Место проведения: Гагаринская ул., дом 6/1, литер А (вход со Шпалерной ул.), аудитория 217.
Сельское поселение Териберка (Мурманская область, 851 человек в 2017 г.) в последние несколько лет переживает новый виток известности благодаря выходу художественного фильма «Левиафан» (2014 г., частично отснят в Териберке) и организации летнего фестиваля «Териберка. Новая жизнь» московским фермерским кооперативом «Лавка-Лавка» (первый фестиваль прошел в 2015 г.). Проекты развития территорий, вроде фестивалей, арт-проектов или создания кластеров инновационной деятельности, уже привычно воспринимаются как безусловное благо или даже универсальный рецепт спасения периферийных территорий от стагнации и депопуляции. Сложный вопрос о том, как сам посёлок относится к насильственному развитию, снова занимает меня – как и в 2012 г., когда в рамках Сибирского семинара я рассказывал про обиды Териберки на промышленную корпорацию и ее сценарии счастливого будущего.
Лето 2017 г. в Териберке ознаменовалось проведением сразу трёх фестивалей («Териберская волна», «Рыбка-окунёчик» и «Териберка. Новая жизнь»), ситуативным контекстом которых стала принципиальная невзаимопонятность действий, аргументов и интенций участников (организаторов, спонсоров, гостей, хозяев). В докладе я представлю три вопроса, ответы на которые пытались предложить публичные дискуссии, стратегии поведения и само фестивальное противостояние: что такое Териберка (глубинка, terra nullius или старинное поморское село?), кто имеет право на проживание ее настоящего или выбор сценария будущего (и каким образом постулируется это право?) и, наконец, кто может стать агентом изменений в посёлке (что можно считать значимым изменением и кто наделён способностью совершать значимые действия?).