«Свято место пусто не бывает»: атеизм и духовная жизнь советского общества

 
10.06.2014
 
Факультет истории
 
Виктория Смолкин-Ротрок

2 июня в на факультете истории состоялась лекция, посвященная презентации готовящейся к выходу книги Виктории Смолкин-Ротрок "'A Sacred Space Is Never Empty': Atheism and the Spiritual Life of Soviet Society".

Виктория Смолкин-Ротрок – ассистент профессора по истории России в Уэслианском университете (Коннектикут), занимается исследованием повседневной жизни, ритуалистики, религии и других компонентов истории культуры Советского Союза.

В целом доклад представляет собой результат 7-летней работы, находящейся в данный момент на своей финальной стадии. Выступление можно разделить на два смысловых блока. Первый посвящен «второму крещению» России при Горбачеве. Перестройка рассматривается, как время поиска новых форм взаимодействия с общественностью в свете необходимости показать людям, что коммунистическая партия способна к изменениям в духе времени.

Второй блок обращает внимание слушателя на более глубокую ретроспективу идеи религии в советский период. Виктория Смолкин-Ротрок указывает на то, что главные идеологи революции Маркс и Ленин не выносят религию в отдельную повестку. Борьба с церковью начинается исключительно в контексте борьбы с отклонениями; с тем, что раньше могло считаться личным делом каждого человека, а теперь переходило в категорию «общее». В 20-30-е церковь уничтожается как институт, угрожающий политической власти. Причём это уничтожение зачастую происходит в самом прямом смысле, когда в зданиях церквей оборудовались бассейны или обсерватории. Не стоит также забывать про высокий уровень антирелигиозной пропаганды, включающий в себя просветительские выезды в деревню, а также мобилизацию социальных наук.

Исследовательский вопрос выступления Виктории Смолкин-Ротрок можно сформулировать следующим образом: как происходят изменения в религиозном сознании народа? Что стало причиной возвращения православия спустя почти век атеизма?
Виктория Смолкин-Ротрок предлагает два ответа на этот вопрос:

  1. Возвращение религии - это политический манёвр, попытка компенсировать утерянные ценности.
  2. Возвращение церкви, как института, происходит по причине возвращения религиозного сознания к людям.


Однако исследователь концентрирует своё внимание в большей мере на второй гипотезе, потому что религия – это не просто идеология или политический курс, это культура, пласт традиций, который политики Советского Союза просто проигнорировали. В итоге, «второе крещение» России положило конец идеологической монополии в государстве и заложило фундамент для выделения новой группы верующих, котором предстоит научиться верить в Бога в окружающем их изменившемся мире.

Елизавета Потапова, ВШЭ