В петербургских «Ведомостях» вышла колонка Антона Барчука. Директор Института междисциплинарных медицинских исследований рассказал, почему пришло время пересмотреть меры защиты от коронавирусной инфекции.
Приводим текст материала:
Пока в России готовятся к пику пятой волны и раздумывают над новыми ограничениями из-за омикрона, другие страны ограничения постепенно снимают.
Новый вариант коронавируса заражает все больше людей и продолжает держать в напряжении системы здравоохранения многих стран, однако число госпитализаций меньше показателей прошлых волн. Похоже, пора начать пересматривать меры контроля как на уровне государства, так и глобально. Ограничения, в том числе закрытые границы, скорее всего, нужно снимать. Возможно, не совсем такого конца пандемии мы ожидали. Мы представляли пустые больницы и ноль новых случаев, но именно «омикрон» завершает первый и острый этап пандемии.
Коронавирус становится в ряд с другими возбудителями респираторных инфекций. В гуще новостей о рекордах «омикрона» потерялись два важных события.
2. Австралия открыла границы для людей, вакцинированных «Спутником V».
Если связать эти два события, получим новую нормальность, которая ждет нас в ближайшее время. Смысла держать границы закрытыми с точки зрения контроля эпидемии уже нет.
Новый вариант вируса отлично распространяется внутри стран без помощи приезжающих, и эффект от открытия границ вряд ли будет заметен на этом фоне. Тесты как способ фильтра при путешествиях и метод выявления инфекций перестали работать, когда их чувствительность, то есть способность давать положительный результат у инфицированных, упала для «омикрона».
Большинство людей стали переносить коронавирус бессимптомно — во многом это заслуга вакцинации. В России, к сожалению, бессимптомное носительство обусловлено не только вакцинацией, но и большим числом переболевших. Если судить по избыточной смертности, жертвами пандемии стали более миллиона человек. Но так или иначе, людей, защищенных от тяжелого течения болезни, большинство, а если кто-то еще и не контактировал с вирусом, то «омикрон» это исправит. Австралия — оплот изоляции во время первых волн пандемии, страна с эффективной программой вакцинации, которая устроила публичную порку ведущему теннисисту-антиваксеру, — признала российскую вакцину эффективной защитой от тяжелой болезни и смерти и разрешила въездобладателям сертификата о полной вакцинации «Спутником V», подчеркивая именно защиту от смерти.
Возможно, Австралия и другие страны собираются защищать себя не столько от носителей инфекции, что уже невозможно, сколько от туристов, которые могут тяжело заболеть и оказаться в больнице. Пожалуй, только сертификат о вакцинации препаратом с доказанной эффективностью сильно снижает эти вероятности. Отношение к перенесенной болезни с этой точки зрения двоякое — случай с Новаком Джоковичем показал возможную путаницу со въездом переболевших. Но похоже, через какое-то время, ограничения на въезд исчезнут вовсе, когда найти людей, не контактировавших с вирусом, будет совсем сложно.
Еще одно важное последствие отмены мер и ограничений — людям самим придется взять ответственность за риски, которые несет болезнь. Вакцинация имеет минимальное количество серьезных нежелательных эффектов, у вакцин почти нет противопоказаний, и выбор теперь должен быть полностью за людьми.
Вакцина эффективна против инфекции, вызванной «дельта»-штаммом. Эффективность «Спутника V» против «омикрона» предстоит изучить, однако более чем вероятно, что вакцина помогает избежать тяжелой болезни. Мы возвращаемся в мир, где собственное здоровье опять становится делом каждого. В силах государства теперь предложить группам риска ревакцинацию, которая еще больше снижает риск тяжелой болезни. Возможно, с помощью повторной полной вакцинации следует защитить пожилых, людей с хроническими заболеваниями, ровно так же, как мы должны это делать, например, в случае с пневмококковой инфекцией.
Но нужны ли нам государственные меры еще? Несмотря на полярную реакцию людей на коронавирус и меры против него, цель была понятна — снизить нагрузку на медицинские учреждения и смертность. Но если государство хочет снизить число госпитализаций и смертей после пандемии, то стоит обратить внимание на другие эпидемии, которые с нами уже много лет, — речь, в частности, про сердечно-сосудистые и онкологические заболевания. Например, курение приводит к большому числу госпитализаций и смертей в России, разве что мы не рисуем графики и эпидемические кривые каждый день. Нужно ли бороться с курением на уровне государственных мер так же жестко, как и с коронавирусом?
Вопрос государственных мер контроля заболеваний часто лежит в плоскости баланса прав отдельного человека и общественного здоровья. Кроме запретов существуют и другие пути контроля за распространением заболеваний на уровне государства – они сложнее, но не вступают в конфликт с правом выбора отдельного человека. Повышение стоимости табачной продукции подталкивает к отказу от курения в отсутствие полного запрета табака. Алкогольные монополии в странах Северной Европы помогли снизить потребление алкоголя, условия для массового спорта и контроль потребления соли, простых углеводов и жиров вполне могут снизить распространенность сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Задача государства, решившего взять на себя ответственность за общественное здоровье, не запрещать, а мотивировать граждан снижать риски различных заболеваний, помогая брать на себя ответственность за здоровье и подталкивая к решениям, которые прежде всего важны для людей и их близких и потом уже для самого государства.
Оригинал материала доступен в «Ведомостях» .
Изображение: Unsplash