Магистратура
Направление «Филология»

Слово и изображение: литература в ряду других искусств

Поступить
Срок обучения: 2 года
Мест: 15
Язык: Русский

О программе

В университетах много разных филологических программ, которые готовят специалистов по языку и литературе. Однако современные люди на равных оперируют визуальными и вербальными инструментами. Чтобы вы ни делали — вели свой блог, писали колонку для сайта, готовили выставку или собственный курс в престижном университете, вы должны уметь проиллюстрировать свой текст или прокомментировать изображение словами.

Не все учебные программы успевают за этими сдвигами в современном коммуникативном пространстве. Мы принимаем этот вызов и видим задачу в том, чтобы готовить специалистов будущего. Не так уж важно, есть ли у вас филологическое образование, гораздо важнее, чтобы у вас было достаточно интеллектуальной открытости и гибкости и чтобы вам было интересно размышлять о связях вербального и визуального в современном мире. Наша программа посвящена взаимоотношениям слова и изображения в интермедиальной и кросскультурной перспективе.

Узнать подробную информацию о ходе приемной кампании, а также подать документы вы можете здесь:

Обязательные курсы

Введение в визуальные исследования

Мы рассматриваем визуальные исследования как научную парадигму, сформировавшуюся в неразрывной связи с историей искусства. Значительная часть проблем и методов, востребованных в последние двадцать лет, была впервые сформулирована гораздо раньше, но по той или иной причине осталась невостребованной магистральными направлениями искусствознания. В рамках курса мы реконструируем «генеалогию» этих проблем и методов — от Kulturwissenschaft, истории образов и изучения «формул пафоса», впервые разработанных школой Варбурга, до «взгляда эпохи» Майкла Баксандалла, «картографического импульса» Светланы Алперс и «антропологии образа» Ханса Белтинга.

Вторая часть курса, так же, как и первая, основана на проблемно-историческом подходе. Мы рассматриваем феномены
«видения и визуализации» в связи с культурно-историческим контекстом, роль культурных, социальных и физиологических факторов в формировании особенностей индивидуальной перцепции. Мы проследим «генеалогию» соответствующих подходов, начиная с Эдгара Винда, Бернарда Смита и раннего Лео Штейнберга и заканчивая Роной Гоффен и Мартином Кемпом. Второе магистральное направление курса — связь визуальной культуры и визуальных исследований с точными и естественными науками, от Ньютона и Локка до нейроэстетики.

Академическое письмо

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с изучением основных методов и подходов к созданию академических текстов различных жанров (эссе, реферат, аннотация, рецензия и т. д.), редактированию научных текстов, оформлению библиографического описания и подготовки устного выступления. В задачи курса входит усвоение магистрантами базовых принципов создания письменных текстов академического характера; приобретение практических навыков в области создания письменных текстов академического характера, как учебных, так и исследовательских; формирование навыков самостоятельного проведения научных исследований, включающих в качестве инструмента анализ научных текстов и создание собственных.

Россия-Европа: механизмы культурного импорта в словесных искусствах

Дисциплина охватывает круг вопросов, посвященных основным проблемам в области компаративистики. Формирование представления о сущности сравнительного изучения явлений культуры позволяет выработать умение понимать закономерности и специфику культурного трансфера. Целью освоения дисциплины является ознакомление обучающихся с интеллектуальной историей как дисциплиной и формирование представлений о сущности компаративистики как науки. 

Слово и изображение: концепции и методы анализа

Курс емко и понятно излагает обширный методологический и понятийный репертуар, разработанный на стыке филологии и других гуманитарных дисциплин (философия, психология, социология и т. д). В рамках курса мы будем говорить о теории мимезиса и симулякра; словесной и изобразительной риторике; поэтике как системе описания и предписания; текстологии; топосах Э. Р. Курциуса, исторической семантике Лео Шпитцера, метафорологии Ганса Блюменберга и теории полей Пьера Бурдьё.

Феномен русского модернизма в социокультурной перспективе

Курс строится на проблемном подходе, в основу которого положены ключевые социокультурные феномены, определившие специфику искусства русского модернизма: «архаика» и «современность», урбанизм, кризисные явления в сфере этоса, техническая сфера и пр. В рамках курса слушатели обсуждают преломление соответствующих проблем в различных родах искусства и художественных медиумах. Подобный синтетический подход позволяет не только сформировать у слушателей системные знания о русском модернизме, но и представить их в контексте культурной истории.

Курс рассчитан на 28 аудиторных часов, включающих лекции и семинарские занятия, которые будут проходить в форме дискуссий по прочитанным научно-исследовательским и художественным текстам. Курс носит междисциплинарный характер и базируется на  гуманитарной подготовке, полученной слушателями в рамках бакалавриата по гуманитарным наукам.

Реализация гуманитарных проектов в международной среде

Будучи параллельным русскоязычным курсам, посвященным исследовательским и карьерным навыкам, данный курс охватывает базовые навыки — такие как использование первичных и вторичных источников, критическая оценка источников и текстов, организация данных, создание библиографий и т. д. В рамках курса обсуждаются цитирование и плагиат, копирайт на изображения и стоимость копирайта, академические соцсети, гранты и позиции. Обучение студентов навыкам исследования, заслуживающего того, чтобы представленным на конференции и в печати; помимо этого в рамках курса обсуждаются очень разные формы презентаций и публикаций, а также ожидания издателей и европейской и русской аудиторий на конференциях.

Новое искусство и эзотерические учения начала ХХ века: живопись литература, музыка

Задача курса — ознакомить студентов с основными парарелигиозными и паранаучными течениями европейской и мировой мысли, которые стали питательной почвой для формирования оригинального феномена русской культуры начала XX века (от символизма до авангарда). Попытки контрпросветительства и религиозной гетеродоксии рассматриваются в рамках культурной истории русского модернизма.

Курс рассчитан на 28 аудиторных часов, включающих лекции и семинарские занятия, которые будут проходить в форме дискуссий по прочитанным научно-исследовательским и художественным текстам. Курс носит междисциплинарный характер и базируется на  гуманитарной подготовке, полученной слушателями в рамках бакалавриата по гуманитарным наукам.

Архитектура как коммуникация

Цель курса — анализ архитектуры как сферы коммуникативного взаимодействия. Он построен как серия проблемных лекций и семинаров, посвященных актуальным сюжетам архитектурной коммуникации. Исследуются различные аспекты коммуникации через посредство архитектуры, «языки» зодчества, пространственные средства воплощения идеологий и оформления образа жизни. Студенты применяют навыки анализа памятников, полученные ранее, к «дешифровке» сообщений, транслируемых через постройку.

Основные сюжеты курса рассматриваются на материале исторической архитектуры и современной практики. При этом архитектура выступает как сфера, в которой взаимодействуют различные силы и акторы (государственные институты, социальные группы, профессиональное сообщество), как сфера репрезентации власти, политических программ, идеологий, культурных стереотипов и т. п.

Каждая тема включает постановку проблемы с использованием разнообразного архитектурного и исторического материала и семинарскую дискуссию (включая обсуждение текстов, предложенных студентам). Круг основных тем, рассматриваемых в курсе: здание как сообщение об историческом времени; архитектура и консюмеризм: зодчество межвоенного периода, ар деко; архитектура и политический контроль: «тоталитарная архитектура» — случай СССР и Италии; архитектура монументов: отчуждение трагедии; тело, пространство, размер в архитектуре XX века; архитектура и проблема национальной идентичности; архитектура и религия в XX — начале XXI века. Первая лекция посвящена введению в проблему коммуникации и отражению этой проблематики в ключевых текстах европейской архитектурной теории.

Цифровые гуманитарные науки / Digital humanities

В последние годы немалые суммы выделялись в виде грантов или других форм поддержки для проектов в сфере цифровых методов в гуманитарных науках. Американские и европейские фонды, дающие гранты, склонны поддерживать проекты, в которых есть цифровая составляющая. Существуют по меньшей мере два журнала, целиком посвященные цифровым методам в гуманитаристике; другие журналы регулярно посвящают целые номера этому предмету. И тем не менее само определение цифровых методов в гуманитаристике — а в особенности дигитальная история искусства — остается открытым для обсуждения. Сам термин широко используется и тем не менее плохо понимается. В рамках курса обсуждаются некоторые типы использования термина, а также соотнесенные с этим проблемы; кроме того, студенты знакомятся с тем, как цифровые методы уже применяются в истории искусства, а также получают представление о том, как они сами могут использовать их в своих собственных исследованиях и презентациях своих проектов.

Литература и идеология: от Полтавы до Севастополя

Дисциплина знакомит студентов с различными формами взаимодействия идеологического и литературного дискурсов на примере важнейших русских идеологических проектов XVIII — первой половины XIX века и их литературной рецепции, которая способствовала формированию культурно-символических моделей, значимых и для последующих эпох.

Феномен романтизма в кросскультурной перспективе

Дисциплина охватывает круг проблем изучения романтизма как идейного и художественного течения в европейской мысли конца XVIII — первой половины XIX века. Универсальность романтизма предполагает междисциплинарный подход, при котором предметом рассмотрения становятся явления из области литературы, изящных искусств, политической и религиозной мысли, а также из сферы социальной психологии и поведенческих стратегий. В рамках курса освещаются основные философские и эстетические предпосылки формирования романтического мировоззрения, магистральные проблемы и базовые концепты романтизма. Внимание уделяется значимым различиям в трактовке общих категорий романтического мировосприятия разными европейскими культурными традициями. Курс должен познакомить магистрантов с современными подходами к изучению культурной истории первой половины XIX века.

Морфология картины

Курс состоит из занятий, проводимых в галереях и хранилищах Государственного Эрмитажа и ориентирован на овладение навыками анализа изображения de visu, описания «технических» характеристик  изображения как объекта интерпретации (материалы основы, техники наложения пигментов, работа с поверхностью красочного слоя, проблемы сохранности). Вторая задача курса — практическое введение в область композиционного анализа, внутренняя геометрия регулярного поля изображения, работа художника с канонами и источниками, новации и соблюдение изобразительного этикета эпохи.

В качестве объектов анализа выбраны сюжетные композиции, картины и гравюры с 14 по 19 век. Занятия носят семинарский характер — половина времени отводится преподавателю, половина — выступлениям слушателей с анализом конкретного произведения (оценка за выступление — 80 % оценки за курса, активность слушателя на семинарах — 20 %).

Актуальные проблемы современного гуманитарного знания

В лекционном курсе освещается ряд вопросов, актуальных для современных исследований в области истории визуальных, словесных, исполнительских, зрелищных искусств, в других сферах гуманитарного знания. Курс включает обзор современного состояния гуманитарных дисциплин, в сфере которых находятся исследования и образовательные программы факультета истории искусств. Обсуждение актуальных проблем, стоящих перед исследователями, включает историко-генетический обзор соответствующей отрасли знания, экспозицию ее современного состояния, постановку исследовательских вопросов, их контекстуализацию, историографию (включая обзор новейших публикаций), рассказ об актуальных исследовательских методах и подробный разбор отдельных примеров по выбору лектора с демонстрацией того, как историк искусства выбирает и применяет актуальные методы и приемы анализа. Кроме того, на лекциях студентам будет представлена информация о важнейших научных мероприятиях (конференциях, семинарах) и периодических изданиях, посвященных избранным лекторам проблемам и соответствующим разделам гуманитарных наук.

История истории искусств

Курс рассматривает основные подходы к изучению истории искусства, сформированные в гуманитарном знании XIX–XX вв. В процессе лекционных занятий выясняются истоки искусствознания как дисциплины (XVI–XVIII в.), ее соотношение с художественными движениями и эстетическими учениями, ее институциональное оформление и исследуются главные методологические школы и практики (знаточество, иконография, формальный подход, иконология, социальная история искусства и др.). Специальное внимание уделяется дискуссиям между представителями различных методологий и примерам анализа великих произведений искусства различным исследовательским инструментарием.

Информационные технологии в научной проектной деятельности

Цель дисциплины — обучить магистрантов использованию новых информационных технологий в своей учебной и научной деятельности, показать возможности современных сервисов для поиска информации, а также помочь студентам ориентироваться в современном информационном пространстве.

В ходе изучения дисциплины студенты освоят различные электронные ресурсы и полнотекстовые базы данных, разовьют навыки работы с электронными изданиями, текстовыми редакторами, научатся оформлять библиографическое описание и обучатся основам визуализации данных. Теоретическая основа курса дополняется практическими примерами и заданиями для самостоятельной работы, составленными экспертами ЕУ.

Иностранный (английский) язык

Курс разработан в русле коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам. Его ключевым принципом является ориентация на овладение языком как средством общения в рамках жизненных ситуаций, актуальных для студентов. Особый упор в курсе делается на профессиональную коммуникацию: формируются навыки различных видов чтения (поискового, ознакомительного, просмотрового, аналитического), осуществляется обучение семантико-синтаксического и лексико-грамматического анализа текста и основам перевода текстов по специальности с иностранного (английского) языка на русский, развиваются навыки восприятия на слух монологической и диалогической аутентичной речи в профессиональной сфере, а также совершенствование навыков устной и письменной речи в рамках профессионального общения (в частности, умение сформировать основную идею сообщения, кратко изложить содержание текста).

Методика преподавания в высшей школе

Современная модель российского образования претерпевает значительные изменения. В ФГОС (Федеральном государственном образовательном стандарте) формулируется ряд новых требований. Ключевые изменения можно сформулировать так: не просто получить знания, но получить навыки. Но вопросы все те же: как научиться? Чему и зачем? В рамках Болонской системы распространения медиаобразования, дистанционного обучения — это приобретает новое понимание. Главная цель курса — познакомить с методиками преподавания в высшей школе в рамках стремительно меняющегося образовательного рельефа.

Курсы по выбору

Теории кино, ч. 1, ч. 2

Данный курс рассматривает теоретические подходы к кино с конца 19-го века до 1980-х годов. Основной проблемой курса является формирование кинотеории как особого поля со своей специфической проблематикой. Курс рассматривает основные этапы этого процесса. Столкнувшись с механическим репродуцированием еще в 19-м веке, европейская культура пыталась решить проблему того, является ли кино искусством. Решая эту проблему, ранняя кинотеория искала своего рода эстетическую добавку к чисто механическому удвоению (Красота и т. д.). В конечном итоге этот поиск привел к проблеме специфически кинематографической семантики. Разные семантические модели в области кинотеории и являются материалом курса — от актерски ориентированных подходов (фотогения Луи Деллюка и Жана Эпштейна, «видимый человек» Белы Балаша и т. д.) до монтажно ориентированных теорий (советская кинотеория 1920-х годов, семиотический подход Ролана Барта и Кристиана Метца и т. д.) и т. д. Курс состоит из лекций и семинаров, которые посвящены чтению и анализу теоретических текстов. Чтение для курса включает работы Луи Деллюка, Жана Эпштейна, Белы Балаша, «Произведении искусства в эпоху его технической воспроизводимости» Вальтера Беньямина, киноисследования Виктора Шкловского, Юрия Тынянова и Бориса Эйхенбаума, тексты Сергей Эйзенштейна, Андре Базена, Мориса Мерло-Понти и др.

История западноевропейского рисунка

Курс преследует своей целью создание у студента исторически последовательной картины развития и функционирования рисунка в Западной Европе от средних веков до середины ХХ века. Он строится на материале произведений мастеров западноевропейского искусства из коллекции Эрмитажа. В процессе курса, три четверти которого проходят в хранении Эрмитажа, студент вырабатывает представления о месте и значении рисунка в творческом методе западноевропейских художников и скульпторов, о различных техниках рисунка, о его функциях, о наиболее значительных коллекциях рисунка и истории их формирования. Студент приобретает навыки профессионального анализа и интерпретации конкретных произведений графики различных эпох. Особое внимание уделяется различению техник, пониманию их практических задач и умению определять и характеризовать индивидуальную манеру художника.

Социальная история западноевропейской гравюры Старых Мастеров

Курс является введением в проблематику социальной истории изобразительного искусства на примере истории европейской гравюры 15–18 веков. В хронологической последовательности рассматривается история искусства гравюры, начиная с анонимных мастеров Италии и монастырских граверов Нидерландов 15 века до деятельности голландских офортистов в России петровского времени. В число феноменов, которым уделяется особое внимание, входят эволюция гравировальных техник на дереве и на металле, особенности технологии, влияющие на структуру гравюры как произведения искусства, организация гравировальной мастерской, меняющиеся во времени отношения рынка, заказчика и художника, типы гравировальных предприятий, схема «инвентор — гравер — резчик литер — печатник — иллюминатор— продавец — покупатель», ранняя история коллекционирования гравюр в Европе.

Темы занятий включают историю BibliaPauperum как пример промежуточного феномена между книгой и станковой гравюрой; историю иллюминации ранней гравюры в Европе; священное и профанное: вотивная печатная графика и игральные карты; пилигримаж и искусство гравюры; практики визионерских путешествий по Св. Земле и визионерского вчувствования в тексты Священного Писания при помощи гравированных изображений; искусство граверов Немецких земель 15–16 веков и проблемы копирования гравированных изображений; гравированные изображения в контексте социально-конфессиональных конфликтов (братья Бехемы), судебные процессы над немецкими граверами эпохи Реформации; понятие копии и повторения в искусстве гравюры в Италии 15–16 веков; папский патронаж и папские репрессии против граверов; феномен «репродукционной» гравюры и история римского маньеризма; антверпенская школа граверов 16 века (издательский дом Плантенов и семейство Галле), Антверпен как европейский издательский центр; гравюра интернационального маньеризма и пражская школа при дворе императора Рудольфа II; структура репродукционного проекта Рубенса; организация рынка печатной графики в Голландии 17 века (случай Геркулеса Сегерса и случай Рембрандта); история коллекционирования гравюры в 17–18 веках; школа политического офорта Ромейна де Хооге и петровские граверы, голландские учителя и русские ученики; Библия Пискатора в русском художественном пространстве.

Теория и практика атрибуций произведений искусства

Содержание дисциплины посвящено проблеме установления авторства произведений изобразительного искусства преимущественно на материале западноевропейской живописи и графики от эпохи Возрождения до XVIII века. Основной целью освоения дисциплины является усвоение обучающимися знаний об истории и методах атрибуции произведений западноевропейской живописи и графики XV–XVIII столетий. В рамках курса предполагается познакомить учащихся с основными методиками технологического анализа памятников живописи и графики. Важнейшей частью курса является создание у магистрантов представления о месте и значении атрибуции в реальной исследовательской работе, проводимой на материале старого европейского искусства. Прагматической задачей курса является развитие у магистрантов навыков самостоятельного профессионального анализа, позволяющего оценивать степень достоверности предполагаемого авторства отдельных произведений живописи и графики и овладение магистрантами профессиональной терминологией.

История коллекционирования, ч. 1, ч. 2

Изучение коллекционирования представляет собой междисциплинарный подход к истории искусства, его восприятию и использованию. Данный курс задает студентам вопрос «Что такое коллекционирование?» и находится на пересечении с другими проблемами современных исследований в области истории искусства: знаточество, вкус, провенанс, артрынок, искусство как объект инвестиций, коллекционирование как перформативность и самоэкспонирование. Курс должен дать студентам представление о новых подходах к вкусу и коллекционированию, включая некоторые количественные методы, используемые на практике, — некоторые из них более детально рассматриваются в курсе «Цифровые методы в искусствознании».

Современное искусство: из истории идей, направлений и институтов, ч. 1, ч. 2

Курс ставит своей целью анализ ключевых художественных, философских и институциональных вопросов, формирующих «повестку дня» современного искусства, определяющих его границы и интенции в последние 50–70 лет. Каждая лекция курса структурирована таким образом, чтобы, отталкиваясь от анализа определенной работы, перейти к анализу более общих проблем истории идей, понятий, направлений и институтов современного искусства. На семинарских занятиях рассматриваются хрестоматийные критические тексты, поднявшие наиболее актуальные вопросы современного искусства.

Архитектура и общество. Актуальные проблемы теории и практики архитектуры

На семинаре студенты анализируют актуальные сюжеты из современной архитектурной практики и градостроительства, а также социальные практики, связанные с архитектурой. В течение семестра каждый студент готовит доклад на одну из предложенных тем или по собственному выбору. Итоговая оценка за курс складывается из оценки доклада и активности в семинарах.

Темы, предлагаемые к обсуждению, делятся на три группы: 1. Архитектура и образ жизни. Социальные задачи зодчества и современный опыт их разрешения (напр., архитектура потребления: торговые центры и шопинг-моллы; современные приемы решения библиотек, образовательных институций, концертных залов, метрополитена; современное массовое жилищное строительство и программы социального жилья; архитектура и планировка малых городов и моногородов). 2. Архитектура и история (напр., мировая практика внедрения современной архитектуры в контекст исторического города; основные идеологии реставрации сегодня; современная рецепция модернистского архитектурного наследия и его охрана). 3. Архитектура как профессия (напр., современный проектный инструментарий; архитектурная школа: сравнение российской и западной практики; архитектурные премии в России и мире; архитектура бывших советских республик).

В семинар также приглашаются сторонние спикеры — историки архитектуры, архитектурные критики, редакторы архитектурных журналов, практикующие зодчие, урбанисты, социологи. Предметом обсуждения также становятся актуальные события (напр., выставки и конкурсы), важные публикации и фильмы об архитектуре.

Актуальные проблемы Северного Возрождения барокко

Курс посвящен кругу художественных явлений в искусстве Германии и Нидерландов XV–XVI веков, ставших за последние два десятилетия предметом наиболее острых дискуссий в искусствоведческой литературе. Прежде всего, речь идет о крупнейших мастерах названного периода, чье творческое наследие подверглось критическому пересмотру и переосмыслению. К ним относятся, в частности, Рогир ван дер Вейден, Петрус Кристус, Иероним Босх, Лукас Кранах Старший, Ян Госсарт, Питер Брейгель Старший — художники,  творчеству которых  в последние годы были посвящены интернациональные выставочные и исследовательские проекты.

Тесно связанный по своей задаче с предыдущим, данный курс знакомит с новейшими открытиями и основными направлениями научных исследований в сфере изучения искусства Голландии и Фландрии XVII века. Речь идет о таких подвергшихся принципиальному пересмотру за последние два десятилетия темах, как творчество Хендрика Голциуса и мастеров «Харлемской академии», живопись северных караваджистов, искусство Цезаря ван Эвердингена и голландских «классицистов» середины столетия. Особенное внимание уделяется итогам продолжающихся (но близких в настоящее время к завершению) коллективных проектов по созданию полного, критически пересмотренного корпуса произведений Рубенса и Рембрандта.

 

Образ Запада в русской культуре

Цель этого интердисциплинарного курса — осветить широкое поле проблем, связанных с восприятием Запада в русской культуре конца XVII–XIX столетий, рассмотреть представления о Западе как в массовом русском сознании (на основании данных фольклористики, истории и социологии), так и в русских письменных (печатных) текстах. Задачей курса является ознакомление слушателей с современным состоянием изучения феномена Запада в русском менталитете в том виде, в котором он отразился на процессе длительного и болезненного процесса русской самоидентификации. «Образ Запада» предстает как противоречивый и многозначный ментальный конструкт, зависимый от фундаментального представления русских о месте России в европейском сообществе и, одновременно, являющийся важнейшим инструментом создания этого представления.

В курсе анализируются тексты, в которых русские дают противоположные оценки отношениям «Россия—Запад», от восхищения Западом, типичного для просветительского сознания, которое расценивало Россию как часть культурного пространства Европы, до произведений тех мыслителей, которые настаивали на специфичность особого русского пути и рассматривали иностранцев как враждебных чужаков (других). Анализируются отчеты о путешествиях, письма, художественная проза — тексты А. А. Матвеева, П. А. Толстого, Д. И. Фонвизина, Н. М. Карамзина, Ф. И. Глинки, П. Я. Чаадаева, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, В. Ф. Одоевского, А. И. Герцена, И. В. Киреевского, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Еврейский текст в русской и советской культуре. Ч. 1, 2

Еврейская светская культура появляется только в 1860-х годах и быстро становится интегральной и весьма успешной частью российского, а потом советского культурного процесса. Разговор о еврейской культуре в российском и советском контекстах позволяет проблематизировать границы национального в литературе и искусстве, связь национальной культуры с языком, идеологиями, политикой, историческими событиями. В рамках курса будет дан краткий обзор истории еврейской культуры от разделов Польши до конца правления Сталина. Далее курс будет представлять собой набор конкретных примеров, иллюстрирующих развитие еврейской литературы, театра, кинематографии, изобразительного искусства, фотографии, музейного дела. Особое внимание будет уделено еврейской визуальной культуре, которая стала наиболее успешным и влиятельным репрезентантом еврейской культуры в целом.

 

Фотография: история, теория, методология исследования

Фотография — феномен, место которого в современной культуре важно в той же мере, в которой сам он, этот феномен, плохо поддается четкому определению привычными методами, требуя подчас изобретения новых теоретических инструментов. В свою очередь, попытки представить развитие фотографии в исторической перспективе обнаруживают несостоятельность привычных теоретических моделей: в научной литературе все больше принято говорить об «историях фотографий», чем о некой единой и всеобщей «истории фотографии». Одна из задач данного курса — охарактеризовать разнообразие научных подходов и методологий в исследовании фотографии и ее истории. Вместе с тем курс задуман и как пространство для дискуссии и для совместного поиска подходящих для исследования фотографии (и фотографий) теоретических рамок.

История архитектурных теорий

Курс представляет собой краткий обзор истории архитектурной теории от Витрувия до наших дней. Как архитектуры мыслят о собственном предмете? С помощью каких категорий и понятий строится разговор об архитектуре? Какие профессиональные и социальные ценности архитекторы и теоретики зодчества связывают со зданием и как исторически изменчивые идеологии и практики проектирования определяют пути воплощения этих ценностей? Какие понятия и ценности архитектурная мысль наследует из поколения в поколение, а какие приходят с каждой новой исторической эпохой? Как меняется представление о задачах архитектора и о социальных функциях строительства? Как устроены классические архитектурные тексты и что их устройство говорит о восприятии своей области профессионалами? Как отделить инструментальное содержание текстов от риторического оформления? Как практика авторов главных текстов в истории архитектурной профессии соотносится с их теориями? Как манифесты архитекторов 20 века представляют актуальные задачи и будущее архитектуры и как это воображаемое будущее воплотилось в реальности? Эти и другие вопросы обсуждаются на материале главных архитектурных сочинений прежде всего классической традиции, комментариев к ним, общих трудов по истории архитектурных теорий, исследовательской литературы.

Литература и кино

Курс рассматривает разные аспекты взаимоотношений литературы и кино с конца 19-го по конец 20-го века. Курс состоит из трех основных частей. Первая часть — рецепция раннего кино русской литературой (главным образом поэзий рубежа веков). Эта часть также включает лекции и семинары, посвященные некоторым выдающимся писателям, интересовавшимся кино (Андрей Белый и кино 1900-х гг; Михаил Кузмин как зритель кино немецкого экспрессионизма; «Камера обскура» Владимира Набокова и кино). Второй раздел курса посвящен работе писателей для кинематографа (Юрий Олеша и «Строгий юноша» Абрама Роома; Юрий Тынянов как теоретик кино и киносценарист в «СВД» и «Поручике Киже»). Третий раздел — экранизации литературных текстов (рассказы Чехова в советском кино 1950-1960-х гг.; «Смерть в Венеции»: Томас Манн и Лукино Висконти). Тема последнего семинара — литературные цитаты в кино (фильмы Алексея Германа).

Мемуаристика и эпистолография

Дисциплина охватывает круг проблем изучения источников личного происхождения (эго-документов) — мемуаров, писем, дневников, автобиографий, рассматриваемых как специфические носители исторической и культурной информации, на пересечении двух сосуществующих в современной науке методологических подходов. В рамках первого источник личного происхождения оценивается с точки зрения критики и верификации его достоверности. Второй подход основывается на идеях «лингвистического поворота», развитых Хейденом Уайтом, когда интерпретация эго-документа осознается как «интерпретация интерпретаций». Еще один аспект изучения источников личного происхождения связан с их пограничным положением между сферой повседневности и литературой. Эго-документ является для литературы своего рода резервуаром жанровых форм и дискурсивных практик и, вместе с тем, не теряя непосредственной связи со сферой быта и сугубо личного опыта, может осознаваться культурным сознанием эпохи как литературное и эстетическое явление.

Социальная история литературы

Дисциплина охватывает круг проблем литературной социологии, рассматриваемых на материале русской литературы XVIII — первой половины XIX века в двух традиционно выделяемых аспектах. Первый связан с методологическим подходом, в рамках которого литературное произведение анализируется через общественные и идеологические контексты как возможность представления в условной форме социальных отношений, а способы самоидентификации писателя в литературном поле, его взаимоотношения с читателем и сам репертуар читательского спроса рассматриваются как отражение социальных процессов и механизмов трансформации общественного сознания. Второй аспект социальной истории предполагает исследование практик и посредников, определяющих механизмы взаимодействия литературной системы с социальной системой общества (литературные институции, журналистика и критика, книгоиздание и книготорговля, системы социальной поддержки и идеологического контроля). Хронологические рамки курса ограничены временем формирования в России литературного поля европейского образца, периодом, к концу которого определились основные национальные особенности трансформации ценностной западноевропейской модели.

Литература и фотография

Курс имеет междисциплинарный характер и посвящен проблемам взаимодействия фотографии и литературы, преимущественно на материалах русской литературы середины XIX — конца XX века. Основной целью курса является знакомство слушателей с актуальными вопросами взаимоотношения визуального и вербального в искусстве. В рамках курса будут рассмотрены особенности передачи фотографической визуальности в художественном тексте, специфика фотопортрета в литературе, топос «реальности» в этих видах искусства, чтение фотографии как литературная практика и как зрительский опыт, феномен «гибридных» текстов, объединяющих визуальное с вербальным. Важной частью курса является освоение слушателями методологии исследования «фотографического» в литературе. В ходе семинарских занятий студенты анализируют научно-исследовательскую литературу по актуальным проблемам данного направления и литературные произведения, сюжетообразующим элементом которых является «фотографическое».

Социальная история искусств: методы и подходы

Семинарский курс рассматривает историю и взаимосвязь разных традиций, методов и подходов, которые в искусствознании обозначаются одним и тем же термином «социальная история искусства». На данный момент границы и критерии того, что является социальной историей искусства, все больше размываются и становятся противоречивыми. Но в рамках семинара выделяются два исторически обозримых течения, которые в искусствоведческих текстах именуются одинаково — «социальная история искусства», хотя у них разные методологические основания. В первом случае  условное «методологическое» ударение делается на слове «социальная», и генетически это течение связано с марксистской историей искусства; во втором случае — на слове «история». Оба течения заявляют о себе в англоязычной литературе в одно и то же время, в 1940-х годах. Со временем под «социальной историей искусства» стали также пониматься возникшие в контексте этих двух течений различные исследования художественных институций, практик посредников, влиявших на процесс образования и профессионализации художников, создания произведений искусства, их легитимации и дальнейшего обращения в обществе на различных исторических этапах. Знакомя студентов с ключевыми сюжетами и аспектами западной традиции социальной истории искусства, курс увязывает их с важными отечественными прецедентами. 

Принципы анализа фотографии

В ходе лекционно-семинарского курса студенты знакомятся с научным инструментарием, применяемым в междисциплинарной области исследований фотографии (photography studies). Задача курса — структурировать знание об основных существующих методах анализа фотографий и о специфике применения этих методов для разных исследовательских целей. Семинарские занятия посвящаются обсуждению текстов исследований (на русском и на английском языках), являющих собой примеры применения конкретных методов анализа фотографии. Курс является междисциплинарным и может быть интересен студентам разных факультетов. Важной частью курс является практическое применение изучаемых методов и подходов в работе с фотоколлекциями и отдельными фотографиями: обучение на данном курсе включает в себя работу над исследовательским текстом, презентация исследования делается на занятиях.

Стоимость обучения

ЕУСПб — частный вуз, учеба в котором по закону не может быть бесплатной.
Однако мы предоставляем скидки на оплату обучения (95 %) и стипендии на основании рейтинга. Рейтинг составляется по результатам вступительных испытаний и пересматривается после каждой сессии.

Олимпиада «Литература в ряду других искусств»

24 апреля 2021 года факультет истории искусств проводит олимпиаду «Литература в ряду других искусств». В олимпиаде могут принимать участие студенты старших курсов бакалавриата и специалитета, независимо от направления обучения, а также выпускники высших учебных заведений, независимо от гражданства. Баллы, полученные участниками олимпиады, могут быть засчитаны в качестве баллов за письменный междисциплинарный экзамен вступительных испытаний для поступающих на обучение на факультет истории искусств АНООВО «ЕУСПб» по направлению подготовки 45.04.01 Филология.

Олимпиадное задание состоит из двух блоков и включает развернутый ответ на одну из предложенных тем / вопросов и развернутый комментарий / интерпретацию предложенной цитаты или изображения. Олимпиада проводится на русском языке, формат проведения — дистанционный (на платформе Zoom или аналогичной ей).

Желающие принять участие в олимпиаде должны направить заявку до 16 апреля 2021 года включительно по электронной почте на адрес wordandimage@eu.spb.ru. Более подробную информацию, форму заявки и сопроводительные документы можно найти в Положении об Олимпиаде.