ЕВРОПЕЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Центр антропологии религии
«ТРАНСГРЕССИЯ САКРАЛЬНОГО В РЕЛИГИОЗНЫХ И СВЕТСКИХ КОНТЕКСТАХ»
СЕМИНАР ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ГРУППЫ «БОГОХУЛЬСТВО, КОЩУНСТВО И СВЯТОТАТСТВО В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ XVIII – XXI ВВ.: ДИСКУРСЫ, НАРРАТИВЫ И ПРАКТИКИ»
9 декабря 2022 г., 11.00–17.00
Программа и тезисы
Святые, иконы и матерная брань: религиозные контексты русской обсценной фразеологии
Обсценная лексика и фразеология многих европейских языков вобрала в себя существенный объем христианских символов и образов. Иначе обстоит дело с русской «матерной бранью», чья семантика основана исключительно на сексуальном символизме. Вместе с тем, начиная, по-видимому, с XVII в., матерные выражения воспринимаются как специфическая форма богохульства. В 1980-е гг. Б. А. Успенский высказал предположение, что эти коннотации обусловлены дохристианским культовым значением соответствующих формул, связанным, как он предполагал, с магией плодородия. Эта гипотеза, однако, не находит, как представляется, весомого подтверждения в известных нам источниках. Более вероятно, что представления о святотатственном значении матерных выражений, отразившиеся в том числе в так называемом «Слове о матерной брани», формируются в контексте государственно-церковной кампании против «народных обычаев» 1630-х – 1640-х гг. и проповеднической деятельности «ревнителей благочестия». Это оказало заметное влияние на массовую религиозную культуру, поскольку запрет на матерную брань становится одной из постоянных тем крестьянских эсхатологических видений на Русском Севере и в Сибири в XVII–XVIII вв. С другой стороны, материалы судебных дел XVIII–XIX вв. показывают, что обсценная фразеология играла значимую роль в ритуализованных формах кощунственного обращения с иконами. В современной православной публицистики русский мат нередко (и не без оглядки на идеи Успенского) воспринимается как пережиток язычества и даже сатанизма. С другой стороны, в последние десятилетия получили довольно широкое распространение квазинаучные идеи о негативных биологических эффектах матерной брани, восходящие к культуре нью-эйджа, но разделяемые и многими православными верующими. Доклад посвящен анализу религиозных коннотаций русской обсценной фразеологии в контексте истории русской культуры Нового времени, современных теорий ритуальной агентности и функций перформативных высказываний в магических практиках.
Осквернение портретов национальных лидеров в советском обществе второй половины 1950-х – начала 1960-х годов
Доклад посвящен нарушению границ светского сакрального, а именно случаям порчи священных для советской идеологии символов — портретов национальных лидеров в конце 1950-х — начале 1960-х годов. В работе, в частности, обсуждается, как и почему портреты советских лидеров приобрели особый семиотический статус, а их порча считалась не хулиганством, а своего рода ритуальным осквернением. Одним из основных источников по истории осквернения изображений советских «вождей» являются фонды надзорного производства Прокуратуры СССР, которые были рассекречены в 1990-е годы. Они позволяют исследовать специфику «низового» антиправительственного поведения людей, о которых мы можем узнать только из сохранившихся материалов уголовного дела. В большинстве своем эти люди не оставили после себя мемуаров или других источников персонального характера, но именно они составляли абсолютное большинство среди привлеченных к уголовной ответственности за антисоветскую агитацию и пропаганду в 1950-е – 1980-е годы.
Археология, осквернение и проблема этнической религии: публичные дискуссии вокруг раскопок средневекового могильника в Северной Осетии-Алании
Осенью 2020 года в республике Северная Осетия-Алания по инициативе местной православной епархии начались раскопки грунтового могильника, расположенного вокруг средневековой часовни в селении Нузал. Этот архитектурный объект очень важен для исторического воображения осетин, так как считается многими усыпальницей Ос-Багатара, последнего царя независимого средневекового государства предков осетин - алан. Неудивительно, что это небольшое здание оказывается очень значимым элементом для конкурирующих нарративов об истории осетин. Дело в том, что в республике идут бурные дискуссии о том, какая религия является настоящей этнической религией осетин - православие, принятое аланским государством в 10 веке, или примордиальный «арийский монотеизм», который якобы существовал до этого события, остался по сути нетронутым христианством и дожил до сегодняшнего дня в виде разных элементов локальной этнической культуры. Последнюю версию поддерживают представители общин народной осетинской веры или, другими словами, осетинские религиозные нативисты. С ними активно полемизируют представители православной общины, обвиняя нативистов в том, что они выдумывают свою религию «на пустом месте» и присваивают себе объекты православного наследия. Часовня в Нузале трактуется православными как древняя православная святыня (там сохранились церковные фрески), нативистами – как дохристианский объект, незаконно апроприированный христианскими миссионерами.
Когда начались раскопки могильника, нативисты в резкой форме потребовали их прекращения. Они подозревали, что археологи могут подбросить в раскрываемые погребения доказательство того, что похороненные там средневековые аланы были христианами. Однако публично они объявили, что эти раскопки оскверняют могилы их предков и тем самым оскорбляют их религиозные чувства. Они даже попытались силой остановить раскопки, что вызвало публичный скандал. Некоторые нативисты попытались использовать общественное внимание, привлеченное к этому скандалу, чтобы заявить: раз наши религиозные чувства оскорблены, наша религия является «настоящей», а не выдуманной. Парадоксальным образом они, обычно понимая религию в терминах культурного наследия и общественного достояния, для достижения легитимации своего проекта в глазах общественности используют трактовку религии в духе протестантизма Нового времени – как внутреннего убеждения и глубоко личного психологического явления.
«Катастрофические бедствия, уже идущие и надвигающиеся»: апокалипсис и святотатство в Православной Церкви Божией Матери Державная
На руинах Советского Союза наряду с «православным возрождением» сформировались и автохтонные новые религиозные движения. Эти группы отличались эклектичностью теологии, выраженными апокалиптическими ожиданиями, а руководили ими харизматические лидеры. Белое Братство, Церковь Последнего Завета, а также Православная Церковь Божией Матери Державная (ПЦБМД), которой посвящена статья, приобрели заметное число последователей на постсоветском пространстве. Однако время шло, апокалиптические пророчества не сбывались, что в случае исследуемого религиозного сообщества привело к достаточно серьезным изменениям в эсхатологических представлениях: христианский апокалиптизм трансформировался в прогрессивный милленаризм, подразумевающий постепенное преображение мира вместо катастрофических бедствий.
Тем не менее, последние события как глобального (пандемия COVID-19, нарастание международной напряженности), так и локального (признание текста основателя Церкви экстремистским) уровня привели к новым изменениям в эсхатологической риторике последователей ПЦБМД, возвращая в их жизнь апокалиптические ожидания. Доклад посвящен трансформациям эсхатологических представлений последователей Православной Церкви Божией Матери Державная, влиянию этих изменений на повседневность последователей Церкви, а также факторам, которыми эти изменения обусловлены. Особое внимание будет уделено насилию, которому, в представлении моих информантов, подвергается Церковь, как одному из основных маркеров наступления последних времен. Такое насилие, выстраиваясь в риторику скрытой борьбы зла против добра, оказывается частью их представлений о святотатстве.
Н. В. Петров, Б. С. Пейгин
Сакрализация секулярного в современной России: «осквернение» Вечного огня
В докладе рассматривается возможность применения концепции режимов социального действия Люка Болтански и Лорана Тевено (1999 и др.) в отношении «секулярного сакрального» в светском обществе. Секулярные сакральные символы становятся видимыми не только благодаря государственной риторике, но и в процессе общественной дискуссии при рассмотрении правовых конфликтов. Правовая дискуссия относительно символов памяти о жертвах Великой отечественной войны в современной России связана с концепцией «великого прошлого», в этой дискуссии актуализируются понятия, связанные с осквернением сакрального: «глумление», «надругательство», «оскорбление чувств» и т.п. Таким образом, дискурсивный контроль над такими символами связан с тем, что Талал Асад назвал «святостью собственности», а государственной контроль над ними дает право правоприменителям диктовать форму и содержание публичных высказываний (Asad 2008).
В докладе рассматриваются более 50 случаев «осквернения» Вечного огня, произошедших в период с 2014 по 2022 годы. География — от Оренбурга до Карелии. Чаще всего хулиганами оказываются дети или несовершеннолетние, мигранты, бездомные и компании выпивающих людей 23-40 лет — так агентам «осквернения» в дискурсе СМИ приписывается выход за пределы социальных норм. Важно, что огонь регулярно используют «по прямому назначению»: на нѐм жарят шашлыки, сушат одежду, жгут венки и кипятят воду, часто прикуривают сигареты. В течение нескольких лет
сформировался и язык правоприменителей: если раньше в качестве наказания применялись«нравственно-патриотические беседы», заводились административные дела по статье «Хулиганство», то теперь полицейские или сотрудники Следственного комитета чаще возбуждают уголовные дела по статьям «Вандализм» (ст. 214 УК РФ), «Уничтожение либо повреждение воинских захоронений» (ст. 234.4 УК РФ) или «Уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений» (ст. 244 УК РФ). В контексте уголовных дел, связанных с богохульством и осквернением святынь, «осквернение» Вечного огня позволяет увидеть, во-первых, как формируется аргументация и язык, которые используют СМИ и правоохранители в правовой дискуссии относительно секулярного сакрального; во-вторых, как происходит сдвиг от символического к материальному в отношении символов памяти в современном российском обществе.
Мы предлагаем дополнить рассмотрение процессов сакрализации секулярного относительно символов прошлого, применяя понятие «нарративных шаблонов» Дж. Вертша (Wertsch, 2002, 2009). Дискурсивные стратегии, уложенные в нарративный шаблон, используют интерпретации и аргументы, которые показывают различия между разными типами «мнемонических сообществ» (говоря словами Вертша): члены одного время от времени игнорируют нарративную схему, члены другого ее последовательно утверждают. Всегда есть сомнения, насколько корректно говорить только о двух разных типах такого рода сообществ, это вопрос для обсуждения. Тем не менее, обращение к терминологическому аппарату Вертша становится опорой для рассуждения в связи с процессами сакрализации секулярного в современной России.
Святотатство, моральная жизнь языка и секулярная критика в российской цифровой публичной сфере
Обвинения в богохульстве и святотатстве часто основываются на языковом материале – те или иные речевые жанры, высказывания, слова и даже интонации могут быть рассмотрены в терминах оскорбления религиозного / сакрального авторитета. Языковые идеологии, стоящие за обвинениями в богохульстве в различных религиозных культурах, предполагают табуирование языковых форм, используемых для речевой «профанизации», высмеивания, словесной агрессии в отношении сакральных объектов и агентов божественной природы. Доклад посвящен исследованию представлений о форме и функциях неблагочестивых высказываний и моральной жизни языка в современном российском публичном медиа-дискурсе на материалах речевых жанров публичных оскорблений и извинений. Секулярная критика ряда обвинений в «оскорблении чувств» фокусируется, с одной стороны, на возможностях и ограничениях применения западного понятия «свободы слова» в российском контексте, а с другой, на обсуждении морального измерения речевого поведения, которое противопоставляется предполагаемому религиозному взгляду на отношения между производимым действием и трансгрессивным эффектом. Обсуждение границ дозволенного в речевом поведении касательно религиозных объектов, тем и вопросов, а также примеров сознательного пересечения этих границ позволяет лучше понять конфигурацию отношений между секулярным и религиозным в современной России.
Исследования выполнены за счет гранта Российского научного фонда № 21-18-00508, https://rscf.ru/project/21-18-00508/
Фото: Стелька из портрета Сталина. Из материалов дела Баранцевича Е.Г. ГАРФ, ф. 10035, дело П-7924, https://urokiistorii.ru/articles/stalin-stelka-kozel-haljugan (режим доступа 19.10.22)