Социологи Анна Тёмкина и Екатерина Бороздина рассказали порталу openDemocracy, влияет ли на отношение к вакцинации политическая позиция и какие мифы сопровождают прививочную кампанию.
Как сообщает портал со ссылкой на опросы Левада-Центра, россияне пока не спешат массово вакцинироваться. Тем не менее российские новостные агентства сообщили, что «Спутник V» вошел в тройку главных мировых вакцин и доступен к использованию в 14 странах. Почему так происходит?
Анна Тёмкина, профессор факультета социологии и содиректор программы «Гендерные исследования», отмечает, что зависимость между отношением к вакцинации и политической позицией неочевидная. Первыми пошел прививаться так называемый средний класс, люди, которые соблюдают все карантинные меры предосторожности, интересуются статистикой и т. п. Этот средний класс отчасти и есть класс протестующих. Прививаясь, он совершает то, что эксперт назвала «двойным отрицанием».
До ковида «отрицание» (внутренний, а иногда и внешний, протест) в этой группе выражалось в формуле «мы не хотим идти на поводу у государства, которое предлагает нам неизвестно что и в крайне неудобном для нас режиме», «мы по возможности устанавливаем свои правила (в том числе безопасности), стараемся их выполнять». В момент ковида в этой же группе появляется отрицание отрицания»:«мы не пойдем на поводу у идеи о том, что все государственное непременно плохо».
Также эксперт назвала другие причины, которые останавливают население от вакцинации. Средни них — травматичный опыт общения с медицинскими институтами, социальное неравенство (кто-то имеет ресурсы, чтобы находиться на самоизоляции и работать из дома, а кто-то нет).
Екатерина Бороздина, доцент факультета социологии, отмечает, что говорить о недоверии «Спутнику V» не вполне корректно, так как данные декабрьского опроса Фонда «Общественное мнение» показывают, что вакциной готовы привиться 52 %. Почему же россияне не торопятся с прививкой?
Важно, что дело здесь не в недоверии к медицинской науке как таковой. Отказ от прививок мыслится скорее с контексте отношений гражданина и государства. Еще до пандемии в интервью люди нередко говорили, скажем, о решении делать ребенку манту, в контексте своего отношения к власти. Сейчас взаимосвязь этих контекстов стала еще более очевидной. Здравоохранение у нас по-прежнем воспринимается как сфера ответственности государства. Большая часть населения получает помощь в государственных медучреждениях, финансируемых из системы ОМС. Кроме того, в жизни отдельного человека вопрос о прививках обычно возникает именно при столкновении с какой-то государственной инстанцией. Например, когда требуется сертификат о прививках при поступлении в школу или вуз.
Полная версия материала доступна на портале openDemocracy.
Фото: Unsplash