«СЭНДВИЧ-СИНДРОМ». Внутрисемейная забота о пожилых

 
01.03.2016
 
Университет
 
Елена Здравомыслова

БЛОГ DP.RU: Внимание: «Сэндвич-синдром». Внутрисемейная забота о пожилых.

В центре нашего внимания – те люди, которые осуществляют непосредственный уход за своими пожилыми родственниками на последней стадии их жизни.

Начнем с типового сюжета.

Анне Ивановне недавно исполнилось 56 лет. Уже много лет она работает юристом в частной фирме и неплохо зарабатывает. О пенсии до недавнего времени и не помышляла. Она замужем, муж работает инженером в строительном тресте. Сын учится на последнем курсе университета. Семья проживает в отдельной двухкомнатной квартире в Петроградском районе СПб. Немного тесновато, но ничего, жить можно. Не коммуналка же! Комнаты довольно большие.

Мама Анны Ивановны – Нина Ильинична - недавно отпраздновала 80-летний юбилей. Она на пенсии, давно развелась и много лет живет одна в однокомнатной квартире недалеко от ст. метро «Рыбацкое». На здоровье до недавнего времени не жаловалась. Гордилась своей независимостью от детей и самодостаточностью, активно посещала филармонию, выставки, принимала у себя друзей и ходила в гости. Отношения в семье стабильно позитивные. На семейные праздники все встречаются, летом семья объединяется на даче, внук время от времени навещает бабушку. Мать и дочь близки. Созваниваются регулярно, обсуждают бытовые проблемы. Все как у всех.

И вот внезапно все изменилось. Как снег на голову! И в самое неподходящее время - как всегда! Нину Ильиничну разбивает инсульт. Ее спасают случайным образом - соседка помогла вызвать врача. Проведя положенное время в больнице, Нина Ильинична выписывается. Она не может более жить одна. Паралич левой части тела, затрудненность речи, восстановление идет медленно, с головой как-то не очень: то забывает, то заговаривается. Прогнозы врачей не вызывают оптимизма.

Что же делать? Нужно принять ряд важных решений, существенным образом изменяющих жизнь семьи и прежде всего дочери больной женщины - Анны Ивановны. Во-первых, нуклеарной семье придется потесниться и превратиться сначала в вынужденно расширенную, а затем совершить жилищную рокировку – благо есть возможность. Нина Сергеевна переезжает в семью дочери. Через некоторое время внук может отделиться и начать жить самостоятельно на квартире бабушки. Первая задача успешно решена.

Но дальше важнее всего - организовать интенсивный уход за больной. От него зависит ее будущее. Что это означает для уклада семьи и для жизни Анны Ивановны, которая горячо любит свою маму и готова сделать все возможное, чтобы улучшить качество ее жизни?

Во-первых, нужно время, чтобы посвятить его уходу за больной. А где его взять? Что делать с работой? Можно взять отпуск на некоторое время. А потом? Бросать работу? Это невозможно по финансовым обстоятельствам... Да и вообще – Анна Ивановна любит свою работу. Работать дистанционно? Сократить нагрузку? Все зависит от начальства, хотя официальные правила этого не позволяют. И вот так Анна Ивановна в раннем пенсионном возрасте вновь сталкивается с проблемой баланса заботы и оплачиваемого труда, которую она решала, когда сын был маленьким. Теперь у нее на руках – не мальчик, который рос, мужал и становился все более независимым и самостоятельным. Она ухаживает за больной матерью, которая не становится сильнее и моложе.

Анна Ивановна старается работать дистанционно – она «продвинутый» пользователь компьютера и интернета, но постоянно опаздывает, чувствует, что ее позиция на работе становится все более шаткой. Дома она готовит, кормит, моет, подмывает, следит за диетой, за приемом лекарств, делает уколы, обучается навыкам массажа. Мало спит. Очень устает. Ей фактически не хватает сил на общение с матерью, не говоря уже о муже и сыне. Собственное здоровье также пошатнулась. Но не до этого!

В связи с новой ситуацией меняется распределение внимания в семье.

Муж и сын часто чувствуют себя заброшенными. Нужно суметь привлечь их к новой заботе. В доме накаляется атмосфера. Устали все. Анне Ивановне не хватает времени и сил. И это при том, что муж и сын ей помогают, а Нина Ильинична – ангел, не сварлива, не строптива и всеми любима. Нанять помощницу не позволяют средства, жилищные условия, а также сомнения в надежности оплачиваемых сиделок. Пансионатный уход вообще не рассматривается как достойная опция. И такая жизнь может длиться годами.

Что говорит нам эта история о современном российском обществе?

В различных обществах по-разному организована забота о пожилых людях. В традиционных партриархатных обществах уход и заботу о пожилых осуществляет община и расширенная семья, и в них, как правило, женщины среднего возраста. При этом, несмотря на то, что забота-уход представляет собой вид не только физической, но и особо тяжелой эмоциональной работы, она часто воспринимается как семейный долг и женское предназначение, а не как труд, требующий вознаграждения и признания. В современных обществах в заботу включены разные институты - семья, рыночные ресурсы, социальное государство и общественные организации – осуществляется так называемый «микс» или «ромб» социальной заботы. Гендерный разрыв в практиках заботы сокращается. Но наши исследования показывают, что в России в отношении пожилых граждан по-прежнему господствуют практики и идеологии семейной заботы, которою призваны осуществлять женщины.

Наша история иллюстрирует типовую биографическую ситуацию жизненного пути российской женщины. Эта ситуация характеризуется так называемым синдромом «поколения сэндвич», который переживают люди, принадлежащие к среднему поколению (возраст 45 - 60 лет), сталкиваясь с необходимостью сочетания заботы о членах семьи, принадлежащих к старшему поколению, с оплачиваемой работой и/ или поддержкой детей. Исследователи объясняют этот поколенческий синдром демографическими факторами и сохранением гендерного неравенства сфере заботы.

Обсуждая сэндвич – синдром в российском контексте, опираясь на эмпирические исследования практик заботы о пожилых людях, сформулируем три вывода. Во-первых, режим заботы о пожилых людях в России остается фамилистским. Во-вторых, этот режим обладает выраженным гендерным профилем, т.е. прямые практики заботы и ухода в основном феминизированы – лежат на плечах женщин. В-третьих, забота о старших родственниках выступает тем бременем и долгом, в выполнении которого общество и государство помогают гражданам недостаточно и вместо помощи и признания часто нормализуют нагрузки, с которыми так трудно справиться.

Организация заботы в «Доме ветеранов сцены им. М.Г. Савиной» проводилось под руководством профессора Елены Андреевны Здравомысловой в рамках Профессуры по социологии (направление «Социологические исследования режимов заботы в отношении граждан пожилого возраста») Европейского университета в Санкт-Петербурге при поддержке БФ Елены и Геннадия Тимченко.

Здравомыслова Е.А., социолог, ЕУСПб.

В дополнение:

The Village: Что нового. Социолог Елена Здравомыслова - о «непродуктивной» старости и боли «поколения сэндвич».