Музей советских игровых автоматов, Европейский университет и Университет ИТМО представляют совместный цикл лекций о современных технологиях и науке. В мае и июне встречаемся в лектории Музея, чтобы поговорить о хайтек-предпринимательстве, роли онлайн-игр в совершении научных открытий, современных исследованиях науки и технологий и многом другом.
Адрес: Музей советских игровых автоматов, Конюшенная площадь, 2, Санкт-Петербург
Вход свободный, регистрация по ссылке.
КАК ГУМАНИТАРИЮ ПЕРЕСТАТЬ БОЯТЬСЯ
И ПОЛЮБИТЬ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ
Николай Руденко, научный сотрудник Центра STS, кандидат социологических наук
Деление на физиков и лириков, гуманитариев и технарей – довольно привычное разделение в нашем мировосприятии. Тезис о двух культурах, выдвинутый в 1940-е гг. Чарльзом Сноу – актуален до сих пор, и потому те, кто исследуют разные культурные феномены, например, память, ритуалы, социальное неравенство, разделены непроходимой стеной от тех, кто исследует физические, биологические или математические объекты. Это разделение сказывается на отношениях к технологиям.
Одни (технари) их изобретают и внедряют, другие (гуманитарии) ими пользуются и часто критикуют. Потому вторым никогда не придет в голову исследовать технологии, ведь это совсем не их область. На этом фоне популярность социальных исследований технологий, возникшая в Европе и США в 1970-е, а в России в 2000-е гг., кажется парадоксальной.
Почему это направление возникло? Что гуманитарии и социальные исследователи могут сказать о технологиях? Как они их могут плодотворно и осознанно исследовать? Есть ли у этого полезный результат?
Подобного рода вопросы особенно актуальны на фоне страхов и надежд по отношению к новым цифровым технологиям типа блокчейна или беспилотным автомобилям.
Эти же вопросы автор лекции, сам занимающийся социальными исследованиями технологий, неоднократно задавал себе и обсуждал со своими коллегами. На выступлении Николай поделится возникшими ответами и покажет, как включать технологии в свое гуманитарное мировоззрение так, чтобы прийти к представлению об обществе как о неразрывных сборках того и другого.