11 ноября 2015 года в Европейском университете в Санкт-Петербурге состоялось очередное заседание киносеминара «Исламский мир на кинопленке: авторы, герои, города».
Автор цикла и ведущий семинаров — Наталья Валерьевна Казурова, к.и.н., специалист по истории иранского кинематографа, автор научных статей, рецензий, обзоров, лекций и киносеминаров (площадки «Эрарта»/«The Cinema»), участник многочисленных научных конференций, координатор программы Международного фестиваля короткометражного кино и анимации OpenCinema-2014.
{gallery}hist_dep/TAIF/111115/1/{/gallery}
На этот раз участники смотрели и обсуждали четыре короткометражные киноленты, рассказывающие о современной Киргизии. Все фильмы были предоставлены авторами и демонстрировались с их согласия.
В программу кинопоказа вошли:
1. Старая дева | Алижан Насиров | Кыргызстан | 2013 | 19 мин. | + рус. суб.
2. Перегон | Руслан Акун | Кыргызстан | 2014 | 23 мин. | + рус. суб.
3. Чайка | Елизавета Стишова | Кыргызстан, Россия | 2012 | 30 мин. | + рус. суб.
4. Возвращение Эркина | Мария Гуськова | Кыргызстан, Россия | 2015 | 28 мин. | + рус. суб.
Благодаря подбору фильмов у участников киносеминара была возможность увидеть как картины от авторов киргизского происхождения, снимающих от лица Кыргызстана, так и ленты российских авторов, обративших свой взор на жизнь центрально-азиатской республики.
В своих фильмах я всегда стараюсь опереться на традиции киргизского эпоса. Вернее даже не стараюсь, а это само собой так получается. Тут не подражание фольклору – фольклор сам тобой распоряжается, как хитрая жена: вроде и не замечаешь, что
она тобой командует, а в конце концов все равно выходит по ее.
Т. Океев
Игровая короткометражка Алижана Насирова «Старая дева» - типичное фольклорное кино с живописной пейзажной съемкой. Поднимаемая в фильме тема актуальна и злободневна не только для традиционного селения Киргизии, но во многом и для современной России. В случае с главной героиней, ситуация усложняется еще и тем, что девушка глухонемая. Она живет в глубинке, под защитой отца, неспешащего выдавать ее замуж, несмотря на то, что по местным нравам она уже считается старой девой - ей двадцать пять лет. Выбор у героини невелик: аксакалы – ровесники отца. Девушка, как и ее отец, трудится не покладая рук, а по ночам разглядывает глянцевые журналы, выбирает эффектные фигурки моделей и вырезает для пополнения своей коллекции - редкое доступное ей развлечение. Но как только ее отец умирает, мачеха тут же отдает падчерицу замуж за одного из немолодых мужчин. Что будет дальше, зритель может только предполагать...
Фильм «Перегон» Руслана Акуна продолжает линию пейзажных зарисовок. Сюжет перегона – один из самых традиционных для Центральной Азии. По стилистике работа похожа на фильм российско-казахского режиссера Сергея Дворцевого «Тюльпан», только акцент в картине Акуна сделан исключительно на детях, а не на взрослых. Фильм затрагивает вопросы, связанные с воспитанием, взрослением, формированием характера. Стоит отметить, что тема детства достаточно часто встречается в фестивальном кино и остается востребованной и сегодня.
Короткометражная лента Елизаветы Стишовой «Чайка» основана на истории сценариста Алены Хмельницкой, затронувшей важнейшую тему сохранения русского языка в школах Киргизии. Фильм создан в своеобразном жанре «геополитической трагикомедии», позволившем автору осветить статус русского языка и вынужденную трудовую миграцию в Россию. Из фильма мы узнаем, что в современной Киргизии складывается парадоксальная ситуация: русский язык никто учить не хочет, но на заработки люди едут именно в РФ. Одновременно с этим прослеживается значительное влияние Турции, представленной в ленте образом учителя-турка, у которого получается насаждать в школе турецкий язык и культуру с гораздо большим успехом, чем у учитель русского языка – Талипа – русский язык и культуру соответственно. Тем не менее, Талипу удается поставить с ребятами спектакль по пьесе А.П. Чехова «Чайка». Самым эмоциональным моментом всей короткометражной работы становится монолог Нины Заречной, исполненный одной из учениц-актрис импровизированного театра. Сугубо повествовательный по форме фильм насыщен визуальной поэзией, усиленной чеховским слогом.
Картина «Возвращение Эркина» - дипломная работа Марии Гуськовой – была представлена в Каннах-2015 и получила приз конкурса студенческих работ (третье место), а также была признана лучшим короткометражным игровым фильмом «Послания к человеку-2015». «Возвращение Эркина» – немного суховатое, повествовательное кино без чрезмерных эмоций и броских метафор. Фильм снят современно, но вместе с тем следует традиционной художественной манере, тяготеющей к отражению правды жизни без гиперболизации и натурализма, часто достигаемых сегодня за счет «живой подвижной камеры». Фильм сделан технически просто, но поставленная режиссером цель – правдоподобно передать трагедию бывшего заключенного, переживающего проблему личностной и социальной адаптации в обществе, – полностью достигнута. Не зря статичность камеры передает стагнацию жизни главного героя. Примечательно, что на фоне драмы одного человека и его семьи как бы невзначай затрагиваются такие важные темы, как проблема миграции, работа на хлопковых полях и раскрывается сущность мести и ее последствий, попытка заслужить прощение старшего и искупление вины прощением. Режиссер оставляет финал открытым, что позволяет зрителю размышлять над дальнейшей судьбой героя, которая однозначно не обещает быть легкой.