Магистратура
Направление «Антропология»

Культурная антропология

Поступить
Срок обучения: 2 года
Мест: 18
Язык: Русский

О программе

Факультет антропологии ЕУСПб является одним из первых в России центров, в которых подготовка специалистов по культурной антропологии организована с учетом всей совокупности теоретических и практических достижений, характерных для современного состояния антропологии в мире.

Специфика программы во многом связана с необходимостью включить молодых российских ученых-антропологов в мировое научное сообщество и, соответственно, предполагает владение языком современной антропологической науки и методами исследования, а также знание ключевых проблем антропологических исследований.

Ряд курсов представляет результаты научно-исследовательской работы преподавателей и не имеет аналогов ни в России, ни за рубежом.  

Выпускники программы овладевают навыками ведения полевой работы и самостоятельного антропологического исследования, необходимыми знаниями в области современных проблем культурной антропологии, этнологии и сопредельных гуманитарных и общественных наук, а также специфическими для антропологии методами анализа.

Узнать подробную информацию о ходе приемной кампании, а также подать документы вы можете здесь:

Обязательные курсы

Введение в культурную антропологию

Данный курс преследует несколько целей:

⋅ дать слушателям необходимые знания об истории и теории культурной антропологии;
⋅ познакомить с методологией антропологического исследования культуры;
⋅ показать возможность разных подходов к интерпретации этнографических фактов;

Курс ориентирован на ознакомление слушателей с базовыми понятиями антропологии, эволюцией представлений об объекте и предмете этой научной дисциплины.

Обсуждаются вопросы соотношения антропологии с этнографией, социологией, историей. Особое внимание уделяется рассмотрению представлений о пространстве и времени, символике объективированных форм культуры. В частности, обсуждаются актуальные вопросы изучения городской культуры, символики дома, предметного окружения человека, особенности кулинарной культуры и др. сюжеты.

Основы академического письма и этнографические источники

Этот курс представляет собой цикл семинаров, посвященных академическому письму и этнографическим источникам. Он ставит задачей на практических примерах познакомить слушателей с особенностями организации научного антропологического текста и русского научного письма в целом. Темы курса касаются не только методики создания научного текста разных жанров (научного эссе, аналитического доклада, аннотации, реферата, научной статьи, магистерской диссертации), но и содержательных аспектов исследования — в том числе формулировки задач исследования и исследовательского вопроса, аргументации своего подхода и обоснования темы исследования. Источниковедческая составляющая семинара необходима для того, чтобы слушатели могли ориентироваться в различного рода источниках этнографической информации. С этой целью каждый слушатель должен подготовить доклад по одной из тем этнографического источниковедения.

Классика отечественной и зарубежной антропологии — 1, 2

Курс состоит из двух частей и предлагает обзор развития антропологии от середины 19 до конца 20 века. В заключение рассказывается о периоде формирования представлений о культурном разнообразии человечества в 16 — начале 19 века.

Развитие антропологии определялось разнородными факторами: особенностями английской, французской и немецкой интеллектуальных традиций; взглядами отдельных исследователей, их влиянием друг на друга; нараставшей специализацией в науках о человеке вообще (отделение археологии от антропологии) и в пределах самой антропологии (яркий пример: сосуществование неоэволюционизма и психологизма в американской антропологии 1930–50-х годов); изменением исторической ситуации на протяжении 19–20 вв. Ключевой фигурой, надолго определившей развитие американской, а тем самым и мировой антропологии, предстает Франц Боас. История идей и история науки рассматриваются как достаточно независимые процессы (великие полевые исследователи и организаторы науки не всегда были великими теоретиками и наоборот). Курс иллюстрирован этнографическими материалами, картами и пр.

Фольклористика

Курс посвящен, во-первых, традиционному фольклору, т. е. словесности в записях XVIII — нач. XX вв. (более новые явления привлекаются иногда для сравнения), во-вторых, мифологии на материале засвидетельствованных или реконструированных (как славянская) мифологических систем и текстов. Базовые понятия и термины мифологии и фольклористики рассматриваются в контексте главных направлений этих наук (в основном — фольклористики, т. к. мифологические теории рассматриваются в антропологических курсах), господствовавших в течение XIX–XX вв., от мифологической школы до структурализма.

Более новые методы и подходы слушатели узнают в нескольких спецкурсах других преподавателей, но без этой основы, «традиционной» и по материалу, и по методам, изучение фольклора любыми методами обречено на бесплодный дилетантизм. Общий обзор системы жанров — прежде всего в русском фольклоре, во втором семестре сменяется более углубленным изучением отдельных жанров: сказки, былины, мифа. На этом материале слушатели должны познакомиться с некоторыми практическими приемами анализа фольклорно-мифологического материала.

Методы полевой этнографической работы — 1, 2

Курс состоит из двух частей.

Курс знакомит с основными методами полевого этнографического исследования. Задача курса — дать слушателям возможность попробовать целый ряд методов на практике, на собственном опыте, с тем, чтобы они могли в дальнейшем более осмысленно выстраивать методологию своего главного исследовательского проекта. Отдельные занятия посвящены доступу в поле и возможным ролям исследователя, документированию полевых материалов, этическим аспектам этнографической работы, а также различным источникам данных, таким как наблюдение и включенное наблюдение, интервью, в том числе биографическое интервью, систематическое самонаблюдение. Курс состоит из лекций, семинаров и практических занятий с обсуждениями результатов практических заданий. По итогам курса студенты должны выполнить самостоятельный курсовой проект, оценка за который определяет 40 % общей оценки за курс.

Введение в социальную антропологию

Цель курса — познакомить слушателей с основными понятиями и категориями социальной антропологии. В курсе можно условно выделить три части. В первой рассматривается специфика антропологического подхода к изучению основных форм социальной организации (семья, род, племя, поколение, субкультурные образования и др.). Во второй излагаются взгляды антропологов на принципы изучения таких явлений, как ритуал, системы родства, представления о теле и телесности. Рассматриваются особенности возрастной стратификации и гендерных идентичностей в различных культурных традициях. В третьей части внимание уделяется таким направлениям социальной антропологии, как медицинская, политическая и экономическая антропология.

Лингвистическая антропология

Задача курса — сформировать представление о лингвистической антропологии как о дисциплине, в рамках которой язык рассматривается через призму ключевого антропологического концепта культуры. В рамках этого подхода язык рассматривается как культурный ресурс, а говорение — как действие, как культурная практика. Смысл высказывания формируется в результате совместной деятельности коммуникантов, а значение выводится из «употребления, неправильного употребления или неупотребления языка, из различных форм, регистров и стилей» (W. Foley).

Курс формирует у слушателей представление о лингвистической антропологии как об интерпретативной дисциплине, обращающейся к языку для того, чтобы обнаружить скрытые в нем культурные смыслы. Это один из базовых курсов, читаемых в течение всего семестра, он включает как лекционные занятия, так и семинары с небольшими письменными работами, докладами и презентациями. Итоговое задание предполагает написание эссе.

Иностранный (английский) язык

Курс разработан в русле коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам. Его ключевым принципом является ориентация на овладение языком как средством общения в рамках жизненных ситуаций, актуальных для студентов. Особый упор в курсе делается на профессиональную коммуникацию: формируются навыки различных видов чтения (поискового, ознакомительного, просмотрового, аналитического), осуществляется обучение семантико-синтаксического и лексико-грамматического анализа текста и основам перевода текстов по специальности с иностранного (английского) языка на русский, развиваются навыки восприятия на слух монологической и диалогической аутентичной речи в профессиональной сфере, а также совершенствование навыков устной и письменной речи в рамках профессионального общения (в частности, умение сформировать основную идею сообщения, кратко изложить содержание текста).

Информационные технологии в научной проектной деятельности

Цель дисциплины — обучить магистрантов использованию новых информационных технологий в своей учебной и научной деятельности, показать возможности современных сервисов для поиска информации, а также помочь студентам ориентироваться в современном информационном пространстве.

В ходе изучения дисциплины студенты освоят различные электронные ресурсы и полнотекстовые базы данных, разовьют навыки работы с электронными изданиями, текстовыми редакторами, научатся оформлять библиографическое описание и обучатся основам визуализации данных. Теоретическая основа курса дополняется практическими примерами и заданиями для самостоятельной работы, составленными экспертами ЕУ.

Курсы по выбору

Антропология города

Курс знакомит студентов с историей развития городской антропологии, с теоретико-методологическими находками и тупиками этой относительно молодой науки; с основными областями и направлениями антропологического изучения города; с антропологическими подходами и методами в городских исследованиях и теми возможностями, которые они дают; с «городскими» темами в сопредельных гуманитарных дисциплинах (социология, культурная география, фольклористика, лингвистика и др.).

Среди тем, затрагиваемых в курсе:

Миграционные процессы и мигрантские сообщества в городе. Город и бедность. Городские сообщества и городские субкультуры. Пространство города: структура, конструирование, освоение. Городская политика. Право на город и борьба за город. Культуры городов. Мифология, фольклор и топонимика города. Образ города и его репрезентации. Брендинг и туризм. Город и вопросы изучения локальных идентичностей. Помимо лекций и семинарских обсуждений концепций, методик и отдельных исследовательских кейсов, в рамках курса каждый студент проводит небольшое самостоятельное исследование и представляет его аудитории курса. Эссе по результатам этого проекта является основной зачетной работой по курсу.

Введение в изучение Сибири и Севера

Коллективный курс «Введение в изучение Сибири и Севера» («Север-1», «Север-2» и «Север-3») вводит слушателей в новую область исследований: изучение современной жизни Сибири и Севера с позиций социальных наук. Курс является необходимым этапом подготовки специалистов-антропологов по регионам Севера и Сибири и позволяет получить сведения по различным аспектам истории, географии, демографии, экономики, социальной антропологии и современной повседневности этого обширного и важного региона.

Курс ориентирован преимущественно на описание современности, однако включает и краткое археологическое и историческое введение. Курс состоит из лекций и семинаров; основное содержание семинаров — коллективное обсуждение заранее прочитанной литературы по социальным аспектам изучения Севера. Для семинаров отобраны книги и статьи, которых специалист по Северу «не имеет права не знать».

В первой части курса («Север-1») слушатели получают общее представление о регионе, особенностях его изучения, истории североведения, читают и обсуждают базовые работы из числа социальных исследований Севера.

Во второй и третьей части («Север-2» и «Север-3») изучение региона строится через анализ тем, которые либо важны для Севера в целом, либо получили теоретическое развитие на анализе «северных» кейсов. Кроме того, мы обсуждаем актуальные исследовательские проекты, проводимые в том числе и сотрудниками Центра социальных исследований Севера ЕУ СПб.

Антропология религии — 1, 2

Курс состоит из двух частей.

Курс посвящен базовым проблемам антропологического изучения религиозных культур методами социальных и гуманитарных наук. В ходе курса обсуждаются основные теоретические подходы к исследованию религии, в первую очередь в социологии и антропологии XIX — начала XXI века. Специальное внимание уделяется рассмотрению эпистемологических и методологических вопросов, которые вставали перед учеными в прошлом и определяют современное состояние данного исследовательского поля на данный момент. Основная цель курса — научить слушателей тому, как формулировать перспективы для собственного реального или потенциального исследования в контексте имеющихся дисциплинарных традиций и, не в последнюю очередь, как определять свою собственную позицию по отношению к типичным вызовам со стороны эмоционально трудного поля, а также корпоративных этических установок и этикета.

Антропология миграции и транснационализм

Тема миграции стала сегодня одним из наиболее общественно и политически значимых вопросов в России и в мире. Одновременно тема миграции становится важным элементом современных теоретических размышлений о том, что такое общество и человек, государство и его границы, современность и традиции. Курс по антропологии миграции направлен на изучение ведущих концепций и историографии, освоение методики и практических навыков исследования. Его задачей является изучение основных направлений и подходов миграционных исследований, а также анализ политических практик и общественной риторики, связанных с публичным обсуждением и регулированием миграции. Отдельное внимание уделено транснационализму как одному из популярных в последние десятилетия теоретических подходов к изучению миграций в антропологии.

Медицинская антропология

Каждое общество сталкивается с состояниями тела и психики, которые нуждаются в специальной интерпретации: боль, физические нарушения, психические расстройства, роды, старение, смерть. В этом смысле каждое общество стремится провести границу между нормальным и аномальным состояниями, между «здоровьем» и «болезнью». Каждая культура вырабатывает свои способы обращения с этими состояниями и конструирует принципы заботы о теле и о себе на основании своих представлений о чистоте и грязи, телесных границах, этиологии отклонений и болезней. Понимание конфигураций здоровья и болезни не только социально обусловлено, но и культурно, и исторически изменчиво. В рамках данного курса будут обсуждаться ключевые сюжеты из области классической медицинской антропологии, а также будут затрагиваться некоторые тенденции современных исследований.

Предполагается рассмотреть следующие темы: идеологии телесности и социальные контексты гигиенических практик; представления о здоровье и болезни и практики лечения в различных культурах; производство медицинского знания и вопросы медицинской власти; системы медицинского знания (от гуморальной теории до современной биомедицины), их история, взаимодействие и конкуренция; социально-конструктивистский и феноменологический подходы к изучению инвалидности и инвалидизации; безумие и душевные болезни в кросс-культурной перспективе, психиатризация и антипсихиатрия; репродуктивная медицина и гендерные аспекты здоровья и болезни.

Социолингвистика и социология языка

В курсе рассматриваются основные аспекты функционирования языка в обществе. Язык для социолингвистики является не абстрактной лингвистической системой, а некоторым ресурсом, которым люди пользуются по-разному в зависимости от своих потребностей и задач в самых различных ситуациях. Более того, изучая язык в социальном аспекте, можно многое узнать не только о языке, но и о людях, его использующих, и об обществе в целом.

Курс состоит из трех частей: «Вводная часть», в которой студенты знакомятся с основной проблематикой социолингвистики, ее историей и терминологией; «Вариационная социолингвистика», посвященная основным аспектам функционирования языка в коммуникации; «Макросоциолингвистика», в рамках которой вопросы языка и общества рассматриваются с точки зрения более общих социальных процессов.

Курс предполагает близкое знакомство с различными методами социолингвистических исследований, активную самостоятельную работу студентов (еженедельные письменные задания, индивидуальные и коллективные презентации, участие в экспериментах, рецензирование работ коллег) и подготовку в качестве итоговой письменной работы проекта самостоятельного социолингвистического исследования.

Политическая антропология

Курс описывает изменения в научных представлениях об эволюции социально-политических структур, ставшие результатом последних десятилетий исследований. В курсе будут освещены основные открытия, которые привели к новым представлениям в области антропологии власти и в истории потестарно-политического аспекта человеческих обществ на протяжении последних 15 000 лет. Лекции опираются на археологические материалы Старого и Нового Света. Некоторым явлениям, наблюдаемым на историческом материале, нет современных этнографических параллелей. Вариативность форм социальной организации оказалась куда более значительной, чем было принято считать раньше; более сложными и разнообразными выглядят сегодня и траектории развития сложных политических структур. Граница между догосударственными и ранними государственными образованиями сложных обществ Старого и Нового Света весьма условна.

В курсе студенты познакомятся с главными моделями организации человеческих коллективов, реализованных в период от зарождения производящей экономики до возникновения крупных государств, а также понятиями потестарно-политической антропологии («вождество», «раннее государство», «первобытность», «среднемасштабное общество», и пр.) и смогут сформировать собственную позицию по отношению к разным системам подобных категорий.

Язык и власть

Цель курса «Язык и власть» заключается в том, чтобы дать представление о взаимосвязи власти, идеологии, контроля и языка в обществе. Эта взаимосвязь рассматривается как одна из дисциплин в рамках лингвистической антропологии и социолингвистики. Проявления этой взаимосвязи анализируются как на макроуровне (социальные институты), так и на микроуровне (межличностная коммуникация). Главное внимание уделяется анализу возможностей использования языка, с одной стороны, для достижения своих целей в процессе межличностного общения, а с другой стороны, в политике, средствах массовой информации, в рекламе. На материале различных языков показываются возможности того, как в структуре языка может отражаться социальный дейксис, характерный для обществ с разными типами социальной организации. В основе курса лежат теоретические положения, содержащиеся в трудах М. Фуко и П. Бурдье. Значительное место в рамках курса отводится основам критического анализа дискурса.

Неклассический фольклор

Курс представляет собой введение в антропологические исследования городских локальных текстов и локальных идентичностей. В рамках курса обсуждаются следующие вопросы: каковы типические элементы актуального для жителей знания о «своем» городе? как это локальное знание дифференцируется в различных сегментах городского социума? какую роль в его продуцировании и трансляции играют местные власти, бизнес, культурные и образовательные институции? Каким образом взаимодействуют локальные тексты и локальные идентичности?

Задача курса — научить студентов видеть и анализировать материалы самого разного рода: с одной стороны, интервью с жителями, городской фольклор, слухи, сетевые дискуссии и демотиваторы на городские темы; с другой стороны — местная пресса, труды краеведов, туристические путеводители, официальные городские праздники, гимн и герб города и т. д.

Курс включает лекционные занятия, в которых используются материалы современных антропологических исследований в постсоветских городах, и обсуждение работ антропологов, социологов, гуманитарных географов, представляющих различные подходы и методы в исследованиях «образа города», «чувства места», городских мифологий, семиотики городского пространства и локальных идентичностей. В рамках курса каждый студент проводит небольшое самостоятельное исследования на материале конкретного города или городского района.

Антропология этничности

Цели курса состоят в том, чтобы ознакомить слушателей с основными теоретическими подходами к феноменам этничности и национализма, а также с методами их изучения. По завершении курса слушатели должны иметь четкое представление об основных проблемах изучения феноменов этничности и национализма, а также о механизмах формирования этнической и национальной идентичности.

Антропология миграции и мобильности

Тема мобильности является новой для антропологии. Изучение мобильности позволяет увидеть социальное и культурное разнообразие в новой перспективе подвижности или неподвижности, перемещений людей, вещей, образов, возникающих в результате гибридности и смешения. Фокус на мобильность разрушает привычные представления о культурах и народах как замкнутых и самодостаточных социальных сообществах и открывает возможности для создания новых объектов антропологического познания. Курс по антропологии миграции и мобильности направлен на освоение ведущих концепций и историографии в этой области, получение методических и практических навыков исследования. Его задачей является изучение основных направлений и подходов исследований мобильности, в том числе в контексте миграции, анализ типов мобильности и причин иммобильности, инфраструктуры и культуры мобильности, изменений в социальных институтах и в идентификации в связи с мобильностью.

Новые языки, новые идентичности

Курс знакомит слушателей с социолингвистическими и культурно-антропологическими аспектами проблематики языковых контактов. В курсе представлен обзор современных подходов в этой области. Анализируются способы и причины переключения билингвов с языка на язык в процессе коммуникации. Рассматриваются лингвистические, исторические и социальные аспекты образования так называемых контактных языков (пиджины, креольские и смешанные языки). В курсе также затрагиваются следующие темы: происхождение контактных языков, их соотношение с языками-источниками, этапы развития, специфика функционирования, роль в этнической самоидентификации, возможность осознания языковых структур носителями языка и «народное» языковое планирование. На семинарских занятиях рассматриваются и анализируются конкретные примеры возникновения и развития контактных языков.

Введение в антропологическое изучение Кавказа

Курс посвящен кавказскому региону как собранию специфических социокультурных территорий, объединенных общими комплексами различных практик и институтов и в то же время демонстрирующих очень различные между собой и несомненно яркие их вариации. Целью курса ставится знакомство с основными регионами и культурными традициями Кавказа. В качестве принципа организации лекционного курса выбрано этнотерриториальное деление региона. На примере отдельных республик Северного и Южного Кавказа будут рассматриваться знаковые для тех или иных обществ культурные явления, религиозные сообщества и социальные процессы. 

Введение в антропологическое изучение Центральной Азии

Содержание дисциплины составляет круг вопросов по истории, этнической классификации населения, религиозных представлениях, культуре и обычаях, социальной организации жителей Центральной Азии (Central Asian Studies). В понятие «Центральная Азия» входят страны Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Курс будет также затрагивать регионы России (Южный Урал, Западная Сибирь, Поволжье), Китая (Синьцзян) и Афганистана. В рамках курса будут рассмотрены проблемы воображаемой географии, этничности и национализма, религии, прежде всего ислама, социальной организации и визуального восприятия, а также вопросы постсоциалистического и постколониального развития в центральноазиатском обществе. В рамках курса предполагается изучение основных концепций и дискуссий, методологий и методик антропологических исследований в регионе. Полученные в ходе изучения курса знания, умения и навыки могут помочь магистрантам в окончательном оформлении темы и методологии исследования. Для успешной работы в рамках курса магистранту требуется опыт работы с академической работы на английском языке.

Археология фольклора

Задача курса — презентация анализа ареального распределения фольклорно-мифологических мотивов как новой самостоятельной исторической дисциплины; обосновать подход к мифологии и фольклору как к совокупности фабульных элементов и образов, передающихся от рассказчика к рассказчику и подверженных изменению и отбору на основе закономерностей, специфичных для данной сферы культуры; познакомить слушателей с основными мировыми закономерностями ареального распределения фольклорно-мифологических мотивов и объяснить, какую информацию о прошлом можно извлечь из полученных данных.

Антропология этнографического музея

Цель освоения дисциплины «Антропология этнографического музея» — дать магистрантам представление о проблемном поле антропологических исследований этнографических музеев. Исходная посылка курса опирается на тезис о гетерогенной природе музея, целостность которого образуется в результате взаимодействия самых разных акторов — сотрудников, вещей, идей, посетителей, книг отзывов, выставок, экскурсий, буклетов, реставрации, экспедиций, ученых советов, чиновников и т. д. Историческая перспектива курса служит не для описания биографий музеев — имеется достаточно много исследований на эту тему,  она прежде всего необходима для анализа становления и развития различных музейных практик и дискурсов: собирательских, экспозиционно-выставочных, исследовательских, классификационных, хранительских.

На курсе будет также идти речь о роли музеев в становлении этнографии как науки преимущественно о материальной культуре и раскрыты причины угасания интереса к материальным исследованиям в ХХ в. Предполагается обращение к проблемам, которые выходят за рамки музейного пространства, будь то вопросы материальных исследований, научных классификаций, критики репрезентации, аксиологии локальных знаний, конструирования этнокультурной идентичности и пр.

В качестве базового примера будет взят случай Российского этнографического музея. Будет описан контекст появления Этнографического отдела Русского музея (в последствии – РЭМ) и проанализированы дискуссии его основателей относительно принципов комплектования и размещения коллекций на экспозиции, восходящих к конкурирующим между собой классификациям народов. Отдельный раздел будет посвящен анализу этнографической экспозиции как репрезентации.

Важное место займут экскурсы в чрезвычайно обширную и разнородную область материальных исследований, которые, собственно, явились основой для институционального становления не только этнографических музеев, но и всей этнографии как науки в целом. Предполагается рассмотреть влияние новейших подходов в изучении материальной культуры на музейную этнографию: онтологического поворота, акторно-сетевой теории, антропологической теории искусства.

В результате прослушивания курса у студентов должно сложиться представление о проблемном поле как музейных исследований, так и исследований самих музеев, которые пока ставят больше вопросов, чем дают ответы.

Факультативы

Антропология тревоги: конспирология, эсхатология, моральные паники

Курс посвящен описанию и анализу основных подходов к изучению эсхатологии и конспирологии в перспективе социальных и гуманитарных дисциплин. Методологическая основа определяется концептуальной логикой социального конструкционизма и когнитивной антропологии. Категориальный аппарат курса включает такие базовые понятия, как социальное воображение, моральные паники и конспирологическое мышление.

Основные понятия современной лингвистики

Цель курса — познакомить студентов с основными идеями современной  лингвистической теории и методами лингвистических исследований. Курс адресован слушателям факультета антропологии ЕУСПб, избравшим в качестве направления своей работы социолингвистику. В курсе рассматриваются следующие темы: типы лингвистических исследований; квантитативная и прикладная лингвистика, корпусная лингвистика, современные направления в сравнительно-историческом языкознании; генеративная грамматика, функционализм, лингвистическая типология; исследования в области лексической семантики и когнитивной лингвистики. В заключение слушатели знакомятся с рядом современных теоретических подходов к изучению языка: многоязычие как норма: язык как система и язык как деятельность; понятие языковых ресурсов двуязычного индивида.

Преподаватели

Стоимость обучения

ЕУСПб — негосударственный вуз. У нас платное образование, но мы предоставляем скидки на оплату обучения и стипендии на основании рейтинга. Рейтинг составляется по результатам вступительных испытаний и пересматривается после каждой сессии.