THE COLLECTION FORM OF CAPITALISM: the establishment of the value of the past and its effects

 
26.08.2019
 
Центр «Res Publica»
 
Luc Boltanski

 

m LOGO IF RussieЛекция состоялась при поддержке Французского Института в Санкт-Петербурге и издательства «Европейского университета в Санкт-Петербурге».

 

Адрес: Лекторий Издательства Европейского университета в Санкт-Петербурге «Как возможно общество», Новая сцена Александринского театра

Экономическая жизнь вещей:
новая форма стоимости в позднем капитализме

 

Выступление прошло на английском языке. 

Модератор – Олег Хархордин

 

Вещи, которые продаются по ценам выше или даже значительно выше обычных, индустрия роскоши, рынок современного искусства, объекты культурного наследия, элитный туризм — все это вместе мы называем сейчас «экономикой обогащения».

Можно возразить, что рынок эксклюзивных и люксовых вещей существовал всегда, однако, то, что происходит в наши дни отличается от эпохи индустриализации по многим параметрам, которые имеют значительные экономические и социальные последствия. Можно даже построить схематичную таблицу двух идеальных типов экономики. Экономика, ориентированная на массовое производство, может быть противопоставлена экономике, основанной на «обогащении вещей» (это выражение придумано нами по образцу выражения “обогащение руды”; имеется ввиду тот процесс, когда, например, старая вещь в результате продаже на аукционе Сотбис вдруг стоит в сотни раз больше, чем схожие с ней – только потому, что эти перчатки носил Элвис Пресли, а на этом “Ягуаре” ездила Лиз Тэйлор, или, например, когда продается уникальный опыт - переночевать в этом замке стоит в 50 раз дороже ночи в обычном замке, переделанном в отель, так как именно здесь жил реальный прообраз Синей Бороды).

Такое превращение основано на том, что рядом с товарами, где цена определяется массовым производством (это – стандартная форма товара) или возможностью удачно вложить деньги для прибыли (это - форма товара как просто финансового актива) появляются товары в форме объекта коллекционирования. Одна из особенностей этой «формы коллекционирования» состоит в том, что она создает в пространстве капитализма возможность увеличения стоимости старых вещей (которые, возможно, старели, разрушались и могут выглядеть совсем нефункционально) и вещей, которые, хотя и созданы недавно, позиционируются так, будто им суждено стать бессмертными.

Анализом таких изменений, особенно заметных в странах Западной Европы и прежде всего в современной Франции, и занимаются Люк Болтански и Арно Эскер. Вкратце, меняется сама теория стоимости – ее создают не только три традиционных экономических фактора – труд, земля, капитал – но и новый фактор: история. Эксплуатация тех, кто создает такую историю, то есть, придумывает, пишет, снимает, рекламирует истории таким образом “обогащаемых” вещей – секрет новой формы капитализма. 


Люк Болтански (Luc Boltanski), один из ведущих социологов Франции, член школы критической социологии Пьера Бурдье, перешедший позже на позиции прагматического поворота в социологии (основной труд - с с Лораном Тевено - De la justification (1991), перведен на русский как “Критика и оправдание справедливости”, 2013). Ранние книги Болтански - в рамках школы Бурдье - занимались анализом роли детских садов в становлении классовой морали и появлением социально-классовой категории “кадров” в современном французском обществе. Во время прагматического периода основал Groupe de Sociologie Politique et Morale при Высшей школе социальных наук в Париже, писал о любви, справедливости и критике как практических способностях; наиболее тяжелая книга  этого периода - о прагматике абортов.  “Новый дух капитализма” (вместе с Эв Кьяпелло, русский перевод, 2011) ознаменовал поворот к социальной критике снова, но на базе прагматической социологии. Книга De la critique, 2009 - манифест этого последнего периода творчества Болтански, а книга “Тайны и заговоры” - первая прикладная демонстрация его нового метода, синтезирующего подходы как критической социологии Бурдье, так и прагматической социологии. Последняя книга - L’enrichissement (2017) - попытка переформулировать теорию стоимости, исходя не из тяги людей к обогащению, а из “обогащения" вещей - то есть, из рассмотрения практик того, как вещи превращаются в richesse, богатство.

 

Иллюстрация: Luc Boltanski, Yann Legendre, pinterest.com