Ребенок перед экраном: детская киномания в 1920-е

 
24.09.2019
 
Университет; Факультет истории
 
Елизавета Жданковa

Вопрос о том, развращает кино детей или просвещает, активно обсуждался с момента появления кинематографа. После Первой мировой и Гражданской войн огромное количество детей — и беспризорных, и вполне благополучных — хлынули в кинотеатры. В 1920-е годы заговорили о феномене «детской киномании».

На лекции в Новой Голландии Елизавета Жданкова рассказала о том, как власти сосредоточились на детском досуге и попытались использовать ресурс кино в качестве инструмента для создания «граждан будущего», несмотря на те опасения, которые сам жанр вызывал у педагогов и медиков.

Отношение к детскому увлечению кино формировалось на пересечении нескольких тенденций. Во-первых, правильное воспитание стало важным элементом советской программы по созданию гражданина будущего. Задачи детского досуга начали рассматриваться преимущественно в утилитарном ключе. Во-вторых, все большее распространение начали приобретать коллективные формы времяпрепровождения. Происходило «обобществление» детей — заботы об их воспитании и развлечении все чаще переходили от родителей к государственным институциям. Отчасти это объяснялось наличием огромного количества беспризорников — к 1922 году их число составляло около семи миллионов. Государство пыталось социализировать «неорганизованных» детей, которые еще не состояли в пионерских организациях, не ходили в школу, кружки и другие образовательные институции.

Кино оказалось совершенно не подконтрольно властям и привлекало огромное количество детей и молодежи разного достатка. Билеты стоили недорого, залы работали круглосуточно, внутри можно было не только развлечься, но и погреться. В фойе крупных кинотеатров выступали артисты, проходили танцы. Отдельным видом времяпрепровождения стало разглядывание афиш. При этом инфраструктуры детского кино не существовало: в эпоху НЭПа проводить детские кино-утренники и выпускать специализированные фильмы оказалось не очень выгодно — организаторы кинопоказов шли на это очень неохотно.

Детская киномания стала объектом активной критики. Идеологи утверждали, что взрослые фильмы развращают и портят молодежь. Детского кино в тот момент снималось чрезвычайно мало из-за дороговизны производства. Круг сюжетов был ограничен и идеологичен: положение детей до революции, их героические действия во время революционных событий, современная жизнь беспризорников — никаких сказок или фильмов на основе детской литературы. Педагоги жаловались, что дети прогуливают на сеансах уроки. Медики считали, что высокая частота кадров приводит к нервным болезням, а сюжеты фильмов (например, связанные с медицинской тематикой) приводят к ранней эротизации. В милиции кино называли «академией бандитизма», которая инспирировала различные преступления и подавала молодежи дурной пример. Поход в кинотеатр маркировался как небезопасный досуг — на сеансах случались кражи, драки, скандалы.

Среди редких защитников кино были педагоги-экспериментаторы. Некоторые из них предполагали, что просмотр кинофильмов может служить выходом для детской энергии. Во второй половине 20-ых годов стратегия властей изменилась — кино решили сделать элементом школьного обучения. Начали создаваться познавательные фильмы о работе различных производств или отраслей промышленности, которые, как правило, были не очень интересны детям. 

В конце десятилетия появляется все больше качественных детских картин. Апогеем оправдания кино стал первый советский цветной фильм «Путевка в жизнь». Он вышел в 1931 году и рассказывал о детской коммуне. В отрасли началась полная трансформация — назидательные интонации отступили, на экранах появились сказки, комедии, музыкальные и развлекательные фильмы для юных зрителей.

Смотреть запись лекции

Фото: кадр их кинофильма «Путевка в жизнь»