Мастер-классы Карло Гинзбурга

 
20.03.2015
 
Школа искусств и культурного наследия

30 сентября - 4 октября 2013 года в рамках профессуры The Coca-Cola Company по визуальным исследованиям на факультете истории искусств Европейского университета состоялись мастер-классы выдающегося итальянского ученого, одного из создателей микро-истории, автора многих блестящих книг и статей Карло Гинзбурга.

Ножницы Аби Варбурга: контекст понятия Pathosformeln*

Первая лекция Карло Гинзбурга была построена вокруг понятия Pathosformel , придуманного Аби Варбургом в ходе его работы. Речь шла о "формулах выражения эмоций" – движении тел, волос и одеяний на изображениях времен античности, и выявленных Варбургом в более поздних произведениях Ренессанса. 

По Варбургу, словарь патетических жестов античности использовался художниками Ренессанса совсем в другом контексте: постановка и жесты Марии Магдалины в "Распятии" Бертольдо ди Джовани заимствованы из образа античной менады. Фридрих Ницше, Карл Бургхард, рассуждения Джошуа Рейнольдса о жестах оказали значительное влияние на формирование теории Аби Варбурга. Однако поворотным моментом для Варбурга и главным источником идеи о формулах патоса оказывается Чарльз Дарвин и его книга "Выражение эмоций у людей и животных" (1872).

Результатом развития понятия становится грандиозный, но незавершенный проект "Атлас Мнемозины" - нарезка образов, переходящих из Античности в Возрождение. Материал подготовительных изобразительных таблиц, их структура позволили предложить Гинзбургу термин "ножницы Аби Варбурга", которыми последний "режет" историю искусства, добывая необходимые сюжеты для иллюстрации параллелей и пересечений: рассматривает образы А. Дюрера, иллюстрирует "трансформацию" древних богов, изучает видение классической античности современниками.

Для разъяснений Варбурга Гинзбург часто прибегает к помощи Фрица Заксля, Эрвина Панофского (идея исторического измерения), Гертруды Бинг ("формулы патоса" как изобразительные топосы), работы которых подчас развивают идеи, предложенные Аби Вабрургом.

* (Pathosformel или Pathosformeln - "формулы патоса"; "патос" - от др. греч. Pathos, выступает синонимом слова "пафос", исключенного переводчиками сборника "Мифы-эмблемы - приметы: морфология и история" (2004) во избежание ассоциаций с более поздними значениями). Pathosformel - это "антикизирующие стилистические формы в искусстве Возрождения, диктуемые темами и ситуациями повышенной эмоциональности". 

 Внутренние диалоги: еврей как адвокат дьявола

В определении понятия диалога Карло Гинзбург с одной стороны опирается на труды Мартина Бубера, а с другой – на концепцию внутреннего диалога Михаила Бахтина.

В центре внимания лектора – диалог между иудеями и христианами в Англии XVIII века. "Шесть бесед о чудесах нашего Господа" (Six discourses on the miracle of our Saviour) были опубликованы в Лондоне между 1727 и 1729 гг., их автором значился Томас Вульстон. "Шесть бесед" – это продолжение традиции текстов, содержащих вопросы и саркастические комментарии к чудесам Иисуса, и как бы обращаемых от иудеев к христианам. Каким образом Иисусу удалось превратить воду в вино или воскресить Лазаря? Воскресение Христа для Вульстона – очевидное и наглое мошенничество. Из-за скандального характера книга быстро становится настоящим бестселлером, и время от времени возникают похожие издания. Вспоминая Романа Якобсона, Гинзбург предлагает видеть в этом и подобных текстах внутренний диалог, а авторскую позицию сравнивает с должностью "адвоката дьявола".

В качестве источника традиции сатирических текстов называется издание Джонатана Дантона, основателя "Афинского общества". Каждый номер журнала "The Athenian Mercury" содержал в себе казуальные вопросы об истории, математике, юриспруденции, религии. Традиция восходит к энциклопедиям XVII века, но, главное, к античности, самым очевидным примером чего служат диалоги Платона. Форма, выбранная автором "Бесед" провоцирует читателя самого принимать решение. В этом, кстати, проявляется также отличительная черта рассуждений Гинзбурга – отказ от проговаривания каких-либо однозначных выводов, который порождает возможность дискуссии.

В данном случае, как, пожалуй, всегда, в центре внимания Карло Гинзбурга оказывается совершенно конкретный случай, его предпосылки и результаты. Вульстон и его образ мысли становится Меноккио, историю которого в режиме реального времени по кусочкам собирает Гинзбург.

 Взгляд на Европу с Востока: упражнение в медленном чтении

Третья лекция была посвящена не столько книге "Conformité des coutumes des Indiens Orientaux, avec celles des Juifs et des autres Peuples de l'Antiquité" (La Créquinière, начало XVIII в., Брюссель), сколько описанию живого исследовательского процесса – Карло Гинзбург сразу же сообщает, что работа над материалом еще не окончена.

Гинзбург описывает книгу как продукт эпохи Просвещения: в сравнительном подходе к религиям, сопоставлении различных цивилизаций, обобщениях, изложенных в книге, и их аргументации. Книга – об истории отношения европейцев к другими народам или, если точнее, об отражении противоположностей друг в друге. "Что сделало возможным завоевание мира Европой?", – главный вопрос, за ответом на который можно обратиться к ней.

Самая интересная часть мастер-класса в описании процесса – экфрасис работы в архиве зачаровал. Карло Гинзбург говорил о внезапном обнаружении именно "того" в одном из каталогов, про ощущения, испытанные перед еще непрочитанными документами, про предвкушение и разочарование: листы перемешаны, автограф нечитаемый и название обещало больше, чем есть.

Значительную, если не большую, часть мастер-класса составил диалог с аудиторией про проблему исторического знания, про знание вообще, про микроисторию как альтернативу макроистории, про эксперимент в истории и эксперимент в науке вообще.

 Различие в деталях: знаточество и экфрасис

На заключительном мастер-классе Карло Гинзбург рассказывал про тонкости экфратического описания. Гинзбург кратко обрисовывает историю понятия (ekphrases, словесное описание реальных или вымышленных предметов, появившееся в античности), а затем переходит к центральному сюжету своей лекции – экфрасисам Филиппа Понси и Роберто Лонги. Последний, по словам Гинзбурга, выступает с особой интерпретацией экфрасиса, как вербального эквивалента произведения искусства. Но самое важное в работах Лонги – это экфрасис как часть знаточеского инструментария (Роберто Лонги. От Чимабуэ до Моранди. М., 1984). Характеризуя Лонги, Гинзбург показывает его на фоне философа Бенедетто Кроче.

В ходе лекции Карло Гинзбург ссылается на Дж. Морелли, М. Баксендолла, К. Кларка и много говорит об их понимании восприятия искусства.

Дискуссия во время семинарской части мастер-класса, сконцентрировалась вокруг типологии экфрасиса, его генезиса и возможности определения границ понятия. Карло Гинзбург вновь отказывался от однозначных ответов на вопросы: основной – это "смотря с какой стороны взглянуть" на проблему.

Все мастер-классы Карло Гинзбурга были связаны между собой множеством общих фактов и деталей. Хотя не было заявлено общей темы, это был цикл занятий, на которых Гинзбург показывал настоящий методологический/гуманитарный класс.

Анастасия Челован

 

{gallery}art_history/materials/gallery/2013-09-30{/gallery}