на месте, а резкого сокращения выпуска мы не видим, как, впрочем, и роста производительности труда. Российское трудовое законодательство делает все, чтобы работодатели боялись не только людей на пороге пенсионного возраста, но и приближающихся к нему. Кары за увольнение людей в предпенсионном возрасте не будут способствовать защите их интересов. Что могло бы помочь — так это позитивные стимулы держать их на работе. Например, более низкие взносы на ФОТ по таким сотрудникам. Это было бы вполне компенсировано уплатой НДФЛ и взносом в потребительскую активность. Привычка защищать интересы одних людей, запрещая что–то другим, нашу власть регулярно подводит. У нас нет понятной стратегии в связи со старением населения. Попытки «разогнать» рождаемость не принесут быстрого эффекта. Вместе с тем продолжительность жизни растет, и нужно поддерживать растущую армию пенсионеров. Однако у нас нет никаких систематических исследований (и, насколько мне известно, даже планов таких исследований) по поводу того, в каком состоянии физического и ментального здоровья наши люди подходят к пенсии. Если мы поймем, на что наши без пяти минут пенсионеры способны, сможем подумать и о программах занятости для них с учетом их возможностей».