18 декабря доцент факультета истории, специалист по гендерной истории Алиса Клоц рассказала о наиболее важных вопросах генеалогии советской семьи. Какой видели советскую семью большевики, «элитные» и не очень? Как семейная политика менялась на протяжении существования советского государства? Какие социальные последствия имели советские законы в области семьи и брака? В какой степени советское наследие определяет современные представления о семье? Представляем вам основные тезисы ее выступления.
Поздняя российская империя оставалась конфессиональным государством. Его православным подданным было непросто получить развод — нужен был свидетель измены или доказательство физической немощи супруга. Человек, признанный виновным в разводе, на несколько лет лишался возможности вступать в брак. Физическое насилие в семье не считалось поводом для развода.
Вне церкви разрешение на отдельное проживание можно было получить в специальной императорской комиссии. Однако для этого нужен был паспорт, который женщина могла получить только от отца или мужа. При побеге без паспорта женщина не могла устроиться на работу, ее объявляли в розыск.
Также российская империя представляла собой сословное общество. Среди крестьян жена воспринималась в качестве рабочей силы. У купцов женщина имела схожое значение, но также рассматривалась в качестве инвестиции (возможности получить приданое). Идея романтической любви — необходимости эмоциональной близости и взаимной симпатии между супругами — была относительно новой. Многие образованные люди осуждали патриархальный уклад общества. Среди молодежи были распространены фиктивные браки для получения женщинами паспортов.
Прогрессивные марксистские теоретики были склонны объяснять семейный уклад через социальные отношения, а не биологию — об этом писал Фридрих Энгельс в своем труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В то же время антропологи выдвинули идею, что в ходе развития человеческих обществ в них могли существовать разные формы семейных отношений. Соответственно марксисты считали, что семью можно и нужно менять. Буржуазный институт брака должен был уступить место уважительным отношениям и взаимной симпатии. Однако даже после прихода к власти у коммунистов не было полного консенсуса по вопросам практического реформирования семьи.
В 1918 году большевиками был принят кодекс законов об актах гражданского состояния. Провозглашалось равенство между полами, были разрешены разводы, установлены равные права на алименты. Процедуры развода, брака, регистрации детей были секуляризированы. В 1926 году совместное проживание при свидетелях было законодательно приравнены к браку, развод можно было получить по почте.
При этом в советском обществе на женщину накладывалась двойная нагрузка — семейная и мобилизационно-производственная.
В 1936 году Иосиф Сталин провел масштабные консервативные изменения. Был выпущен запрет на аборты. При этом вводились пособия для одиноких матерей, увеличились выплаты за детей, был запрещен развод по почте, усилен контроль за выплатой алиментов. После принятия сталинской конституции считалось, что социализм в Советском союзе уже восторжествовал — в такой ситуации не оставалось поводов отказываться от деторождения. Также предыдущие радикальные реформы способствовали значительному увеличению количества разводов. Избежать выплаты алиментов для мужчин тогда не представляло труда. Брошенные и разведенные женщины часто оказывались обречены на бедность. Мужчины и сами в большинстве своем были бедны и не могли одновременно содержать две семьи. Все это создавало впечатление хаоса от которого страдали в первую очередь женщины.
Важно отметить, что в центре семьи у Сталина находился не мужчина, а брачная пара. Значительная часть власти, в том числе и в семейных отношениях, принадлежала государству. Даже ведение хозяйства и воспитание детей считались общественными обязанностями. Утопичность режима способствовало формированию детоцентрической культуры. Символическим главным отцом каждой семьи оставался товарищ Сталин (см. картину Александра Лактионова «Переезд на новую квартиру»).
Во время войны оказались сильны пронаталистские тенденции. Был введен налог на холостяков, усложнен развод. Аборты были разрешены только в 1955 году из-за слишком большого количества жертв криминальных абортов. Параллельно с этим государство начало широкомасштабную кампанию против прерывания беременности. Деторождение начали трактовать как биологическую потребность пары, важную как для мужчины, так и для женщины.
В 1961 году был введен «моральный кодекс строителя коммунизма». Вместо репрессий вводилась система общественного контроля — огромное количество общественных организаций, которые в том числе способствовало защите интересов женщин. В 1969 году при Леониде Брежневе происходит новая волна либерализации семейного кодекса.
При Михаиле Горбачеве политика по отношении к семье вновь изменилась. Было признано, что партия перестаралась в своих реформах, и женщину нужно вернуть в естественную для нее среду — то есть в лоно семьи. В ходе перестройки будущий министр труда Геннадий Меликьян публично сомневался в целесообразности трудоустройства женщин при наличии безработных мужчин.
Современная семейная политика политика находится в дискуссии с советским прошлым. Наиболее распространенная позиция на сегодняшний день такова: основная роль женщины — материнская, но и ее желание работать также считается социально приемлемым. В бывших социалистических странах количество женщин на руководящих должностях больше, чем в среднем в мире. Также важно отметить, что сейчас семейная политика зациклена на рождении детей — пронаталистских трендах, а не на гармонизации отношений между партнерами.
Фото: REGNUM/Баюскин Василий