8 сентября 2017 г. в Европейском университете состоялся открытый разговор с кинорежиссером Алексеем Германом-мл. Среди поднятых на встрече тем — российский кинематограф, особенности творческого процесса, фильмы Германа «Бумажный солдат» и «Последний поезд», арест Кирилла Серебренникова и упадок западной философии. Модераторами мероприятия выступили профессора факультета истории искусств Европейского университета Наталия Мазур и Аркадий Блюмбаум.
Герман рассказал, почему на главную роль в фильме «Бумажный солдат» был приглашен грузинский актер Мераб Нинидзе. Режиссер пытался добиться пространственного и физиологического (но не этнического) диссонанса между героем и местом действия картины. Изначально предполагалось взять на роль еврея, но нужного актера так и не нашли. Персонаж Дани погибает от невозможности совмещать идеализм с человеческой жертвой — без пуска ракеты страна не может двигаться дальше на пути к новой прекрасной жизни, но в из-за этого может погибнуть симпатичный ему человек.
Можно сказать, что идея «Бумажного солдата» родилась из его наблюдений за отцом — честного и неравнодушного человека, остро переживающего из-за событий в России, который мог за сорок минут превратиться из «имперского ястреба» в «невероятного демократа». Важно видеть разность русской жизни, понимать особенности страны, заданные климатом, размерами и ее протяженностью, классовыми отношениями, меньшей степенью предсказуемости, чем в Европе (чьи интеллектуалы из года в года только упрощаются). Чувство неустроенности Герман считает одной из главных черт интеллигента в России.
Решение сделать ключевыми персонажами картины «Последний поезд» двух немцев связано с историей семьи режиссера. Немцы дважды спасли его бабушку и мать во время Великой отечественной войны. Первый раз во время расстрела евреев в Бабьем Яру — женщин вывели из конвоя, когда те пошли провожать своих друзей. Спустя какое-то время их повезли по железной дороге на работы в Германию — на переезде охрана выпустила из вагонов всех заключенных. Герман считает, что нужно сохранять память о погибших предках и в то же самое время преодолевать самые трагические события истории. В своем фильме он хотел показать, что на войне случаются очень разные ситуации. Еще одна важная тема фильма — трагедия интеллигенции, попавшей в жернова истории.
Чтобы его работы были понятны современным зрителям, Герману приходится значительно упрощать свой кинематографический язык. Многие события истории XX века — из которой вышел сам режиссер и многие его современники — сегодняшней молодежи кажутся слишком далекими. В обществе происходят глубинные изменения, связанные с интернетом, краткостью высказывания, скоростью реакции на событие, другим ощущением общности и личного пространства. Это не плохо и не хорошо, мы просто живем в таком мире, утверждает Герман.
При этом режиссер не считает, что современная молодежь стала хуже или глупее — наоборот, в разных городах России он видит «много симпатичных лиц». Их появление стало возможно благодаря прогрессу — «интернету, стабильности, отсутствию серьезной гражданской войны». «Мы не успеваем за временем, в котором живем», — сказал Герман. Очень важно идти в ногу со временем, но суетиться в этой работе не стоит. У сегодняшних молодых людей изменилось восприятие действительности, манера речи, интересы. Тем не менее, это разумные люди, способные воспринимать «разные языки».
Алексей Герман считает, что самый главный вопрос на сегодня — как остаться самим собой и не примкнуть ни к какой стае. Что касается творческих людей, они «не должны обслуживать ни одних, ни других». Герман призывает не политизировать искусство. Художники должны «оставаться с культурой», делать правильные, честные по отношению к себе, стране и своему творчеству вещи. Также режиссер рассказал, что Никита Михалков однажды сильно помог ему — спас его фильм про Довлатова. Хотя с некоторыми его идеями Герман не согласен.
Бедственное состояние современного российского кинематографа Герман объясняет упадком кино-образования. 90% преподавателей кино в творческих вузах нужно разогнать и никогда не подпускать к работе со студентами — они профнепригодны. На выходе получается 50-60% плохо обученных испуганных бездарей, которые снимают исключительно ради денег; 20-30% работают «за бабло и идеологию» и готовы к внезапной перемене политического курса. По словам режиссера искусство должно служить не пропаганде или патриотизму — оно возвышает человека над животным, создает почву, на которой развиваются «сложные люди».
Говоря о заключении режиссера Кирилла Серебренникова, Герман (один из поручителей Серебренникова) усомнился в его виновности. Режиссер считает, что это дело рассосется, ничем серьезным для Серебренникова не закончится — про остальных обвиняемых он этого сказать не может, так как не знаком с ними. Заключение Серебренникова только усиливает раскол в обществе, стимулирует людей к эмиграции (которую Герман считает одной из главных проблем России). Также для России это сильный геополитический пиар-провал. Призыв режиссера Ивана Вырыпаева отказаться от сотрудничества с российскими властями Герман считает глупостью и позерством — он не знает «ни одного серьезного режиссера», который бы относился к этому жесту без сильного раздражения. Музеи, музыка, театры и цирки не могут существовать без государственных дотаций.
Также Герман признался, что не смотрит российское кино, предпочитая «буржуйские сериалы» («Друзья», «Как я встретил вашу маму», «Дефективный детектив»), а также последние 15 лет не читает книг, в которых «нет вампиров или пришельцев». По его мнению иностранцы перестали понимать русское кино — они не хотят напрягаться и всматриваться, пытаясь понять чужую культуру. Иностранцы восприимчивы только к «железно понятным» фильмам, например, «Левиафан» Андрея Звягинцева. Европейское сознание становится все более одномерным, во многом из-за упадка европейской философии. “Фрэнсис Фукуяма — идиот. Если бы он был «не такой тупой», мог бы написать не «Конец истории», а хотя бы ее начало”, - считает Герман.
Автор: Алексей Павперов