Лекция открывает программу международной конференции «ПОСЛЕ (ПОСТ)ФОТОГРАФИИ» (www.after-post.photography)
Посмотреть программу конференции
Дэвид Бэйт — фотохудожник и теоретик из Лондона (Великобритания).
Среди основных его трудов — Photography: KeyConcepts / «Фотография: ключевые концепты», издание второе (London: Bloomsbury, 2016), Art Photography / «Арт-фотография» (London: Tate, 2015) и Photography and Surrealism: Sexuality, Colonialism and Social Dissent / «Фотография и сюрреализм: сексуальность, колониализм и социальное неравенство» (I.B. Tauris, 2004). Его фотоработы выставлялись как на персональных, так и на групповых выставках в Великобритании, Ирландии, Европе и Северной Америке. Фотопроект Zone / «Зона», снятый в Эстонии и основанный на фильме А. Тарковского «Сталкер», был опубликован в виде фотокниги в 2012 году (Artwords Press London). Дэвид Бэйт также является сооснователем и соредактором журнала Photographies (Routledge) и — в настоящее время — профессором фотографии в Университете Вестминстера (Лондон, Великобритания).
Аннотация лекции:
Широкое распространение камер смартфонов и связанных с этим автоматизированных процессов обработки снимков и их загрузки в Интернет повлияло не только на наше представление о мире, но и на наши представления о более старых формах аналоговой фотографии. С одной стороны, этот разрыв провоцирует ностальгию по давно уже не используемым форматам; с другой стороны, новые формы обеспечивают новый формат для визуализации повседневной жизни. Каким же образом эти технологии и их меняющиеся платформы воздействуют на человеческое тело?
Существовавшие ранее фотографические индустрии (такие как рекламная, семейная, фэшн-съемка, фотожурналистика, фотографии полицейского наблюдения, фото из путешествий, возможно арт-фотография) воспроизводят сами себя в новых цифровых форматах и на новых платформах, но одновременно трансформируется их форма и эстетика.
Какие эффекты производят эти новые формы и форматы? Как новые форматы влияют на восприятие того, что мы называем миром, и на его идеологическую оценку?
В рамках заданного контекста эта лекция представляет собой соотнесение оптических технологий и человеческого опыта. Отталкиваясь от оптики камеры телефона, где обычно используется широкоугольная линза, лекция демонстрирует и исследует значимость сдвига (который нередко игнорируется) к широкоугольным точкам зрения как «нормальным». В рамках теории, которую можно назвать ретинальной идеологией реализма, в лекции проблематизируется соотношение оптических технологий и потоковых изображений. Оптика цифровой камеры, исторически отталкивавшаяся от пространства монокулярной перспективы, унаследованного культурой еще со времен Ренессанса и трансформировавшегося в рамках более поздних оптических теорий, оказывается метафорой изменяющихся идеологических установок, задаваемых, развивающихся и организуемых человеческими сообществами в рамках цифровой культуры.