ПАМЯТЬ О ВОЙНЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 
13.09.2019
 
Университет
 
Иван Курилла

В своей лекции Иван Курилла рассказал, как трансформируется память о Великой Отечественной войне в современной России, что раскалывает и что объединяет наше общество в отношении к этим событиям, как понимать значение «Бессмертного полка». С уходом поколения, обладавшего индивидуальной памятью о войне, само содержание представлений о прошлом и формы поддержания актуальности этого прошлого кардинально пересматриваются, становится ареной борьбы: государство, политики разных сторон идеологического спектра, туристический и кинобизнес сталкиваются в этой битве с семейной памятью и локальным активизмом.

Существует несколько уровней памяти. Первый из них — индивидуальный, память участников военных действий. На данный момент в России осталось примерно десять тысяч ветеранов — постепенно этот уровень памяти исчезает.

Второй уровень — семейный, формирующийся через рассказы, общение, человеческий контакт. Такой вид памяти простирается на три-четыре поколения и постепенно уходит в область письменной традиции, где сейчас находится память о Первой мировой войне или войне с Наполеоном.

Самый масштабный уровень памяти — национальный: исторический нарратив, куда входят памятники, учебники, официальная государственная позиция. С уходом живых свидетелей войны этим типом памяти становится все проще манипулировать. В начале 90-ых, в момент ослабления государственной власти, наблюдалась тенденция к гуманизации национальной памяти: все чаще звучали нарративы, связанные со страданиями, скорбью, гибелью мирных жителей. В нулевые война стала для точки опоры в попытке объединения народа вокруг государства. Изначально эта инициатива стала ответом на вызов извне — пересмотр нарратива войны в странах Балтии, Центральной Европе, постсоветских странах. Вместо победы союзников над мировым злом получила распространение концепция войны двух тоталитарных режимов и двойной оккупации. 

Россия отреагировала на изменения в Европе критикой, затем начала менять свою собственную историческую политику. В ее основе оказалась Вторая мировая война. Остальные темы по сей день особо не контролируются государством. В 2014 году в Уголовный кодекс была введена статья о реабилитации нацизма, которым также считалось публичное осквернение символов воинской славы, распространение оскорбительных или заведомо ложных сведений о действиях СССР в ходе войны. Изучать этот этап истории стало если не опасно, то по крайней мере неуютно. Так два года назад вопреки решению диссертационного совета ВАК отказалась присуждать докторскую степень историю Кириллу Александрову, который представил работу о Власовской армии. Защита обернулась скандалом и возмущением пассионарной общественности.

Еще одна проблема споров вокруг войны в России — у нас очень слабо развит языка разговора о политике. Нам непривычны дебаты о демократии, либерализме, вместо этого позиции обозначаются языком истории — нужно сказать что-то о Сталине, Горбачеве, перестройке. Однако, когда историк начинает говорить в рамках своей дисциплины — его тоже начинают воспринимать как политического автора. 

В последние пять лет восприятие войны стало не только объединяющим, но и раскалывающим общество фактором. Судя по опросам Левада центра у 48% опрошенных день победы вызывает радость, у 27% — скорбь, у 23% — оба чувства сразу. С этим распределением коррелирует то, как люди хотели бы справлять этот праздник — либо парадами, шествиями салютами, либо заботой о ветеранах войны и укреплением мира, ликвидацией вооруженных конфликтов. Важно, что примерно одинаковое количество респондентов в первых двух антагонистичных друг другу группах собираются участвовать в шествии «Бессмертного полка». Получается, что «Бессмертный полк» не относится к тому уровню (официальной) памяти, где происходит раскол.

Сейчас существует два объединения, проводящие шествия «Бессмертного полка». Первое — группа журналистов из Томска, которые являются изначальными создателями идеи. Вторая организация связана с государственными структурами. В числе прочего она прославилась использованием административного ресурса для принуждения людей участвовать в акции. Другой момент, за который критикуют Бессмертный полк — использование портретов Сталина, героев Новороссии. Это идет вразрез с изначальной политикой акции, которая запрещала использование политической символики (год назад эти принципы были поддержаны также и провластной группой в совместном заявлении двух объединений). При этом участники шествия должны нести только изображения своих родственников. Однако, по наблюдениям Куриллы, «политические» портреты и символика как правило группируются в одной колонне, которые не определяют лицо движения и остаются незамеченными большинством участников. 

Главное, что стоит сказать о Бессмертном полке: успех этой акции демонстрирует запрос на возвращение памяти с государственного уровня, на уровень семейный, личный. Бессмертный полк можно назвать самым мощными и массовым общественным движением в постсоветской России. Это напоминает нам о том, что государство не имеет монополии на прошлое — память также принадлежит народу. 

Лекция состоялась 8 мая 2019 года в «Открытом лектории» (Новая Голландия).

Проект «Новая Голландия: культурная урбанизация»

В декабре 2010 года ООО «Новая Голландия Девелопмент», входящее в группу компаний Millhouse LLC Романа Абрамовича, выиграло тендер на реставрацию и реорганизацию пространства острова Новая Голландия с целью создания здесь мультифункционального комплекса, который должен стать важным объектом на карте Санкт‑Петербурга и России. В качестве креативного подрядчика для создания концепции и проведения архитектурного конкурса был привлечен некоммерческий фонд «АЙРИС» Дарьи Жуковой. В результате появился проект «Новая Голландия: культурная урбанизация». Он ставит перед собой цель показать и внедрить новый подход в реорганизации и адаптации к необходимым современным функциям отдельно взятой территории, являющейся памятником культуры и истории федерального значения. В августе 2016 года завершился первый этап реставрации – открылась парковая зона Новой Голландии и остров начал работать круглый год. В эксплуатацию были введены три отреставрированных здания: Кузня, Дом Коменданта и «Бутылка». На острове регулярно проходят концерты, кинопоказы, фестивали, театральные постановки, мастер-классы и детские мероприятия. Каждый год подготавливается обширная образовательная программа с лекциями ведущих российских и зарубежных преподавателей и исследователей. На острове проходят выставки современного искусства и выставляются объекты public art. Каждую зиму центральный газон превращается в большой открытый каток, а двор «Бутылки» превращается в Новогодний базар.

«Открытый лекторий»

 В апреле 2018 года в Павильоне на острове Новая Голландия стартовал второй сезон регулярных образовательных событий «Открытый лекторий». Проект включал в себя восемь направлений, в том числе лекторий по политическим и общественным наукам Европейского университета. Цель «Открытого лектория» – продвижение качественных образовательных инициатив среди широкой аудитории посетителей острова.