Цифровизация и связь будущего в арктических условиях. Экспертное заключение

 
16.10.2019
 
Центр исследований науки и технологий

Фото: Фонд Росконгресс

На сайте Фонда Росконгресс опубликовано экспертное аналитическое заключение Ольги Бычковой по итогам сессии «Цифровизация и связь будущего в арктических условиях», прошедшей в рамках V Международного Арктического форума «Арктика — территория диалога» 9 апреля 2019 года. 

Полностью прочесть заключение можно здесь.

Выводы, данные в заключении:

«На секции наблюдалось ярко выраженное разделение выступающих по группам интересов, в каждой из которых был сделан свой фокус освещения проблематики цифровизации в Арктике. Выделялись следующие группы заинтересованных и основная повестка:

  • политическая группа (в которую входят в том числе региональные представители отдельных арктических регионов). Данная группа обратила внимание на человеческую сторону внедрения технологий в АЗРФ, прежде всего социальные вопросы: доступность современной связи, неравномерность доступа, сегрегация мест проживания в зависимости от доступной технической инфраструктуры;
  • техническая группа (госкорпорации, ответственные за обеспечение работы цифрового сектора или распространение цифровых технологий, — «Ростелеком», «Росатом», «Ростех»). Данная группа обращает внимание прежде всего на инженерные вопросы: километраж прокладываемых кабелей, территория покрытия, качество услуг связи;
  • бизнес (госкорпорации и частный бизнес, рассматривающие возможность ведения своего дела в регионе). Данная группа обращает внимание на мотивационный вопрос: какие выгоды могут убедить бизнес вкладываться в регион.

 

Несмотря на разницу интересов, все группы сходились в одном аргументе: основной игрок цифровизации Арктики — государство. Только оно дает стабильность и уверенность и способно принудить к достижению поставленной цели.

В качестве прогноза можно предположить, что при подобной ориентации на государство как на основного игрока цифровой Арктики все три группы будут активно продвигать собственную повестку и, следовательно, настаивать на выборе ориентации государственной политики в регионе, исходя из указанных интересов. При этом будет наблюдаться явный конфликт отдельных интересов, который будет тормозить как сам процесс цифровизации, так и социально-экономическое развитие АЗРФ в целом. Например, выделение субсидий на спутниковую связь будет тормозить реализацию проектов по оптоволокну «Ростелекома». При ограниченных возможностях государственного бюджета выделение квот и создание особых условий для ведения бизнеса в АЗРФ вступит в конкуренцию с требованием дотаций для населения. Скорость покрытия оптоволокном будет подгоняться электоральными ожиданиями населения и стремлением представителей регионов в законодательных органах быть переизбранными на новый срок.

В такой ситуации государственная программа цифровизации Арктики окажется разрозненной, пытающейся решить все проблемы сразу при ограниченных финансовых и человеческих возможностях, что неизбежно приведет к ее стагнации. В качестве рекомендации можно предложить при участии экспертного сообщества и учете мнения населения арктических городов стратегически выбрать только одно из направлений развития в сфере цифровизации (например, только покрытие оптоволокном определенного процента территории АЗРФ к определенному году или только открытие энного количества предприятий и бизнесов на территории региона) и строить государственную политику, исходя из данного ориентира. По завершении работ — оценить достижение поставленных показателей и перейти к достижению следующей цели. Вопросы возможного отклонения от хода реализации — и, главное, имитации результатов, а не их реального наполнения — исследовать отдельно с привлечением высококвалифицированных команд, состоящих из представителей разных дисциплин (включая социологов и антропологов, которые работают с сообществами и могут на местах оценить реальность и манипуляции с поставленными KPI)».