Елена Кальницкая. Петергоф: личностный аспект формирования пространства. Открытый исследовательский семинар

 
20.03.2015
 
Школа искусств и культурного наследия

27 ноября 2013 года на факультете истории искусств Европейского Университета состоялся Открытый исследовательский семинар, на котором выступила доктор культурологии и генеральный директор Государственного музея-заповедника "Петергоф" - Елена Яковлевна Кальницкая. В лекции, посвященной Петергофу, Елена Яковлевна рассказала о том, как личные пристрастия каждого из владельцев повлияли на формирование любимой резиденции династии Романовых.

Отец Петергофа

Фонтанная резиденция была задумана Петром I еще до его поездки в Версаль, под впечатлением от версальского парка, о котором он много читал. Проплывая мимо нынешнего Петергоф в 1705 году, согласно походному журналу, император был так очарован красотой местности, что именно ее выбрал для строительства своей новой загородной резиденции. Уже в 1710-е годы закладывается Большой Петергофский дворец, Монплезир, Большой грот с каскадами. Активно участвуя в строительстве Петергофа, Петр самостоятельно делает первые наброски. По мнению Е.Я. Кальницкой, петровский эскиз петергофского плана во многом аналогичен тому самому трехлучию, которое позднее будет положено в основу Петербурга. Посетив Версаль в 1717 году, император был так потрясен технической идеей машины Марли, что по приезде пытался активно реализовать ее, но сначала в Стрельне. И только в 1721 году, когда его помощник, инженер-гидравлик Василий Туволков обнаружил родники на ропшинских высотах, началась грандиозная работа по созданию водопроводящей системы нынешнего Петергофа.

Е.Я. Кальницкая рассказала о совместном мультимедийном проекте, разработанным сотрудниками Петергофа и Версаля – "Поездка Петра Великого в Шато де Версаль".

Петергофская Диана

Екатерина I, а позднее и Петр II предпочитают Петергофу загородную резиденцию в Ораниенбауме, и Петергоф долгое время остается в том состоянии, в котором его оставил Петр I. Однако с приходом Анны Иоанновны парк преображается. Она не только приглашает К. Б. Растрелли, который активно работает над Большим каскадом, но и, отмечая 25-летие победы при Полтаве, сооружает из свинца первую фигуру "Самсона".

Феофан Прокопович через месяц после Полтавской битвы в Киевском Софийском соборе впервые ввел сравнение Петра с Самсоном, напрямую связав библейского героя, Петра и день Полтавской битвы. Идея была с восторгом принята и популяризирована, и Анна Ионовна, отмечая 25-летие победы при Полтаве, сооружает Самсона как некоего библейского прототипа великого императора. Но Святой Сампсон Странноприимец был тщедушен, худ, мал ростом и не имел ничего общего с тем библейским богатырем, который был сооружен в Петергофе. Подмена понятий приобретает визуальную форму и становится главным символом Петергофа.

Анна Иоанновна вошла в историю Петергофа как страстная охотница, императрица держала ружья во всех своих комнатах. В Петергофе сохранился экспонат - лаковая доска Монплезира, простреленная самой императрицей.

Верность отцу

Елизавета Петровна с одной стороны была подчеркнуто верна отцу и старательно продолжала его проекты, с другой стороны новой императрице хотелось праздника и веселья, и 18 тысяч платьев нужно было где-то хранить. Переехав в Петергоф, Елизавета Петровна осуществила решительное, но очень корректное по отношению к памяти отца расширение Большого Дворца. При царствовании Елизаветы Петровны Петергоф преобразился. С нею же связан один из самых романтических эпизодов в истории резиденции. Прогуливаясь по парку недалеко от Монплезира, императрица обратила внимание на стоявшего на посту молодого часового. Она подошла и протянула юноше серебряную монету. Часовой нес службу, и монету взять не мог. Тогда Елизавета Петровна положила ее на землю и ушла. Отслужив службу, солдат монету поднял и хранил всю свою жизнь, как самую дорогую реликвию. Этим солдатом был Александр Васильевич Суворов.

"Потешания" в Ораниенбауме или наверх к славе и вниз с горы

Петр III, желая собственного царства и собственной истории, посещает Петергоф лишь на именины Петра и Павла, все остальное время он живет в Ораниенбауме. Там у него потешные полки и строительство Петерштадта, там же он счастлив с графиней Воронцовой, в то время как Екатерина гуляет по паркам Петергофа и в ней зреют недовольство, амбиции, тщеславие, обида.

Приехав в Петергоф на очередные именины в 1762 году, император удивлен отсутствием жены, он ищет ее в дворцовых покоях, в парках, и вскоре Екатерина действительно возвращается, но уже во главе гвардии, и уже императрицей. Осуществив переворот, Екатерина II навсегда покидает Петергоф, оставляя его в прошлом, как несчастное воспоминание. И только один раз в году, как и ее бывший супруг, она посещает петергофскую резиденцию в день именин Петра и Павла, чтобы отпраздновать и именины Петра I, и именины сына Павла, и одновременно день собственного триумфа.

Создатель Самсона

Павел I растет в Петергофе в одиночестве, пока императрица занята государственными делами. Он имеет свои комнаты в Китайском дворце, бродит по паркам, где когда-то бродил Петр Великий, и именно Павел, вступив на престол, сооружает новую бронзовую скульптуру Самсона, которая сегодня является символом Петергофа.

Строитель коттеджа и "второй отец" Петергофа. Николай I

Александру I ближе Павловск, поэтому он бывает в Петергофе нечасто. Но Николай I хорошо помнит о восстании декабристов, и в страхе за жизнь семьи и детей переезжает в Петергоф, который уже прекрасно организован, с технически и эстетически безупречной фонтанной системой. Однако Николай I хочет тишины и покоя, и строит рядом парк Александрию в стиле английского романтизма. В этом парке будут расти его дети, и именно этот парк является символом личного пространства XIX века.

Идиллия на нижней даче и крах династии

Александр II и позднее Александр III, и Николай II, действительно, проводят свое детство в Фермерском дворце. Однако, следующие преобразования в Петергофе начнутся лишь при Николае II. Выходец из Фермерского дворца, Николай II строит последнее крупное дворцовое сооружение Александрии - Нижнюю дачу. Здесь родился его единственный сын Алексей, здесь же императором был подписан манифест о вступлении России в Первую мировую войну.

После революции Нижняя дача довольно успешно существовала в качестве музея, а после Второй Мировой войны была преобразована в дом отдыха для сотрудников НКВД, и в 1961 году по неизвестным причинам уничтожена.

 

Кристина Танис

{gallery}art_history/materials/gallery/2013-11-27-kalnitskaya{/gallery}