«Хорошая забота», противоречия и контекст — итоги секции ИММИ на ВДНХ

 
10.04.2023
 
Институт междисциплинарных медицинских исследований (ИММИ)
 
Анастасия Андреевна Новкунская; Анна Адриановна Темкина; Дарья Александровна Литвина

24 марта на XVI ежегодной конференции Европейского университета «ВДНХ» Анастасия Новкунская, Дарья Литвина и Анна Темкина провели презентацию книги Pregnancy and Birth in Russia: The Struggle for «Good Care». В книге исследовательницы описывают итоги многолетнего изучения системы родовспоможения в России с помощью качественных методов. 

Вопросы, которые ставили социологи:

  • Как создается «хорошая забота» в российском родовспоможении?
  • Почему разным социальным акторам приходится бороться за «хорошую заботу», и почему они ее понимают по-разному?
  • Какую роль играет контекст — институциональный, профессиональный, организационный?

Чтобы ответить на эти вопросы, исследовательницы проводили интервью об опыте родов с женщинами (более 70 интервью с 2015 года), медицинскими профессионалами (более 50 интервью с 2018 года), анализировали источники — правовые документы, публикации в медиа, жалобы пациенток, 239 часов наблюдали за работой роддома и провели фокус-группы с медиками. 

Противоречивые рекомендации и требования

В России роды медикализированы, беременная женщина по умолчанию становится пациенткой. При этом преемственность заботы нарушена: во время беременности женщину наблюдает один врач, в родах ведет другой, которого она видит в первый раз (если не заключила контракт), а после родов — третий. Рекомендации специалистов на разных этапах могут противоречить друг другу. 

Медики должны отвечать запросам и ожиданиям пациенток, при этом работая под жестким государственным контролем. Требования государства часто оказываются также противоречивыми.

«Мы наблюдали за работой роддома, который одновременно проходил проверки Росздравнадзора и Роспотребнадзора. Смотрели, как сотрудники готовятся к проверкам и спрашивали, что им нужно сделать. Нам показали коробку с перчатками. Она по умолчанию в заводской картонной упаковке, на которой указаны дата производства и срок годности. По требованиям Росздравнадзора перчатки должны храниться в заводской упаковке, чтобы проверяющие могли убедиться в пригодности расходников. Но Роспотребнадзор требует, чтобы перчатки хранились в контейнерах, которые можно продезинфицировать», — приводит пример таких противоречий Анастасия Новкунская. 

Агентность пациенток

«В советской системе родовспоможения женщина оказывалась в подчиненном положении, и медицинские сотрудники использовали вербальное дисциплинирование, грубость как способ подчинить пациенток. Способом борьбы с грубостью мог быть, например, блат. Женщины пытались с помощью знакомства и денег попасть к людям, которые будут о них заботиться», — поясняет Дарья Литвина. 

В постсоветской системе родовспоможения появились официальные платные услуги и родовые сертификаты, которые дают возможность выбрать роддом. Современное материнство называют «интенсивным», сфокусированном на ребенке. На этом фоне растет важность контроля за тем, как пройдут беременность и роды. Нужно выбрать «правильного» врача, роддом, избежать акушерской агрессии. Растут чувствительность к проявлению заботы и недовольство медицинской помощью — и женщины делают видимым личный опыт, связанный с акушерской агрессией, пишут отзывы и жалобы. Женщины становятся более агентны как потребители, но остаются во многом подчиненными, как пациентки.

Для медиков работа в таких условиях заставляет жонглировать разными коммуникативными стилями и техниками. Иногда наиболее эффективным, с точки зрения врача, будет «прикрикнуть» на женщину в родах, чтобы она начала рожать «правильно». А в другой ситуации, например, когда пациентке не нравится тембр голоса медика, использовать «сервисную» улыбку, чтобы избежать жалоб. 

Профессиональное как политическое 

«Мы взяли тезис personal as political: когда люди массово переживают однотипные индивидуальные проблемы, значит, что за этими проблемами стоят определенные структурные условия. И это не индивидуальная проблема, а та самая Система», — говорит Анна Темкина. 

Медики описывают Систему как непреодолимую силу. Большинство хотят как лучше, а получается всегда так, как требует Система. Эти требования часто бессмысленны с точки зрения участников взаимодействий. С другой стороны, часть специалистов выходят за рамки Системы и пытаются изменить некоторые правила. 

Опыт наблюдения за работой роддома Анастасия, Дарья и Анна описали в статье «Социологи в белом»: конструирование профессиональной позиции в медицинском поле. Эта публикация — рефлексия исследовательниц о том, как встроиться в работу медицинского учреждения и понять свою позицию в этом контексте.

Фото: Екатерина Токалова