Что почитать по STS? Выбор Андрея Кузнецова

 
20.06.2024
 
Центр исследований науки и технологий

В новой рубрике «Что почитать?» продолжаем делиться книгами, знание которых может пригодиться при поступлении на образовательный трек Центра. В этот раз своим выбором делится Андрей Кузнецов, кандидат социологических наук. 

1. Томас, Кун. Структура научных революций. Прогресс, 1977  (1962)*
Пожалуй, самая влиятельная книга по исследованиям науки в ХХ в. (если не считать «Науку в действии» Бруно Латура). Без этой книги современных STS либо не было вообще, либо они были совсем другими. Три самые интересные идеи книги таковы: 1) История науки — это не хронология и не исследование того, что было, а изучение природы научной практики через ее динамику. История и социология науки по сути неотделимы друг от друга; 2) Поведением ученых управляют не абстрактные формальные правила метода, а конкретные образцы успешных предшествующих исследований, которые выступают моделями или парадигмами для ученых в настоящем; 3) Рациональность ученых определяется не их критической позицией и открытостью всему новому, а напротив их способностью решать головоломки в узких рамках парадигмы и до поры игнорировать все, что в нее не укладывается. Пионеры современных STS дали этим тезисам очень разные и радикальные интерпретации, с которыми сам Кун, как правило, был не согласен. Но его мнение уже мало кого интересовало, открывшиеся возможности для исследования были важнее. 

2. Bruno, Latour. Aramis, or the Love of Technology. Harvard University Press, 1996 (1992)
Восхитительное интеллектуальное и художественное приключение! Латур рассказывает историю провала одной из самых захватывающих и радикальных городских инноваций — проекта персонализированного автоматического транспорта «Арамис» во Франции. Мир беспилотного транспорта мог наступить гораздо раньше. С 1969 по 1987 хайтек компании, министерства, муниципалитеты и другие крупные акторы вложили в «Арамис» огромное количестве денег, времени, сил и, наконец, … оставили его умирать. Кто убил «Арамис»? — таков центральный вопрос работы. Книга смешивает жанры детектива, романа воспитания и научного отчета, чем доставляет эстетическое удовольствие. Но, при всем этом, оно не перестает быть научным исследованием. Если вы хотите понять, что такое акторно-сетевая теория в действии, начните с этого шедевра!

3. Isabelle, Stengers. The Invention of Modern Science. University of Minnesota Press, 2000 (1993)
Исследовательница из Бельгии известна русскоязычному читателю, прежде всего, как со-авторка важной работы Ильи Пригожина «Порядок из хаоса». Но с тех пор Стенгерс не только покинула родное поле химии, но и изменила ландшафт философии науки. Эта книга — философская интерпретация STS, которая, в свою очередь, спровоцировала в них поворот к онтологии в дальнейшем. Исходная проблема работы такова: Почему концепция Куна (хотя привела в ужас многих философов) была встречена учеными позитивно, а конструктивистские исследования первой волны STS, напротив, вызвали у них много возмущения и негодования? Отвечая на этот вопрос, Стенгерс пытается выработать новый способ говорить о связи науки и политики в режиме смеха (!), а не критики или денонсации. В процессе она формулирует «шибболет», позволяющий различать хорошую и плохую науку на онтологических, а не эпистемологических основаниях.

4. Аннемари, Мол. Множественное тело. Гиле Пресс, 2017 (2000)
Супер-оригинальное исследование эмпирической философини из Нидерландов. Мол исследует диагностику и терапию атеросклероза нижних конечностей. Проза авторки элегантна, экспериментальна и трогательна одновременно. Это и располагает к книге читателя, и может создавать ложное ощущение простоты аргумента. За лаконичными и скромными формулировками стоит огромная эмпирическая работа, проведенная в ходе четырехлетней этнографии в одном из университетских госпиталей в Нидерландах. Но с помощью этнографии Мол пытается ответить на серьезные философские вопросы: Как говорить о множественности реальностей, онтологий, а не только точек зрения? Как открыть дискуссию об онтологической политике в медицине? Книга по праву считается символом онтологического поворота в STS.

* - здесь и далее в скобках указаны даты первых публикаций