ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВДА - ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ - ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: Болевые точки пересечения

 
02.05.2017
 
Факультет истории
 
Юлия Кантор

Юлия Зораховна Кантор - профессор кафедры всеобщей истории РГПУ им. А.И.Герцена, доктор исторических наук.

Восприятие и осмысление Второй мировой войны нередко определяют интерпретации настоящего и ожидания, направленные в будущее. История войны и ее образы, существующие в массовом сознании, стали факторами, воздействующими на общественную жизнь, на внутреннюю и внешнюю политику многих стран.

Всегда исторические сведения и представления избирательно использовались идеологами, однако, только в конце ХХ – начале ХХI вв. такое использование стало принимать системный характер. Особенно "выпукло" это проявляется в странах "постсоветского" или "посткоммунистического" пространства, что во многом связано с историей Второй мировой войны. Историческая политика доминирует над исторической правдой, а историческая память становится объектом идеологизированных манипуляций.

На наших глазах ведутся войны за историю, за право интерпретировать и толковать хорошо известные факты. Такие баталии разгораются как между политиками разных стран, так и внутри государств. Как правило, «в основе» исторической политики живет спекулятивное использование памяти о войне. Восприятие событий Второй мировой войны способно дать множество примеров разновекторной направленности, даже конфронтации исторической памяти в разных государствах.