Лекция «Формирование социально-философской доктрины Николая Михайловского: 1860–1870-е годы»

Добавить в календарь 2021-03-26 16:00:00 2024-04-26 05:36:54 Лекция «Формирование социально-философской доктрины Николая Михайловского: 1860–1870-е годы» Description Белый зал (430) Центр практической философии «Стасис» info@eusp.org Europe/Moscow public
Дата:
26.03.2021
Время:
16:00
Зал:
Белый зал (430)
Организатор:
Центр практической философии «Стасис»
Спикер:
Андрей Тесля

26 марта в 16:00 состоится лекция Андрея Тесли «Формирование социально-философской доктрины Николая Михайловского: 1860–1870-е годы». Организатор встречи — Центр практической философии «Стасис».

Николай Константинович Михайловский (1842–1904) — один из наиболее известных и влиятельных русских публицистов последней трети XIX — начала XX века, идеолог «народничества», автор концепции, известной как «субъективная социология», в конце жизни — редактор журнала «Русское Богатство». При этом если его роль в истории русского общественного движения или литературно-эстетические взгляды изучены достаточно полно, то его общественная теория на протяжении последнего столетия редко становилась предметом специального анализа. С одной стороны, она оказывалась в тени более ранних теорий, имевших большое, в том числе и далеко выходящее за пределы Российской империи, значение, таких, как построения Герцена, Бакунина, Чернышевского и Лаврова, с другой — сокрушительно раскритикованный российскими социал-демократами в 1894–1901 годах, Михайловский воспринимался как фигура в теоретическом плане достаточно слабая.

В докладе будет предпринята реконструкция истории формирования социально-философских воззрений Михаловского, проанализировано их отличие от мысли П. Л. Лаврова. Особенное внимание будет уделено осмыслению Михайловским во второй половине 1860-х — нач. 1870-х дарвинизма, прежде всего с точки зрения выводов для социальной теории. В отличие от Лаврова Михайловскому присуще — сближающее его с Герценом — не-телеологическое понимание «прогресса» и интерпретация истории как закономерной, но свободной от жесткой детерминированности. В итоге взгляды Михайловского на общество, сложившиеся в конце 1860-х — первой половине 1870-х годов, интерпретируются как вполне последовательная и продуманная система, ответ на теоретические вызовы со стороны, во-первых, дарвинизма и попыток его непосредственного приложения к анализу общества, а с другой — в тесной взаимосвязи с первым — органицистских теорий общества. 

Вход на мероприятие свободный.

Изображение: Pixabay