Если вы в феврале в Екатеринбурге и следите за интеллектуальной жизнью Европейского университета, то у нас хорошие новости. В этом месяце в Ельцин-центре состоятся сразу три лекции экспертов ЕУ.
Так, 24 и 25 февраля научный сотрудник Центра STS Кирилл Петров прочитает оставшиеся две лекции из цикла «Наука и технологии: за или против?», о котором мы писали ранее.
- 24 февраля — «Этнография пользователей: как участники сообщества reddit улучшают свой мозг»
Сегодня сложно найти сферы, не затронутые развитием технонауки. Особенно чувствительные трансформации связаны с технологическими инновациями, которые непосредственно затрагивают человеческие представления о самом себе. Например, криозаморозка ооцитов показывает, как трудно сегодня провести границу между человеческим телом и лабораторией, а открытия в нейрофизиологии ставят под сомнение свободу воли. Это вызывает опасения, что технологии могут стать инструментом «порабощения» человека. Подобная мифология порождает движения сопротивления, объединенные стремлением «взломать» и заново приручить существующие технологии. Одним из наиболее известных направлений в этом ряду являются «биохакеры». Прочие подробности и регистрация здесь.
- 25 февраля — «Кому нужна техноэтика и можно ли осудить Фрица Габера, атомную бомбу и искусственный интеллект?»
Что объединяет такие объекты, как пестицид Циклон Б, атомную бомбу и современные версии искусственного интеллекта? Созданные человеком как средство достижения блага, они послужили источником новых рисков и страхов. Перевешивают ли блага, приобретенные от их использования, потенциальный вред? Можно ли вообще использовать принципы моральной философии в отношении не-живых объектов? Могут ли артефакты нести моральную ответственность, и как принять правильное решение? Зарегистрироваться можно здесь.
И еще одна лекция 26 февраля, уже не в рамках совместного цикла Центра STS и Ельцин-центра, — профессора Школы искусств и культурного наследия Константина Учителя. Он выступит с темой «Даниил Хармс: музыкальные ключи».
Даниил Хармс был не просто любителем музыки. Он наизусть знал «Евгения Онегина» и «Волшебную флейту», его увлечение музыкой и вовлеченность в концертную и оперную жизнь Ленинграда носили устойчивый и глубокий характер. В ближайшем кругу общения Хармса — философ и музыкант Яков Друскин и его брат, крупнейший русский музыковед Михаил Друскин. Хармс был знаком не только с классиками XIX века, но и с музыкой представителей авангарда. Некоторые его сочинения можно интерпретировать, лишь опираясь на опыт Хармса-слушателя. С помощью музыкальных ключей порой открывается удивительная ясность творчества великого заумника и абсурдиста. Для участия регистрируйтесь.