Никита Ломагин: «С волей все было в порядке с самого начала войны»

 
31.01.2022
 
Факультет политических наук
 
Никита Андреевич Ломагин
 
Европейский в медиа

27 января в День полного освобождения города от фашистской блокады телеканал «МИР 24» и еженедельник «Аргументы и факты» опубликовали интервью с профессором факультета политических наук, специалистом по истории блокады Ленинграда Никитой Ломагиным

  • Телеканалу «МИР 24» эксперт рассказал об операции «Искра» и о том, какую роль сыграла Дорога Победы в полном снятии блокады Ленинграда.

Операция, которую проводили Ленинградский и Волховский фронт [речь об «Искре»], особенно Ленинградский под командованием генерала Говорова, впервые была очень хорошо подготовлена с точки зрения проведения необходимых учений для форсирования Невы. Очень хорошо сработали инженерные, саперные войска. Было много попыток прорыва Блокады, но к этой попытке отнеслись наиболее серьезно, и этому способствовала благоприятная обстановка в целом на фронте с противником: немцы не могли перебрасывать сюда дополнительные силы и средства, это привело к тому, что в результате семи дней очень кровопролитных боев, наверное, самые кровопролитные бои происходили в это время, общие потери составили до 70 тысяч человек (по 10 тысяч в день), – эта мясорубка была очень жестокой с обеих сторон. Но удалось прорвать Блокаду, соединиться с большой землей, построить железную дорогу за очень короткий период.

  • Издание «Аргументы и факты» Никита Ломагин посвятил в планы недавно открывшегося Института истории обороны и блокады Ленинграда. Эксперт отмечает, что возможность сконцентрировать усилия по изучению блокады и сделать ее системной появилась впервые. 

Круг [тем, которые планируются для изучения] обширен. Это и уроки «зимней войны» с Финляндией, которая велась, чтобы обеспечить, прежде всего, безопасность Ленинграда. Об этом говорил Сталин, выступая 17 апреля 1940 года, после ее окончания. Также непростой этап – город накануне Великой Отечественной. Какие резервы находились в распоряжении руководства? Можно ли было заранее доставить большие партии продовольствия? Ведь Госплан накануне войны выступал против «нерационального завоза» ресурсов. Еще одно важное направление – планы противника и нацистской верхушки. Они не ограничивались лишь военными операциями. Речь шла не только об уничтожении города, но и, через контроль над Балтикой, о создании предпосылок для освоения в дальнейшем богатств нашей страны.

Отдельного исследования заслуживают вопросы управления городом, блокадная повседневность, борьба с врагом на территории Ленинградской области: оккупация, партизанское движение и битва за коммуникации.

Нам предстоит показать работу и по восстановлению Ленинграда. Так важнейшим уроком для руководства города (и не только его) стал пересмотр подхода к продовольственной безопасности, развитие местной ресурсной базы. Наконец, многообразны проблемы послевоенного периода – это и «ленинградское дело», и политика памяти о пережитом, и важнейшие международные проблемы. Прежде всего, место блокады Ленинграда на судебных процессах против нацистских преступников, а также развитие международного гуманитарного права, запретившего использование голода как средства ведения войны.


Полные версии материалов опубликованы здесь (телеканал «МИР 24») и здесь («Аргументы и факты»).