30 сентября 2015 года в Европейском университете состоялось первое в новом учебном году заседание киносеминара «Исламский мир на кинопленке: авторы, герои, города», организуемого профессурой ТАИФ по истории исламских народов в составе России.
Автор цикла и ведущий семинаров — Наталья Валерьевна Казурова, к.и.н., специалист по истории иранского кинематографа, автор научных статей, рецензий, обзоров, лекций и киносеминаров (площадки «Эрарта»/«The Cinema»), участник многочисленных научных конференций, координатор программы Международного фестиваля короткометражного кино и анимации OpenCinema-2014.
Все желающие смогли посмотреть и обсудить фильм российско-казахского режиссера Сергея Дворцевого «Тюльпан», а также узнать много интересного об особенностях казахского кинематографа от ведущей семинара к.и.н. Натальи Валерьевны Казуровой.
Тюльпан | Сергей Дворцевой |Казахстан/Россия/Германия/Швейцария| 2008 | 100 мин. |
Мой Бог – вот эта степь
«Шал»
Ермек Турсунов
Режиссер Сергей Дворцевой родился в Казахстане, после переехал в Россию и отучился в радиотехническом институте в Новосибирске. Однако в 1980-е годы решил начать новую жизнь, бросив все предыдущие занятия и поступив на Высшие курсы сценаристов и режиссеров в Москве, отделение неигрового кино.
На сегодняшний день Сергей Дворцевой признан одним из лучших документалистов, снимающих на русском и казахском языках. Его первый документальный фильм «Счастье» (1995) о жизни семьи казаха-кочевника в необъятной степи прозвучал 25-ти минутным гимном классическому документальному кинематографу с большой буквы. После этого фильма режиссера приняли как молодого и весьма талантливого дебютанта, немного поругав за отсутствие новизны и признав наследником лучших работ казахских документалистов 1960-х годов.
Технику и новаторство режиссер продемонстрировал в следующих своих работах. Так, уже в 1996 году он снимает «Хлебный день», который удостаивается приза «Золотой кентавр» в основном конкурсе Международного кинофестиваля «Послание к Человеку».
Следующие документальные ленты собирают букеты призов, но режиссер меняет направление своего творчества и уходит из документального в игровое кино. В одном из интервью свой выбор Дворцевой объясняет тем, что делать неигровые картины безнравственно: режиссеру выгодно, когда его экранным героям плохо, а помогать им он не имеет права.
В 2008 году Сергей Дворцевой снимает фильм «Тюльпан». Лента получает престижный приз конкурса «Особый взгляд» Международного кинофестиваля в Каннах.
Тюльпан снимался в степях Бетпак-Далы, Южно-Казахстанская область, четыре года. Режиссер долго выбирал актеров на роли в фильме, заставляя их жить в юрте, наряду с актерами были задействованы непрофессионалы, сценарий почти полностью прорабатывался на месте. Также на эпизодические роли привлекалось местное население поселка, в котором проходили съемки. Подобные методы работы характеризуют Дворцевого как документалиста. Автор кинокартины создает кинематографическое пространство, в котором он при минимализме насыщает кадр мельчайшими деталями, ловит подлинные моменты рассветов и закатов, включает живые эпизоды, старается добиться текучести повествования при минимуме монтажных склеек, показывает жизнь врасплох.
Важное место в фильме Дворцевой отводил животным, подчеркивая, что «самым сложным для актеров было соответствовать их силе, потому что все животные в фильме прекрасны и люди должны были быть не хуже».
«Тюльпан» – типичное фольклорное кино. С одной стороны, фильм с тривиальной для Центральной Азии "пастушеской темой", с другой – именно в этом и состоит главное его достоинство. Режиссер ищет новые трактовки событийного ряда для классической темы, вводит элемент непосредственной влюбленности главного героя, но не сбивается в излишнюю сентиментальность, балансируя между мелодрамой и комедией. Такое кино дает возможность оператору реализовать потенциал пейзажной съемки. Фильм вышел камерный и "уютный" несмотря на размах казахской степи, несомненной царицы повествования. Она манит почти всех казахских режиссеров как главный визуальный образ, как главная стихия. «Тюльпан» – фильм, в котором степь всегда будет оставаться победительницей, потому что она порабощает режиссера и загоняет его в жанровые рамки того пейзажного богатства, которым обладает. Степь – данность, неизбежность вне времени, и ее надо любить, чтобы быть способным в очередной раз передать ее красоту и власть. Именно степь бросает вызов возвращаться к ней вновь и вновь как к символу Казахстана, и вне времени обыгрывать ее казало бы скудные и однообразные истории. Но обязательно в очередной раз средь голой, и, казалось бы, безжизненной земли расцветет тюльпан... как символ мечты, возрождения и надежд.
Вновь и вновь провозглашают, что фольклорное кино уже немодно, но ни один фестиваль и ни один человек не устоит перед лучшими образцами этого жанра, потому что, возможно, это самое чистое и самое открытое кино, которое таит в себе немного сказки, немного притчи, немного ожившей легенды. И в этом многообразии рождаются слезы и смех, а, следовательно, жанровое пограничье. Есть такой трагикомизм и в фильме «Тюльпан».
Картина Дворцевого была хорошо принят на международных фестивалях за своей поэтический реализм, за негаснущий дух главного героя, за прекрасно выписанные характеры персонажей, за представление мира, который словно затерялся во времени и пространстве посреди степи.
Наталья Казурова