24-26 марта факультет антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге провел пятую ежегодную конференцию студентов, магистрантов и аспирантов «Антропология. Фольклористика. Социолингвистика».
В этом году сильных тезисов, присланных на конференцию, оказалось меньше, чем в прошлые годы. Чтобы не снижать привычный уровень докладов, оргкомитет решил сократить их число. Прежде слушали свыше 30, на этот раз отобрали 23, а сама конференция заняла два дня вместо трех. Доклады сгруппировали в семь тематических секций: город, вещи, здоровье, этничность, медиа, миграция, язык.
Отметим несколько докладов с неожиданным содержанием и те, которые вызвали активную дискуссию.
Ксения Романенко, аспирантка Высшей школы экономики (Москва), выяснила, что жители Дербента оказались равнодушны к празднованию 2000-летия своего города, потому что за последнее столетие Дербент официально отмечал и свое 5000-летие, и несколько дат с двумя нулями на конце. Жители и без юбилеев помнят, что город древний, а кто и когда его основал, им не столь принципиально. На плакатах, украсивших Дербент к торжествам, история города начинается с Петра I, эстафету от которого принимает сразу президент Путины.
Татьяна Волковичер, аспирантка Института искусствоведения, фольклористики и этнологии НАН Украины, продемонстрировала, как распространение в конце XIX в. типографских образцов для вышивки крестиком отразилось на украинских рушниках: типовые фигуры на десятки лет закрепились в традиции и комбинировались вышивальщицами в разные сценки.
Ангелина Жукова, магистрант факультета антропологии ЕУСПб, рассказала о том, как дети встраивают виртуальной мир игры «Мишка Фредди» в свой реальный мир: виртуальная игра начинает обрамляться элементами подвижных игр. Она не устраняет подвижную игру, а дает для нее творческий материал.
Виктория Никулина, бакалавр СПбГУ, изучала изменение конфигурации общественных отношений в ауле памирцев-исмаилитов после того, как в 2005 г. в нем появились кассы взаимопомощи — Общинные Сберегательные группы. Изобретатели этой системы полагали, что, финансируя друг друга, памирцы смогут открывать новые бизнесы, однако средства пошли на бытовую технику и прочее демонстративное потребление. Богатые стали еще богаче, бедные — беднее, бизнес не расцвел, а расслоение увеличилось.
Диана Сатыбалдина, магистрант Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина (Екатеринбург), опросив трудовых мигрантов из Средней Азии, заключила, что из культурных форм досуга они предпочитают торгово-развлекательные центры, кинотеатры и ЦПКиО, в котором проводятся бесплатные массовые праздники, а не музеи и театры, хотя утверждают, что на родине в музеи и театры ходят. Дискутанты поставили под сомнение искренность утверждения респондентов о посещении музеев и театров на родине; а кроме того, отметили, что не-мигранты тоже предпочитают ТРЦ, кино и массовые праздники, а не музеи и театры.
Алексей Виняр и Екатерина Герасименко, бакалавры Высшей школы экономики (Москва), прочитали доклад с самым экзотическим названием: «Социолингвистическая вариативность дистрибуции вариантов постпозитивной частицы "-то" в говоре Устьянского района Архангельской области». Носители этого вымирающего северорусского говора добавляют к словам частицу /то/ в вариантах /ту/, /та/, /от/, /то/, /тъ/, но эта особенность в районе утрачивается. Исследователи пытались выяснить, у кого она утрачивается в первую очередь. Если бы речь шла об английском обществе, то население разбили бы на классы, но на какие классы разбивать недавних советских граждан? Поделили их по условной престижности бывшей профессии, и оказалось, что от частицы /то/ отказались самые престижные (административные работники) и самые непрестижные (уборщицы), а средние (колхозники) — нет. Стратификация не сработала: административные работники и уборщицы в данном случае — это один круг общения, а все остальные — другой, а престиж оказался ни при чем.
Кроме докладов, в ходе конференции преподаватели факультета прочитали две открытые лекции: И. В. Утехин — об этнографическом кино и о роли фотоаппарата и кинокамеры в изменение представления человека о мире, М. Л. Лурье — о городских граффити, их типах, авторах, адресатах и о влиянии, которое оказали на граффити-коммуникацию практики интернет-коммуникации. Записи доступны на youtube-калале ЕУСПб.
Рустам Фахретдинов