Екатерина Ходжаева. «Другой разговор»: Что может суд присяжных?

 
09.01.2020
 
Институт проблем правоприменения
 
Екатерина Ходжаева
 
Европейский в медиа

По статистике Судебного департамента при Верховном суде в делах публичного обвинения, то есть с участием прокурора, оправдательные приговоры в 2018 году составили 0,2 процента (еще 0,17 процента пришлось на другие реабилитирующие подсудимого решения). Но как только в деле участвуют граждане, не имеющие аффилированных интересов с судебной или правоохранительной системой, картина резко меняется. Присяжные гораздо строже подходят к оцениванию доказательств, убедительности аргументов, приводимых стороной обвинения — и выносят оправдательные приговоры почти в 40 раз чаще, чем профессиональные судьи. Так было и в позапрошлом столетии. В Российской Империи присяжные оправдывали около 40 процентов подсудимых. И поводы для недовольства суд присяжных в России давал всегда. Победоносцев советовал Александру III бестрепетно покончить с этим «баловством». Но император принял другое решение — не упразднять, а развивать суд присяжных, постепенно расширяя его полномочия. То же самое — развитие суда присяжных с расширением его полномочий — происходит и в сегодняшней России.

«Суд присяжных для судейского сообщества — это и бремя, и благо. Когда разговариваешь с судьями районных судов, которые уже провели такое дело, — да, они вспоминают его как страшный сон. Да, они говорят: господи, как мы устали, как мы боимся и все такое. Но они говорят: я видел идеальный процесс. Я видел сильного обвинителя, которому не надо помогать вытаскивать показания. Я видел подготовленных свидетелей, которые не мычат, а нормально говорят. И если абстрагироваться от той невероятной нагрузки, я видел, наконец-то, как должно вершиться правосудие, и что может быть идеальный процесс, в котором ты только арбитр», — говорит Екатерина Ходжаева.

Екатерина Ходжаева — кандидат социологических наук, научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге. Родилась в 1976 году в Казани. Окончила в 1998 году социологический факультет Казанского государственного университета, там же в 2003 году защитила кандидатскую диссертацию на тему культурной политики татарстанских средств массовой информации. Изучала также этнические и религиозные процессы в Татарстане. Исследования правоприменения начала в 2007 году в рамках исследовательского проекта по наблюдению за работой полиции в Казани. Это же исследование было повторно выполнено автором в 2012 году после инцидента в отделе полиции Дальний. До 2013 года работала старшим преподавателем в Казанском национальном исследовательском техническом университете, с 2013 года присоединилась к команде Института проблем правоприменения при ЕУСПб. Сфера научных интересов включает, помимо судов присяжных, правоприменительную практику в полиции, органах предварительного следствия, а также особенности юридической профессии в России.