Проект «Транснациональные и транслокальные аспекты миграции в современной России» под руководством профессора факультета антропологии Сергея Николаевича Абашина, получил продление финансирования гранта Российского научного фонда (РНФ). Об этом сообщается на сайте РНФ. (список всех победителей, pdf)
О ПРОЕКТЕ
В 2014-2016 научная группа ЕУСПб при поддержке Российского научного фонда (проект 14-18-02149) под руководством профессора Сергея Абашина провела исследование «Транснациональные и транслокальные аспекты миграции в современной России».
Основная идея проекта заключается в том, чтобы проследить на протяжении 2,5 лет судьбу, транснациональные взаимосвязи и траекторию мобильности иностранных мигрантов (прежде всего, из стран Центральной Азии) и их близких, которые остались дома, на родине. Методология проекта заключалась в том, чтобы проводить периодически встречи и интервью с мигрантами и членами из семей в России в странах Центральной Азии.
Всего было проведено 4 этапа интервью с 45 кейсами на первом этапе и 30 интервью – на следующих этапах. В ходе исследования участники проекта изучали феномен транснациональной и транслокальной жизни мигрантов. За последние 20 лет трудовая миграция из стран Центральной Азии в Россию стала массовой практикой. При этом мигранты, приезжая, в основном, на заработки, сохраняют очень тесные связи с местом исхода и вынуждены следовать тем обязательствам, которые накладывает на них в месте исхода семья, социальное окружение, особенно в сельской местности. Они пребывают одновременно в нескольких социокультурных контекстах: перемещаясь между отсылающим и принимающим обществами, они вынуждены переключаться между различными культурными репертуарами и позиционировать себя в рамках разных систем референций, меняя свой статус, свои привычки, свое поведение и даже свой облик.
В ходе исследования участники проекта рассмотрели следующие вопросы, связанные с миграцией в современной России:
Семейная экономика трудовых мигрантов.
Семейная экономика трудовых мигрантов отражает множественность транснациональных и транслокальных практик, включающих мигрантов как в домашнее, так и принимающее общество. Основная часть дохода в виде денежных переводов отправляется в семью на родине, и уже по согласованию между членами семьи делится на текущие расходы семьи на родине и на долгосрочные расходы. На структуру долгострочных или стратегических расходов семей трудовых мигрантов значимое влияние оказывают особенности социального устройства центральноазиатских обществ.
Транснациональные семьи.
В то время как российские исследователи до последнего времени не могли отойти от экономического детерминизма в интерпретации миграционных процессов и рассматривали миграцию как индивидуальный проект экономически рационального индивида, зарубежные антропологи давно обратили внимание на тот факт, что выстраивание миграционных стратегий чаще происходит не отдельным индивидом, а нуклеарной или, чаще, расширенной семьей. Осознание этого факта сместило фокус в рассмотрении транснациональных потоков с отдельных индивидов на транснациональные семьи. Такие семьи можно рассматривать как воображаемые сообщества, члены которых вынуждены постоянно активно работать над созданием и поддержанием чувства близости, чтобы их родственные связи не потеряли своей значимости.
Транснациональная/транслокальная коммуникация, мобильная связь мобильного субъекта.
Одна из тем, которая разрабатывалась в рамках проекта – использование мигрантами новых коммуникационных технологий, в частности мобильной телефонии и интернет-связи. Такая связь фактически преодолевает пространство и транснациональные разрывы, которые образуются вследствие миграции, поддерживает связи мигрантов с домом. В то же время использование мобильной связи усиливает взаимный контроль не только по вектору «дом-место миграции», но и в среде самих мигрантов.
Идентичности и субъектность трансмигранта.
Конструирование своей причастности или дистанцирование от прошлого в связи с разными ситуациями «мигрантской повседневности» становится частью опыта миграции и является яркой темой для дальнейшего исследования. Участники проекта рассматривают, как в разных ситуациях мигранты переключают или сочетают рамки референций и ориентируют свои действия и практики на разные сообщества; как, в итоге, конструируется субъектность мигранта посредством конструирования особых транснациональных биографий и транснационального тела.
Непостоянство и подвижность.
По результатам работы в 2014-2016 гг., самый яркий вывод заключается в том, что ситуация мигранта отличается подвижностью и отсутствием стабильности. Наверное, в данном случае более значимы не транснациональные параметры статуса, которые могут быть описаны параллельностью миров или разорванностью культур, а прекарным и бесправным положением мигрантов, который зависим от цикла получения разрешительных документов и в обоих контекстах (и в России и дома) сталкивается со множеством проблем, связанных с обустройством своей жизни. Отсюда и невозможность планирования или быстрое изменение планов.
В целом распространенность практик трудовой транснациональной и транслокальной миграции является важным общим результатом исследования. Понимание этого факта должно стать, на наш взглядом, важным элементом выработки миграционной политики России.