Доклад «"Купцы и инородцы" сто лет спустя» Николая Ссорина-Чайкова на Сибирском семинаре

 
05.04.2016
 
Центр социальных исследований Севера

13 апреля в 18:00 в Золотом зале состоялось очередное заседание Сибирского семинара. С докладом «"Купцы и инородцы" сто лет спустя» выступил Николай Ссорин-Чайков (НИУ ВШЭ Санкт-Петербург).

 

Аннотация доклада

«Купцы и инородцы» — название очерка, написанного Яковым Свердловым для газеты Сибирская Жизнь за 1916 во время его ссылки на севере Красноярского края. Это и новостной репортаж, и этнографическая зарисовка, в которой мы видим складывающиеся иерархии рыночных отношений, задолженность коренного населения, использования алкоголя в получении торговой прибыли. После этой нелицеприятной, но типичной картины, Свердлов переходит к новости. По распоряжению иркутского генерал-губернатора, поселения купцов по Нижней Тунгуски были запрещены. «Достигнется ли улучшение быта инородцев с отъездом скупщиков-оседлый, трудно сказать», — завершает он свою статью. «Приезжать-то скупщики будут все равно».

Данный доклад предлагает для обсуждения предварительные результаты исследовательского проекта «Антропология рынка и трансформация социальных связей у коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока». Проект посвящен современности. Его цель — буквально сто лет спустя после очерка Свердлова задаться вопросом о структуре социальных взаимоотношений «купцов и инородцев» сегодня. Но конкретная цель доклада — обсудить историческую часть этого проекта. Насколько по другому мы сегодня понимаем историю рыночных отношений на Севере Сибири? Насколько мы продвинулись вперед в нашем понимании рынка по сравнению с тем временем, когда эта тема была одной из центральных в Сибирской этнографии, этнографической эссеиситике и социальной критике?

Этот проект и исторически, и в современном разрезе ставит своей задачей заполнить существенную лакуну в Сибирских этнографических исследованиях. Проблемы адаптации коренного населения в условиях рыночных отношений активно изучались, но за рамками исследований оставался вопрос о том, что представляет собой сам рынок в рассматриваемом регионе. Какова специфика его организации как системы социальных взаимоотношений? Каков социальных портрет торговца на Севера, рыночного работодателя, коренного предпринимателя? Каковы его взаимоотношения с государством, с одной стороны, и его клиентом — охотником, рыболовом, оленеводом — и рабочим, строителем, продавцом, с другой? Как в этих взаимоотношениях и обязательствах сочетается рыночные и нерыночные формы обмена?