Екатерина Ходжаева: «Бумагооборот не исчезнет, пока МВД действует как сверхцентрализованная структура»

 
29.11.2021
 
Институт проблем правоприменения
 
Екатерина Анисовна Ходжаева
 
Европейский в медиа

Социолог, научный сотрудник Института проблем правоприменения Екатерина Ходжаева рассказала порталу «Сигма», как устроена повседневность рядовых сотрудников российской полиции. Из чего состоит профессиональный мир сотрудников полиции? Какова структура и особенности низового подразделения? Чем вредна палочная система? 

Приводим отрывок из раздела «Образ полиции в медиа»:

 

Медиа рисуют негативный образ полицейского с точки зрения благополучного гражданина. В большинстве случаев полиция имеет дело с маргинальной средой: 60 процентов раскрытых преступлений совершены безработными людьми и лишь 20 процентов — трудоустроенными рабочими. Люди, с которыми обычно имеют дело полицейские, зачастую без образования, с алкогольной зависимостью и т. д. Полиция в отношении этих граждан часто злоупотребляет полномочиями именно потому, что они не имеют социальной поддержки, юридической помощи и доступа к ней. Во время первых задержаний на митингах в 2012 году, когда в целом благополучные люди массово попали в камеры содержания задержанных лиц в отделах полиции, они были шокированы, обнаружив там полную антисанитарию. Через какое-то время им выдали матрасы, обеспечили едой, и именно здесь произошел когнитивный конфликт: благополучные граждане не понимали, как в таких условиях можно содержать людей, а полицейские не понимали, почему задержанные оставались недовольными даже после обеспечения элементарными удобствами. В картине мира полицейских это были излишества.

Коррупция и насилие в полиции существуют, этого нельзя отрицать. Но мне важно доказать, что не все в полиции хотят пытать и грабить людей. Метафора гнилых яблок как никому выгодна самой полиции. Они не выпускают ссора из избы, но если информация о злоупотреблениях была опубличена, всегда можно сказать — это эксцесс исполнителя, не все из нас идеальны. Но я уверена, если мы разгоним всех полицейских и наймем новых, кристально чистых и светлых (где мы их таких возьмем — это другой вопрос), не изменив ни палочной системы, ни потогонных условий работы, ни бесчеловечного отношения к сотрудникам как шпунтикам и винтикам, от которых ничего не зависит, через два года мы получим ровно такую же полицию, как есть сейчас. Откровенно несогласные уйдут, конформные приспособятся. Если от сотрудников требуют бесконечное количество ненужных действий, вал показателей и раскрытий дел, то злоупотребление властными полномочиями или склонение к признанию вины фактически неизбежно.

Но есть, конечно, и негативные стимулы при самоотборе: сама система работает так, чтобы туда приходили или оставались те, кто готов мириться с несправедливостью и нарушениями. Наш любимый пример — это найм водителей в штат отдела полиции или полка ПСС. По правилам это должны быть не только молодые, отслужившие в армии, полные здоровья (первая группа) ребята, но и отменные водители, которым можно доверить патрульный автомобиль и — внимание!, — без административных штрафов за вождение. Где вы найдете такого? Сколько честных ребят не могут пройти этот фильтр. Но часто достаточно просто найти подход к тем, кто составляет справку о штрафах за вождение. Благо, что держателем этих данных является сама же полиция. И вот ты уже имеешь чистую историю водителя, и готов приступить к работе. Так система отбирает не самых честных, а умеющих искать лазейки.

 

Полная версия материала доступна на «Сигме».

Изображение: «Сигма»