Лекция организована при поддержке Французского института (отделение в Санкт Петербурге) и Центра франко-российских исследований в Москве.
Декларации Джона Дьюи в «The Public and its Problems» (1927) часто интерпретируют как применение его философии опросов, эксперимента и дискуссии к политике, к вопросам гражданственности и к образованию. Иногда их противопоставляют реалистическому развороту Уолтера Липпмана, который, будучи основателем «The New Republic», позднее займет критическую позицию по отношению к «призраку публики». Это эссе можно было бы рассмотреть и в его исторической перспективе – как входящее в серию статей и книг «прогрессивной эры» (Кроули, Уэйл, Борн, Ласки, Фоллетт...) о «новом государстве» и «новой политике».
В своей лекции я попытаюсь взглянуть на это эссе в другой перспективе и рассмотреть этот набор теоретических вопросов по поводу «публики» как часть совокупности гражданских и политических инициатив, использовавших в той или иной степени тот же язык. Прагматистская философия часто созвучна с прогрессистским мышлением, и ее невозможно правильно понять вне контекста общественных движений этого времени. Мое внимание привлекла небольшая организация «The Inquiry». Она располагалась в Нью-Йорке (1919 – 1933) и занималась обучением и подготовкой «лидеров», образованием для взрослых, социальной работой и организацией жизни местных сообществ. Одним из видов ее деятельности было развитие техники публичной дискуссии, основанной, в основном, на работах Джона Дьюи и Мэри П. Фоллетт. Публичная дискуссия также основывалась на предшествующем опыте таких организаций, как «Bible classes», «town meetings», «Forum’s movement», «People’s Institute» и коммунитарных центров, численность которых резко растет в предвоенные годы.
«The Inquiry» настаивала на необходимости «групповой политики» (group politics) и развила концепции кооперативного мышления и творческого конфликта. Я попытаюсь описать ее деятельность как прагматисткое предвосхищение – полностью забытое – исследований периода после 1980-х гг., относящихся к коммуникативному действию и делиберативной демократии. Концепция публичной сферы Хабермаса, приобретающая очень важное значение в англоязычном мире начиная с середины 1980-х гг., отсылает к прагматизму Пирса и Мида. Вариант публичных дебатов, развитый «The Inquiry» и укорененный в сетях активистов Бостона и Нью-Йорка, был полностью забыт. Между тем, с учетом ограничений, которые мы попытаемся проанализировать, он открывает новые пути к пониманию публичной сферы.
Даниэль Сефай – профессор и сотрудник Центра изучения общественных движений Высшей школы социальных наук в Париже (EHESS).
Научные интересы:
- социология публики, коллективных мобилизаций и проблем публичной
- сферы;
- этнография гражданских ассоциаций и НКО;
- методология полевых исследований;
- феноменология и социальные науки;
- история социальных наук в США.
Фото: 1919 group photo of Inquiry members at the Paris Peace Conference, wikipedia