Сергей Михайлович Даниэль

Научный сотрудник, Школа искусств и культурного наследия; Professor Emeritus
Ученая степень:
Доктор искусствоведения
Избранные публикации

Научные статьи

  • 2010 Никола Пуссен // Кудрикова С. Ф. Франция. XV–XVIII века. Биографический словарь. СПб., 2010. С. 279-286.
  • 2008 Чему учит искусство? // Новый мир искусства. 2008. № 2. С. 68-69.
  • 2008 О метафизических странствиях Петрова-Водкина // К. С. Петров-Водкин и XXI век. Саратов, 2008. С. 6-14.
  • 2007 «Профили» Абрама Эфроса // Эфрос А. Профили. Очерки о русских художниках. СПб., 2007. С. 7-16.
  • 2007 Врубель: заметки с выставки // Новый мир искусства. 2007. № 1. С. 30-33.
  • 2007 Петров-Водкин и старые итальянские мастера // Сборник трудов факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге. СПб., 2007. С. 58-71.
  • 2007 Флоренский – истолкователь искусства // Имена. События. Школы. Страницы художественной жизни 1920-х годов. Вып. 1. СПб., 2007. С. 108-120.
  • 2006 Леонардо и Рембрандт // Новый мир искусства. 2006. № 1.
  • 2006 Наука страсти нежной // Новый мир искусства. 2006. № 2. С. 6-8.
  • 2006 Шумы и звуки // Новый мир искусства. 2006. № 3.
  • 2005 Натюрморт: к предыстории жанра // Виппер Б. Р. Проблема и развитие натюрморта. СПб., 2005. С. 8-22.
  • 2005 Современная Кубань: художники и меценаты // Новый мир искусства. 2005. № 4. С. 67-68.
  • 2005 Посюсторонняя танатология // Новый мир искусства. 2005. № 5. С. 44.
  • 2004 228 сюжетов из жизни Академии художеств // Новый мир искусства. 2004. № 5. С. 32.
  • 2004 Ответное письмо // Новый мир искусства. 2004. № 6. С. 27-28.
  • 2004 Владимир Шинкарев: Великая Китайская стена // Новый мир искусства. 2004. № 3. С. 39-40.
  • 2003 Павел Флоренский // Новый мир искусства. 2003. № 4. С. 49-50.
  • 2003 Абрам Эфрос // Новый мир искусства. 2003. № 6.
  • 2002 В поисках утраченного зрения: Клод Моне // Новый мир искусства. 2002. № 2. С. 42-43.
  • 2002 О Лотмане // Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб., 2002. С. 5-14.
  • 2002 Говорящая глина // Мир музея. 2002. № 3. С. 46-51.
  • 2002 Что нам Пикассо? // Новый мир искусства. 2002. № 6. С. 47.
  • 2001 Михаил Копылков: скульптура в керамической транскрипции // Новый мир искусства. 2001. № 2.
  • 2001 Камерное искусство // Новый мир искусства. 2001. № 1. С. 39.
  • 2001 Гений наблюдения // Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве. СПб., 2001.
  • 2001 «Серебряный век» при вспышках магния // Петербург. Художественная жизнь. 1900 – 1916. Фотолетопись. СПб., 2001. С. 10-17.
  • 2001 Кончетто и концептуализм // Новый мир искусства. 2001. № 5.
  • 2001 От вдохновения к рефлексии: Кандинский – теоретик искусства // Василий Кандинский. Точка и линия на плоскости. СПб., 2001. С. 5-18.
  • 2001 Канова // Новый мир искусства. 2001. № 6. С. 11.
  • 2001 О любви к немецкой культуре // Новый мир искусства. 2001. № 3.
  • 2001 Музей как учебное пособие // Новый мир искусства. 2001. № 6. С. 29-31.
  • 2000 «Великий Карл» и его экспозиторы // Новый мир искусства. 2000. № 1. С. 20.
  • 2000 Пропилеи-2000: от номинатора // Новый мир искусства. 2000. № 3. С. 3.
  • 2000 451° по Вайбелю // Новый мир искусства. 2000. № 4.
  • 2000 История искусств под знаком союза «и» // Новый мир искусства. 2000. № 5.
  • 2000 Ван-Гог: литературный автопортрет // Винсент Ван Гог. Письма. СПб., 2000.
  • 2000 Петров-Водкин: поэтика жизнеописания // Кузьма Петров-Водкин. Пространство Эвклида. СПб., 2000. С. 728-738.
  • 2000 К «петербургскому тексту» русской живописи: Владимир Шинкарев // Новый мир искусства. 2000. № 4.
  • 1999 О музее и зрителе нашего времени // Новый мир искусства. 1999. № 2.
  • 1999 Художник петербургский // Новый мир искусства. 1999. № 3.
  • 1999 История искусства без имен // Новый мир искусства. 1999. № 4. С. 11.
  • 1999 Это – камень, а это – вода… // Новый мир искусства. 1999. № 4. С. 15.
  • 1999 Двадцать лет спустя: Лада Алексейчук // Новый мир искусства. 1999. № 1.
  • 1999 Оптика Набокова // Набоковский вестник. Вып. 4. Петербургские чтения. СПб., 1999. С. 168-172.
  • 1998 Статьи «В. М. Васнецов», «М. А. Врубель», «П. В. Кузнецов», «К. С. Петров-Водкин», «А. И. Русаков», «П. Н. Филонов», «М. З. Шагал» в энциклопедическом словаре «Русские художники». СПб., 1998.
  • 1998 Заметки бывшего студента-заочника (перепечатка воспоминаний о Ю. М. Лотмане) // Вышгород. 1998. № 3. С. 99-102.
  • 1998 Статья в каталоге выставки «Александр Русаков» (к 100-летию со дня рождения). СПб, 1998.
  • 1998 Петр Конников // Новый мир искусства. 1998. № 4.
  • 1998 Санкт-Петербург – Хвалынск: к Петрову-Водкину // Новый мир искусства. 1998. № 4.
  • 1998 Марина Азизян // Новый мир искусства. 1998. № 5. С. 12-14.
  • 1998 «Пир у Симона Фарисея в переводе с фламандского на русский // Новый мир искусства. 1998. № 5. С. 6.
  • 1996 Петербургская тема в романе Набокова «Дар» // Блоковский сборник. Вып. XIII. Русская культура ХХ века: метрополия и диаспора. Тарту, 1996.
  • 1995 Из мемуаров бывшего студента-заочника // Лотмановский сборник. 1. М., 1995. С. 151-159.
  • 1995 Апология Пуссена // Проблемы развития зарубежного и русского искусства. Сб. научных трудов. СПб., 1995. С. 27-29.
  • 1994 Архитектура в прозе Михаила Булгакова // Вопросы искусствознания. 1994. № 4. С. 169-178.
  • 1994 Беспредметное искусствознание // Вопросы искусствознания. 1994. № 1. С. 111-122.
  • 1994 Не искавший славы (к 400-летию со дня рождения Пуссена) // Деловая жизнь. 1994. № 11.
  • 1994 Библейские сюжеты. СПб., 1994. 208 с.
  • 1993 Пабло Пикассо и Сальвадор Дали в диалоге с искусством прошлого // Проблемы развития зарубежного искусства. Сб. научных статей. Ч. II. СПб., 1993. С. 71-76.
  • 1991 Отшельники. К истории творческого объединения «Эрмитаж» // Русская мысль. Париж. 20 сент. 1991.
  • 1991 Exegimonumentum // Русская мысль. Париж. 6 сент. 1991.
  • 1989 Сети для Протея. (Памяти Григория Яковлевича Длугача) // Даугава. 1989. № 7. С. 113-121.
  • 1989 Запад и Восток в творчестве К. С. Петрова-Водкина // Советское искусствознание. Вып. 25. М., 1989. С. 131-146.
  • 1989 Литературно-теоретическое наследие В. А. Фаворского // Творчество. 1989. № 9.
  • 1989 Искусство и искусствовед // Творчество. 1989. № 5.
  • 1988 Первоосновы выразительности (О творчестве Александра Зайцева) // Творчество. 1988. № 10.
  • 1988 Федотов: к вопросу о пародии в живописи бытового жанра // Советское искусствознание. Вып. 23. М., 1988. С. 88-107.
  • 1988 Близкий мир (о творчестве А. И. Русакова) // Нева. 1988. № 3.
  • 1986 Клод Лоррен и классическая пейзажная традиция // Искусство. 1986. № 5.
  • 1986 Картина классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейской живописи XVII века. Л., 1986. 199 с.
  • 1986 О художественной структуре картины Пуссена «Ринальдо и Армида» // Этюды о картинах. ГМИИ им. А. С. Пушкина. М., 1986. С. 106-114.
  • 1986 Термин и метафора в интерпретации живописного произведения // Советское искусствознание. Вып. 20. М., 1986. С. 255-269.
  • 1986 Линия красоты // Творчество. 1986. № 4.
  • 1986 Клод Лоррен. Альбом (на англ. и исп. языках). Л., 1986.
  • 1985 Статья в буклете выставки Александра Зайцева «Графика, скульптура». Гатчина, 1985.
  • 1985 Диего Веласкес. Менины // Юный художник. 1985. № 4.
  • 1984 Учебный анализ композиции // Творчество. 1984. № 3.
  • 1984 Западноевропейская живопись XVII века: проблемы изобразительной риторики // Советское искусствознание-83. Вып. 1. М., 1984. С. 53-74.
  • 1984 Качество сложной цельности // Творчество. 1984. № 5.
  • 1983 Никола Пуссен. Пейзаж с Полифемом // Юный художник. 1983. № 11.
  • 1982 Выступление в дискуссии «Выставка и художественный процесс» // Творчество. 1982. № 4.
  • 1981 Выставка Александра Зайцева // Вечерний Таллин. 1981. 21 мая.
  • 1981 Язык педагога // Художник. 1981. № 10.
  • 1981 «Репродукционизм» – искусство потребления // Творчество. 1981. № 5.
  • 1980 Произведение искусства: стиль и экспозиция. Тезисы // Проблемы формализации средств художественной выразительности. М., 1980. С. 52. (В соавторстве с А. М. Даниэлем)
  • 1980 Композиционные принципы Пуссена. Автореф. дис. на соиск. уч. степ.канд. искусствовед. 1980.
  • 1980 Поэтика Александра Блока и живопись // Творчество. 1980. № 11.
  • 1980 К интерпретации пейзажей Пуссена // Проблемы развития зарубежного искусства. Вып. Х. Л., 1980. С. 28-38.
  • 1980 Войти… в картину // Творчество. 1980. № 5. С. 16-19. (В соавторстве с А. М. Даниэлем)
  • 1980 О «теории модусов» Пуссена // Советское искусствознание-79. Вып. 1. М., 1980. С. 123-135.
  • 1979 Пуссен и театр (тезисы) // Театральное пространство: Материалы научной конференции (1978). М., 1979. С. 215-228.
  • 1979 Регулярное поле изображения как объект семиотического анализа // Теоретические проблемы дизайна. Методологические аспекты социологических и историко-культурных исследований. М., 1979. С. 75-80. (В соавторстве с А. М. Даниэлем)
  • 1979 Пуссен: «выбор и усвоение прекрасного // Проблемы развития зарубежного искусства. Вып. IX. Л., 1979. С. 60-67.
  • 1978 Навыки композиции // Художник. 1978. № 5.
  • 1977 К проблемам методики // Художник. 1977. № 6.

Книги

  • 2016 Об искусстве и искусствознании. Санкт-Петербург, 2016. 552 с.
  • 2011 Кузьма Петров-Водкин. Жизнь и творчество. Суждения об искусстве. Современники о художнике. СПб., 2011. 127 с.
  • 2010 Рококо: от Ватто до Фрагонара. 2-е изд. СПб., 2010. 333 с.
  • 2007 Рококо: от Ватто до Фрагонара. СПб., 2007. 333 с.
  • 2006 Искусство видеть. О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Изд. 2-е. СПб., 2006. 206 с.
  • 2003 Европейский классицизм. СПб., 2003. 304 с.
  • 2002 Сети для Протея. Проблемы интерпретации формы в изобразительном искусстве. СПб., 2002. 303 с.
  • 1995 Claude Le Lorrain. Peintre de la lumiere. Bournemouth; Saint-Petersbourg, 1995. 175 p. (В соавторстве с Н. И. Серебряной).
  • 1994 Питер Брейгель. СПб., 1994.
  • 1990 Искусство видеть. О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л., 1990. 223 с.

Редактирование

  • 2016 Автопортреты Ю. М. Лотмана. Составление, вступительная статья (в соавторстве с Т. Д. Кузовкиной). Таллинн, 2016. 488 с.

Каталог выставок

  • 2015 Мерцающий образ // Наталия Земляная. Каталог выставки. СПб., 2015.
  • 2007 Рембрандт Харменсван Рейн. Даная. СПб., 2007. 24 с.
  • 2005 Блокнот художника как жанр. Каталог выставки. Сост., вступит.статья, рисунки. СПб., 2005.
  • 2001 Вокруг «Круга» // На берегах Невы. Живопись и графика ленинградских художников 1920-1930-х годов. Из московских частных коллекций. Каталог выставки. М., 2001. С. 5-13. //
  • 1998 Неклассическая классика. Буклет выставки в Эрмитаже (6 ноября – 6 декабря 1998). СПб., 1998.
  • 1998 Искусство как герменевтическая практика // Неклассическая классика. Каталог выставки. Гос. Эрмитаж. СПб., 1998. С. 4-8.
  • 1992 Subspecieludi // «Гардероп». Выставка современных карнавальных костюмов. СПб., 1992.
  • 1988 Традиция и поиски. Буклет выставки группы ленинградских художников. Л., 1988.
  • 1984 Статья в каталоге выставки А. И. Русакова. Дом писателя им. В. В. Маяковского. Л., 1984.

Тезисы докладов и материалы конференций

  • 2013 Петров-Водкин и русский формализм. Тезисы // Русский формализм (1913 – 2013). Международный конгресс к 100-летию русской формальной школы. М., 2013. С. 91-92.
  • 1998 Авангард и девиантное поведение // Авангардное поведение. Сб. материалов. СПб., 1998. С. 40-46.
  • 1998 Протей: от мифа к метафоре // Архетипические образы в мировой культуре: Всероссийская научная конференция. Тезисы докладов. СПб., 1998. С. 5.
  • 1996 О рисунке К. Петрова-Водкина «Отречение Петра» // Библия в культуре и искусстве: Материалы научной конференции (1995). М., 1996. С. 272-276.
  • 1988 О композиционном мастерстве Паоло Веронезе (Картина «Обращение Савла» из Эрмитажа) // Искусство Венеции и Венеция в искусстве: Материалы научной конференции (1986). М., 1988. С. 65-74.
  • 1986 Пространство натюрморта в западноевропейской живописи XVII века // Вещь в искусстве: Материалы научной конференции (1984). М., 1986. С. 47-58.
  • 1982 Коммуникативная среда живописного произведения // Семиотика и проблемы коммуникации. Тезисы докладов. Ереван, 1982. С. 50-53. (В соавторстве с А. М. Даниэлем)
  • 1981 От Средних веков к Новому времени: медиативная функция изображения // Культура и искусство западноевропейского Средневековья: Материалы научной конференции (1980). М., 1981. С. 397-404.
  • 1975 Замечания к одной статье А. Блока // Тезисы I Всесоюзной (III) конференции «Творчество А. А. Блока и русская культура ХХ века». Тарту, 1975.
  • 1974 Оппозиция «верх–низ» в иконе «Преображение» (на материале русской иконописи XV–XVI вв.). Тезисы // Материалы Всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам I (5). Тарту, 1974. С. 150.

Сборники статей

  • 2013 Статьи разных лет. СПб., 2013. 256 с.
  • 2013 Заметки о гоголевском «Портрете» // (Не) музыкальное приношение, или AllegroAffettuoso. Сборник статей в честь 65-летия Б. А. Каца. СПб., 2013. С. 258-271.
  • 2006 Рококо: зритель в картине // Изобразительное искусство и театр: тема, образ, метод. Сб. статей. СПб., 2006. С. 37-43.
  • 1997 Форма-Протей (заметки о пластическом мышлении) // Введение в храм. Сб. статей. М., 1997. С. 457-462.
  • 1995 Владимир Кагарлицкий. Стихи и наброски. СПб., 1995. 64 с. (составление и вступительная статья).
  • 1973 Семиотические замечания к вопросу о «сферической перспективе» К. С. Петрова-Водкина. Тезисы // Сборник статей по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1973. С. 136.

Альбомы

  • 2009 Наедине с природой. Живопись Петра Татарникова // Петр Татарников. Альбом. СПб., 2009. С. 7-17.
  • 2002 Рембрандт. Альбом. СПб., 2002. 160 с.
  • 2001 Нидерландская живопись: две ветви одной кроны. Альбом. СПб., 2001. 288 с.
  • 2000 От иконы до авангарда. Шедевры русской живописи. Альбом. СПб., 2000. 367 с.
  • 1999 Русская живопись: между Востоком и Западом. Альбом. СПб., 1999. 288 с.
  • 1996 Французская живопись: взгляд из России. Альбом. СПб., 1996. 499 с.

Научно-популярные статьи

  • 2000 Музей и его метафоры: посвящается Эрмитажу // Автобус. 2000. № 4.

Каталоги

  • 1991 Творческое объединение «Эрмитаж». Буклет. Л., 1991.

Сборники трудов

  • 1989 Кончетто. Изображение и слово в искусстве барокко // Проблема интерпретации литературных образов в изобразительном искусстве. Сб. по учебно-методическим вопросам. Л., 1989. С. 28-37.
  • 1977 «Сферическая перспектива» Петрова-Водкина и некоторые вопросы структурно-семиотического анализа иконического текста // Русская филология. [Вып.] V. Сб. трудов СНО филологического факультета Тартуского гос. ун-та. Тарту, 1977. С. 119-132.
  • 1973 Опыт исследования информационной структуры живописного произведения (на материале картины Паоло Веронезе «Обращение Савла). Тезисы // Сборник статей по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1973. С. 135-136.

Авторефераты

  • 1988 Картина классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейской живописи XVII века. Автореф. монографии, предст. в кач. дис. на соиск. уч. степ.доктора искусствовед. 1988.
Онлайн-лекции и выступления