В Европейском университете прошла серия докладов под общим названием «Миграции, войны и травма: теория и эмпирия кризисной антропологии». Ее прочла Нона Шахназарян, старший научный работник Института археологии и этнографии АН Армении. Все мероприятия прошли в рамках семинара «Транснациональные и миграционные исследования» при поддержке Программы развития партнерских центров ЕУСПб.
Первый доклад. Тема «Вынужденная миграция, выборы и патрон-клиентелизм: кейсы армянских сел с переселенцами-урбанитами»
Лонгитюдное исследование в селах республики Армения выполнено с помощью этнографического метода. Кейсы касаются органов вызовов вынужденной миграции и аналитического описания выборов сельского старосты в приграничном селе Норамарг и Хачпар (Арарат марз), начиная с первых дней независимости республики Армения. Постсоветские реконфигурации социального состава в обоих селах делают их интересными для анализа. Социально-демографическое полотно составляют представители различных категорий «местных» и внутренней, и внешней (беженцы из Азербайджана) миграции. Исследовательские оптики наведены на ряд социально-чувствительных тем, таких как жизнь урбанитов в селах, выборы местного самоуправления, трансформация электората и избирательных стратегий, электоральное поведение и политическая объект-субъектность сельского населения.
Один из центральных фокусов исследования — женское политическое лидерство на селе. Как влияет социальная текстура населения на развитие или дисфункцию / застой репрезентативных институтов? В Норамарге линия противостояния сложилась между политически грамотными, но разобщенными беженцами и мобилизованными на идеалах большой патронимической семьи местными (переселенцы из Абаранского района). В Хачпаре контуры конфликтности начертились между такими же разрозненными беженцами и консолидированными «как единый кулак» переселенцами из сел Чардахлу. В селе Хачпар сельская община чардахлинцев ввиду своей мобилизованности на протяжении многих лет проводила на пост главы села своего кандидата. В селе Драхтик эти кандидаты исполняли свои лидерские роли в рамках модели бигмен (по М. Моссу). В Норамарге модель поведения бессменного главы села может быть описана в терминах трикстерской культуры (по П. Радину). Как встраиваются бывшие урбаниты из Баку и других азербайджанских городов в структуры современной сельскости?
С какими диалектическими сложностями сопряжен процесс пестования политической агентивности на селе и как участвуют в этом процессы беженцы из Баку? Почему в селе Хачпар беженка, женщина-кандидатка была вынуждена эмигрировать, в то время как в селе Драхтик кандидатов-женщин в принципе не было, а женщины-кандидатки села Норамарг регулярно проваливались? Как выглядит политическое насилие, сговор и иные электоральные мошенничества в современном армянском селе? Что означает хнами-тзанот-барекам (ХТзБ) и как это влияет на состояние демократических институтов? Какие темные и светлые стороны имеют отношения патрон-клиентелизма? Анализируя эмпирические материалы нескольких сел, автор пытается найти ответы на эти вопросы.
Второй доклад. Тема «Политики военного / кризисного вдовства: культурные / нео-трационалистские решения vs государственные программы»
Военное вдовство и вдовство в целом — недооцениваемый и малоизученный феномен в мире. Скудная литература, освещающая исторические и современные нарративы о военном или кризисном вдовстве (то есть наступившее в результате погромов, этнических чисток, геноцидов и прочих социальных конфликтов подобного рода), отражает эти пробелы в исследованиях. Карабахский конфликт, переросший в полномасштабную войну в 1991–94 годах, оставил и продолжает оставлять глубокий след в жизни обычных людей, более того он стал отправной точкой сущностной трансформации общества (низовой уровень, «снизу») и государства (де факто государственные политики, «сверху»).
В ходе этого продолжительного конфликта и войн, включая так называемую позиционную, или снайперскую войну, произошли значительные ре-композиции гендерной структуры. В результате образовалась целая социальная группа, «прослойка» — вдовы; оформились контуры функционирования семей в «режиме вдовства». Цель презентации исследовать повседневный опыт вдов, понимание и определение военного вдовства как сложного и многогранного феномена социальной жизни, анализ социальных последствий разных сценариев урегулирования как проблем, так и самого статуса вдов. Важно отметить, что стратегии и политики вдовства переплетают в сложном социальном узоре общинно-коммунальные и государственные решения, откуда, собственно, и оппозиционная пара традиционные стратегии vs государственные программы. Данное исследование посвящено анализу и эффектам военного вдовства в пост-военном Карабахе и включает в себя разбор следующих проблем и тематических блоков: вызовы и дилеммы вдовства, маргинальность статуса, локальность брака, левират как стратегия реинтеграции, структуры cамоорганизации вдов и государственные привилегии.
Заключительный доклад. Тема «Межпоколенчески передаваемая травма: литература, искусство и семейные нарративы»
Цель исследования — внести вклад в научную дискуссию о переживании войн, погромов, геноцида и вынужденной миграции и о проблемном явлении, вызванном «работой» так называемой трудной памяти. Это явление вызвало к жизни такие не менее проблемные концепты и субдисциплины, как травма, межпоколенческая трансмиссия стрессонеустойчивости, эпигенетические исследования, интимный нарративный продукт.
В настоящем междисциплинарном исследовании автор пытается различными способами ответить на вопросы, связанные с «метаболизацией» наследия геноцида. Как семьи говорят или молчат о погромах и этнических чистках и как давление этого молчания может быть тяжелее, чем слова; как это влияет на идентичность подрастающего ребенка? Как травма передается через поколения? Как геноциды становятся частью официальной доктрины; как и почему они политизируются? Примеры-кейсы берутся из истории армянского геноцида, Холокоста, геноцидов в Камбодже, Боснии, Руанде, ДР Конго, в палестинской Накбе, во Вьетнаме. Этот ряд пополняется современными геноцидами езидов и само-восприятием христиан Среднего Востока.
Фото: Unsplash