Феминизм и постмодернистская опера: Женщины в операх – оперы женщин

 
09.12.2013
 
Школа искусств и культурного наследия; Программа «Гендерные исследования»
 
Татьяна Маркович

25 ноября в рамках семинаров программы «Гендерные исследования» (ЕУСПб) и фестиваля современного искусства «Мир звука II. Тотальная интеграция» (Арт-паркИНГ») состоялась встреча с Татьяной Маркович, доцентом австрийской академии наук, преподавателем венского университета музыки и исполнительских искусств.

Изучение музыки с позиции гендерной и феминистской теории, начавшееся в 1980-х гг, стало одним из поворотных моментов в истории музыковедения. В своей лекции доктор Татьяна Маркович представила новые тенденции в данной исследовательской области. В фокусе презентации были оперы современных сербских и хорватских женщин-композиторов - Ясны Величкович («DreamOpera», 2001); Ани Джорджевич («Нарцис и Ехо», 2002); Мирелы Ивичевич («Три липе», 2007).

Обратившись к оперному наследию XVII-XIX вв, доктор Маркович показала, что в классических операх (операх, созданных мужчинами-композиторами) репертуар действий женских персонажей существенно ограничен. Они могут выступать либо в роли жертвы и страдающего субъекта, либо в роли возвышенного, вдохновляющего на подвиги объекта, за право обладания которым борются герои-мужчины. Однако в любом случае женские оперные персонажи лишены возможности самим определять свою участь. И эта их характеристика является политически и социально значимой, поскольку (вос)производит в рамках искусства представление о женщине как о зависимом и пассивном субъекте.

Современные оперы, в особенности оперы, написанные женщинами, ставят под сомнение подобный патриархатный взгляд на женственность и переосмысляют существующий гендерный порядок. Женские персонажи в таких операх – центральные. Их опыты, действия и переживания формируют ядро произведения.

Переопределяя женственность на сюжетном уровне, женщины-композиторы также вырабатывают новые выразительные средства, позволяющие деконструировать репрессивный гендерный порядок. Так, на смену классической опере приходит пост-опера или мета-опера, иронизирующая над общепринятыми канонами и рефлексирующая по поводу социальной роли оперного искусства.

Женские пост-оперы, примеры которых Татьяна привела в ходе своего выступления, разрушают привычные институциональные и пространственные границы исполнения музыкальных произведений - действие выносится за пределы оперного театра; различение между сценой, оркестровой ямой и зрительным залом преодолевается; значительная часть происходящего разворачивается на мультимедийных экранах (к примеру, сюжет «Травиаты» передают значки-«смайлы», всем хорошо известные по интернет-коммуникации).

Стройное классическое либретто с его доминирующим основным текстом заменяется диалогичным и полифоничным либретто. Здесь разные действующие лица беседуют, спорят, заглушают друг друга и независимо сосуществуют в пространстве, где разворачивается постановка. Они говорят на разных языках (английском и сербском, или музыкальном языке и языке изобразительного искусства) и руководствуются разными, то сочетающимися, то прерывающими друг друга ритмами. Причудливо соединяя в себе знаковые цитаты из различных культурных контекстов, пост-оперы ставят под вопрос принятые в обществе и творчестве иерархии и классификации. Так, в опере Мирелы Ивичевич Тоска оказывается одной из героинь популярного сериала "Sex and the city".

Важным элементом лекции Татьяны Маркович и состоявшейся после лекции дискуссии, выступил вопрос о том, в каких социальных контекстах может возникать и реализовываться женская пост-опера. Ответ докладчика на него был интересным и несколько неожиданным. По мнению Маркович, в настоящий момент наиболее благоприятным местом для творчества женщин-композиторов являются страны Центральной и Восточной Европы, которые в период господства социалистической идеологии пережили социальный и культурный опыт признания значимости общественной роли женщин (empowerment).

Екатерина Бороздина