РАСПАД КОНТИНЕНТАЛЬНЫХ ИМПЕРИЙ: причины и следствия

 
07.11.2017
 
Факультет истории
 
Алексей Миллер

В 1917-18 годах произошел распад всех континентальных империй — России, Австро-Венгрии, Германии, Османской империи. В своем выступлении профессор факультета истории Европейского университета Алексей Миллер рассказал о том, что за последние годы изменилось в нашем понимании причин и последствий этого колоссального геополитического катаклизма.

Алексей Миллер не согласен с мнением, что к началу Первой мировой войны концепция империи оказалась уже отжившей формой государственного устройства. Также он отрицает, что формирование национальных государств представляло собой естественное развитие европейской политики. На самом деле, периферийные националистические движения не смогли бы бросить вызов метрополиям без поддержки других империй. В своем знаменитом меморандуме Николаю II Петр Дурново выделил национальный вопрос как одну из угроз для России при вступлении в войну, но считал его вполне решаемой, незначительной проблемой. Куда сильнее его тревожила возможность социалистической революции в случае затягивания военных действий. Победителей также ожидает революция, писал Дурново, только годом позже.

До начала войны европейские империи «не лезли на рожон» и не использовали фактор национального сепаратизма. Войны в XIX веке были похожи на драки в школьном дворе. Однако Первая мировая война оказалась для всех борьбой за выживание — проигравший терял империю. Началась мощная накачка национальных движений — деньгами, людьми, ресурсами. Так геноцид армян в Османской империи Миллер объясняет в первую очередь активизацией поддержки армян со стороны англичан и русских. В то же время политики-националисты пытались спрогнозировать, кто выиграет войну и с кем стоит начинать торговаться.

Противоборствующие стороны активно работали с военнопленными (австрийцы — с украинцами, русские — с чехами) и беженцами. Империи стимулировали процесс национального строительства на оккупированных территориях. Россия вывезла из прифронтовой зоны евреев и немцев — де факто с 1915 года в стране была упразднена черта оседлости. Происходила если не деколонизация, то мощные изменения в устройстве всей Европы.

Считается, что формированию национальных государств во многом способствовали четырнадцать пунктов Вильсона. Однако если внимательно вчитаться в этот документ, становится понятно, что в нем четко закреплено формирование только польского национального государства. По отношению к другим регионам были использованы куда менее четкие и аккуратные формулировки.

Так почему же в Европе произошла легитимизация автономий? За три дня до появления проекта мирного договора Вильсона в России произошел разгон учредительного собрания. Вопреки ожиданиям немцев коммунисты не стали консолидироваться с русскими националистами. На тот момент коммунисты контролировали весьма ограниченную территорию. Однако они продемонстрировали идейную принципиальность, их влияние в Восточной Европе казалось колоссальным. В ходе контр-мобилизации большевикам выяснилось, что концепция империи уже не работает. Национальное строительство началось во многом в контексте борьбы с красной угрозой. У Скоропадского на Украине этот процесс шел не очень хорошо, зато у Маннергейма, Антонеску, Хорти и Пилсудского — вполне благополучно.

После Второй мировой войны пространство Восточной Европы было помещено в имперский советский холодильник. Вынули его оттуда в 70-ые годы, когда была сформирована удобная альтернатива — структура Евросоюза. Случаи успешного перехода от коммунизма в демократию без внешней стабилизации нам не известны. Но история национализма в Европе еще не закончена — сейчас появляются его новые причудливые формы.

Автор текста: Алексей Павперов

Лекция состоялась 13 декабря 2017 года в Европейском университете в Санкт-Петербурге.