5 сентября в Европейском университете с открытой лекцией о роли городов в современной мировой экономике выступила профессор Саския Сассен (Колумбийский университет). Мероприятие прошло под эгидой Московского урбанистического форума при поддержке факультета антропологии ЕУСПб.
Саския Сассен занимается исследованиями в области глобализации, международной миграции и урбанистики. Она автор более десятка книг, самая известная из которых - «Глобальный город: Нью-Йорк, Лондон, Токио» - вышла в 1991 году, а через десять лет была переиздана в новой редакции. В своем исследовании Сассен предложила концепцию экономики, основанной на понятии глобального города: современную мировую экономику можно представить как сеть торгово-финансовых цепочек, звеньями которых являются крупные (глобальные) города. Экономическую привлекательность того или иного города, его потенциальную возможность быть важным звеном цепи, Сассен назвала «городским капиталом знания» (urban knowledge capital).
Каждый город может участвовать в нескольких экономических цепочках, региональных или международных, либо специализироваться на одной. Чем более разнообразна экономика города, чем больше число цепочек, в которых он может участвовать, тем город более стабилен экономически и лучше переносит финансовые кризисы. Так, в нескольких цепочках участвуют Нью-Йорк и Сан-Паулу, в том числе, в торговле кофе. Отрицательный пример — узкоспециализированный Детройт, который Саския Сассен образно назвала плантацией по выращиванию кофе-бобов хай-тека.
Своеобразие каждого глобального города основано на диверсификации самой мировой экономики: разным секторам и фирмам для разных целей удобны те или иные города. Чикаго, Сан-Паулу и Шанхай исторически специализируются на промышленной продукции, и, как следствие, на смежных отраслях – праве, финансах, страховании, экономическом прогнозировании. А Гонконг или Нью-Йорк — глобальные города с совсем иным «городским капиталом знания». Поэтому «идеальный» глобальный город невозможен, хотя число глобальных городов растет. «В современной глобальной фазе развития экономики не может быть мировой столицы», - прокомментировала Саския Сассен. По ее словам, каждый глобальный город сохраняет своеобразие даже на уровне архитектуры несмотря на процесс унификации инфраструктурных объектов во всем мире.
К издержкам глобального города Саския Сассен отнесла быстрый рост сектора высших финансов (high finance) - масштабных финансовых операций, стоящих на грани этики и спекуляции, в частности, с имуществом, служившим залогом по кредитам, которые не смогли выкупить.
Растущий глобальный город видно по резкому различию плотности населения разных кварталов — можно назвать Мумбаи или Шанхай. Напротив, плотность населения современного Лондона относительно одинакова. Британская столица, по словам Сассен, оказалась «в тени глобализации». В свою очередь, высшие финансы (а вовсе не информационные технологии) Саския Сассен назвала «паровой машиной нашей эпохи». Они провоцирует на перемены. Так, в 2006 году в США на каждые 92 домохозяйств пришлась одно отчуждение заложенного по кредиту имущества. Таким образом, по словам Сассен, глобальный город усиливает расслоение его обитателей. В начале XXI века на 10% американцев приходится 40% доходов всех жителей страны. Если город становится глобальным, то не всем в нем становится лучше. «Средний класс теряет под собой почву» - заключила Саския Сассен.
Рустам Фахретдинов