Олег Хархордин: «В действительности роль гаранта, выполняемая монархом, очень важна»

 
17.10.2022
 
Факультет политических наук; Центр «Res Publica»
 
Олег Валерьевич Хархордин

Профессор факультета политических наук, директор Центра Res Publica Олег Хархордин дал интервью для передачи «Международное обозрение» на телеканале «Россия 24». Эксперт рассказал, как трансформировалась монархия и можно ли основать сегодня новую династию.
 

Приводим отрывок, посвященный недавней кончине королевы Елизаветы II:

– После кончины Елизаветы II подданные стали воспринимать ее как фигуру более существенную, чем казалось. Может быть, это вообще не имеет отношения к монархии, а все дело во внутреннем настрое?

– Нет, к монархии это имеет отношение, потому что, как писали многие конституционалисты, хотя в Великобритании нет писаной конституции, «монарх в Великобритании не правит, но выступает гарантом того, страна находится под управлением». В связи с этим за семьдесят лет правления Елизаветы II все привыкли к ее предсказуемости — с 1947 года, с момента ее восшествия на престол, королева не демонстрировала никаких фокусов. О предсказуемости или непредсказуемости пришедшего на смену Елизавете II Карла III в данный момент рано делать выводы.

Елизавета II проявила собственную инициативу лишь однажды, когда лейбористы не набрали большинства на выборах 1974 года. Тогда королева дала Гарольду Вильсону возможность сформировать коалиционное правительство меньшинства; осенью состоялась еще одна серия выборов для достижения лейбористами большинства в парламенте.

В действительности роль гаранта, выполняемая монархом, очень важна. Смена многочисленных премьер-министров, которых королева Великобритании застала на своем веку, свидетельствует о том, что этот механизм работает без перебоев, а человек, который гарантирует бесперебойность определенных политических процессов, несомненно, важен.

Конечно, роль монарха в британской политической системе представляется менее значительной, чем, например, роль Хуана Карлоса I во время перехода Испании к демократическому правлению. Когда случился путч 1981 года, сопровождавшийся захватом парламента и арестом министров и депутатов, путчисты рассчитывали, как оказалось, весьма опрометчиво, на молчание короля. Выступление Хуана Карлоса I 24 февраля 1981 года с выражением протеста против действий путчистов во многом определило современную политическую систему Испании. Таким образом, в критические для страны моменты даже в тех системах, где полномочия монарха серьезно ограничены ритуальными функциями, монархия может громко заявить о себе.

 

Полная версия материала